Проект "Организация исследовательской деятельности в ДОУ"
проект по окружающему миру по теме

Булгакова Ирина Александровна

Организация исследовательской деятельности в ДОУ по методу А.И. Савенкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Булгакова Ирина Александровна

Регион

Калининградская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

г. Калининград

Номер и/или название школы/ОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №111

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

«Организация исследовательской деятельности в детском саду по методу А.И.Савенкова», «Юные исследователи».

Краткое содержание проекта

Проект предназначен для работы с дошкольниками 5-7 лет по теме: «Организация исследовательской деятельности». Проект предполагает развитие у детей инициативы, критичности, пытливости, самостоятельности; учит элементам поисковой работы, развивает собственный познавательный опыт через исследования и экспериментирование.  В проекте используется методика А.И. Савенкова, которая позволяет развивать у детей исследовательские умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы;  давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать;  умения и навыки проведения экспериментов; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; готовить собственные мини-доклады; доказывать и защищать свои идеи.

 

Предмет(ы)

Проект направлен на освоение  стандартов по экологическому воспитанию в детском саду.

Группы

Проект предназначен для воспитанников старших и подготовительных групп.

Приблизительная продолжительность проекта

Проект долгосрочный. В течение учебного года.

Основа проекта

Образовательные стандарты

Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников осуществляется по следующим программам: Л.А. Венгера «Развитие», А.Вахрушева «Здравствуй, мир», Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа», А.И.Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду». В процессе работы над проектом дети осваивают алгоритм проведения исследований по методике доктора педагогических наук Савенкова Александра Ильича.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

Формирование умения работать в группе. Формирование навыков исследовательской работы.

После завершения проекта дошкольники смогут: видеть и решать проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы;  давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; самостоятельно проводить эксперименты; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; готовить собственные мини-доклады; доказывать и защищать свои идеи.

 

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Каким способом можно получить информацию о различных объектах и предметах?  

Проблемные вопросы учебной темы

Что это такое? Из чего сделан предмет? Где используется? Где живёт объект? Какой можно провести эксперимент или исследование? и т.п.

Учебные вопросы

Например: исследуемый объект – черепаха. Вопросы по содержанию:

  • Где обитают черепахи?
  • Во что заключено туловище черепахи?
  • Есть ли у черепахи зубы?
  • Что черепаха делает при опасности?
  • Чем питаются черепахи?
  • Как определить возраст черепахи?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Викторины и загадки помогают оценить исходные знания детей о тех или иных объектах, предметах.

Помощь и сотрудничество детей и педагогов.

Наблюдение за деятельностью воспитанников в ходе исследований.

Грамоты:

«Находчивый исследователь»,

 «Лучший докладчик»

Благодарность за умение работать в группе.

Поощрительные призы за участие в исследовательской деятельности.

 

Описание методов оценивания

Контроль за деятельностью дошкольников осуществляется посредством:

  • Наблюдения за деятельностью детей в процессе выбора темы, составления плана

исследований, сбора информации и составление доклада с помощью пиктограмм.

  • Анализ итоговых творческих заданий.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Умение работать в группах, собирать информацию из разных источников и отражать полученные знания в пиктографическом письме.

Учебные мероприятия

Алгоритм проведения исследований.

1 этап «Тренировочные занятия»- знакомство и обучение технике исследовательского поиска, с целью научить детей добывать знания самостоятельно.

Шаг 1: Выбор темы

Шаг 2: Составление плана исследования.

Шаг 3: Сбор материала с помощью следующих методов исследования: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, получить информацию по телевизору, из компьютера, понаблюдать, провести эксперимент, связаться со специалистом.

Шаг 4: Обобщение полученных данных.

Шаг 5: Доклад

2 этап «Самостоятельные исследования»

  • Подготовка
  • Проведение занятий
  • Выбор темы
  • Сбор материала
  • Доклады

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат,  компьютер, принтер,  цифровая камера, проекционная система,  DVD-проигрыватель, сканер, телевизор

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

 Программы обработки изображений,  веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.

Интернет-ресурсы

Viki.rdf.ru , doshvozrast.ru, dob.1september.ru

Другие ресурсы

Экскурсии, эксперименты, воспитанники других групп, администрация ДОУ, родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...