конспект НОД на тему "Круговорот воды в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Программное задачи: расширять знания детей о значении воды в жизни человека; прививать бережное отношение к воде; обогащать словарь детей по теме занятия. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды; Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Материалы: электрический чайник, зеркало, иллюстрации на тему «Водоемы», схема «Водоворот воды в природе», емкости с водой, губки, салфетки.
Методы и приемы: беседа, вопросы, наглядные, словесные, выступление перед детьми с опытами, анализ полученных данных
Проблемные вопросы: Почему вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды
Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
Чтение сказки «Путешествие Капельки»
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
Знакомство с круговоротом воды в природе
ХОД НОД:
Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу с вами работу. Пожелайте им доброго утра.
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Ну что же, ребята, мы с вами начинаем нашу работу. Послушайте загадку.
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус )
- А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
Звучит запись журчания ручейка
(Чтение стихотворения о ВОДЕ)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А как вода поступает в реку?
- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Пальчиковая гимнастика «Пирог»
Падал снег на порог (дети два раза медленно опускают ладони на колени)
Кот лепил себе пирог. (прижимая ладони к ладони, показывают, как лепят пироги)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. («бегут» пальчики обеих рук по коленям)
Пироги себе пеки (грозят пальчиком)
Не из снега – из муки (опять пекут пироги).
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс.(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой(шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию. Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.
Наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
Воспитатель проводит опыт:
№1 кипятит воду в электрическом чайнике.
В.: Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике? Мы же наливали воду.
Д.: Вода при нагревании превратилась в пар.
Воспитатель подносит к струе пара холодное зеркало. Подержав некоторое время зеркало над паром, выключает чайник.
В.: Посмотрите, что произошло с зеркалом. Откуда появились капельки воды на зеркале? Перед опытом зеркало было чистым и сухим.
Д.: Когда пар попал на холодное зеркало, он опять превратился в воду.
В.: Вот так происходит и в природе.
Воспитатель показывает схему «Водоворот воды в природе».
В.: Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превратилась в пар. В Виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух.
Вверху, над землей, холодно. Чтобы убедиться, что это так, вспомните, как одеваются альпинисты, когда идут высоко в горы. Они обязательно берут с собой теплую одежду. Если вы летали на самолете, то, наверное, слышали, как стюардесса, объявляя во время полета температуру за бортом самолета, называет обычно ту температуру, какая бывает в самые холодные зимние дни.
Поэтому пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Опыт №2 В: Перед вами стоят емкости, в емкостях вода, это наш водоём. Возьмите пожалуйста в руки губки и скажите губка лёгкая? (лёгкая как облачко) А теперь наберите чуть-чуть водички, так, чтобы губка впитала капельки воды (набрали) Поднимите губку и скажите, губка потяжелела? А теперь давайте посмотрим как из тучки льётся дождь. Сожмите губку одной рукой, что пошло из тучки? (дождь) Капельки снова из тучки спустились вниз.
В: Из этого можно сделать вывод (какой) что с помощью губки мы с вами понаблюдали. Как в тучку, набираются капельки воды и в виде дождя спускаются вниз. После опыта вытрем руки салфеткой.
В.: А кто может рассказать, как образуются снежинки?
Д.: Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки падают на землю в виде снега.
В.: Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называют круговоротом воды в природе. Кто повторит круговорот воды в природе?
В.: Без воды человек не может жить, поэтому он обязан беречь воду. А вы умеете беречь воду? Как вы это делаете?
Д.: Не загрязнять водоемы, обращать внимание, не течет ли зря вода и водопровода.
В:Ребята мы с вами хорошо потрудились.
Итог: Беседа по вопросам:
– Что интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?
– Что хотели бы рассказать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства вод...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ ЗАНЯТИЯ- ЭКСПЕРИМЕНТУ "КРУГОВОР ВОДЫ В ПРИРОДЫ" ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Основные задачи:Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями пр...
«Круговорот воды в природе. Свойство воды».Конспект НОД по исследованию обьектов живой и неживой природы; с применением ИКТ-технологии
Развивать представления детей о разнообразных свойствах воды...