Наблюдение как основной метод развития детской наблюдательности
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Мурашко Татьяна Олеговна

Одним из  важнейших средств развития наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста  является сенсорное развитие. Так как, именно природа заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Наблюдение как основной метод развития детской наблюдательности.         

   Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

  Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

  Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

  Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

  Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3–6 человек), так и со всей группой воспитанников.

  Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.

  Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при этом, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.

  Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодоч и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, возвращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде.

  Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера, почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

  Вывод. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение, как основной метод экологического воспитания

В статье раскрывается значение метода наблюдения в формировании познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрываются общие требования к организации наблюдения и методика проведения наб...

Формирование представлений о временах года через наблюдения как основной метод ознакомления детей с природой.

Интерес к проблеме времени равно свойственен естествознанию и наукам гуманитарного цикла. По существу, любое проявление человеческой деятельности не просто "погружено" во время, происходит в нем, но и...

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Сообщение для педагогов о наблюдении, как основ методе ознакомления с природой....

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Методические рекомендации о наблюдении в природе с детьми....

НАБЛЮДЕНИЙ – КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деят...

«НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

информация для воспитателей для реализации наблюдений в детском саду....