Организация детского экспериментирования в ДОУ
презентация по окружающему миру на тему
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Представленная презентация показывает этапы организации детского экспериментирования в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_detskogo_eksperimentirovaniya_v_dou.pptx | 2.92 МБ |
kratkoe_opisanie_slaydov_prezentatsii.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод экспериментирования эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному . Знания , полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Особенности детского экспериментирования Во-первых , детское экспериментирование свободно от обязательств. Во-вторых , при проведении экспериментов нет жесткого регламента продолжительности опыта. В-третьих , в процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. В детском эксперименте есть еще один важный момент, который необходимо учитывать – это право ребенка на ошибку .
Изучение условий проведения исследовательской деятельности Творческая группа педагогов МБДОУ под руководством старшего воспитателя Макаровой М.И.
1 этап: изучение места детского эксперименти - рования в предпочтениях дошкольников методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой 1 – игровая 2 – чтение книг 3 – изобразительная 4 – экспериментирование 5 – труд в природе 6 – конструирование
2 этап: изучение сферы интересов в экспериментальной деятельности детей методика Г.П. Тугушевой , А.Е.Чистяковой приборы-помощники разнообразные сосуды природный материал утилизированный материал технические материалы разные виды бумаги красители медицинские материалы прочие материалы
3 этап: определение уровня педагогической компетентности родителей и воспитателей Метод: анкетирование Цель: выявить отношение родителей к экспери -ментальной деятельности детей и роль педагога в развитии познавательного развития дошкольников .
Уголки экспериментирования
Работа с педагогами круглые столы, диспуты, викторины, семинары-практикумы
Работа с дошкольниками Экспериментирование с дошкольниками осуществляется в разных формах: наблюдения и беседы элементарные опыты дидактические упражнения проблемные ситуации трудовая деятельность изобразительная деятельность работа по алгоритму моделирование и другие.
Свойства воды
Свойства воздуха
Свойства сыпучих веществ
Свойства камней, магнита
Экспериментирование в природе
Школьная лаборатория
Городской семинар
Подрастают наши дети – Все хотят узнать на свете: Любопытство их растет И врасплох нас застает. «Почему вода течет? Свет начало где берет? Почему летают птицы? Почему вулкан дымится?» Когда дети подрастают, То чудес не замечают. Так что пусть пока резвятся – Миром вдоволь насладятся.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.
Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом.
Часто дошкольники лишены возможности самостоятельно находить решение поставленных задач, и чаще всего получают знания в готовом виде, запоминают их и механически воспроизводят. Мысль ребенка, можно сказать, «дремлет». В дальнейшем он проявляет интеллектуальную пассивность, ощущает трудности в обучении.
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», – гласит китайская пословица. Поэтому так важно активизировать познавательную деятельность ребенка, развивать его любознательность, пробуждать интерес к себе и окружающему миру.
Слайд 2
В настоящее время в системе дошкольного образования используется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Данный метод как никакой другой, соответствует возрастным особенностям детей. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Слайд 3
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников, и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых.
Во-первых, детское экспериментирование свободно от обязательств. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, как поступили бы с сотрудником лаборатории. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраниться ощущение внутренней свободы.
Во-вторых, при проведении экспериментов нет жесткого регламента продолжительности опыта. Если ребенок работает с увлечением, его занятие не прерывают только потому, что истекло время. В тоже время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить заранее запланированного срока.
В-третьих, в процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.
В детском эксперименте есть еще один важный момент, который необходимо учитывать – это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
Слайд 4
Изучение условий проведения исследовательской деятельности. Творческая группа педагогов МБДОУ определила одним из первоочередных направлений своей деятельности изучение условий, созданных в дошкольном учреждении для формирования у дошкольников познавательной активности через детское экспериментирование.
Слайд 5
1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Для этого использовалась методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой. Ребенку демонстрировались картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование.
Затем ребенку предлагались выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делалось три выбора. Все три выбора фиксировались в протоколе, за первый выбор засчитывалось 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Результаты оформлялись в таблицу. По итогам анализа результатов, изложенных в таблице, определяется место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений.
Слайд 6
2 этап: изучение сферы интересов в экспериментальной деятельности детей.
Для этого использовали методику Г.П. Тугушевой, А.Е.Чистяковой.
Ребенку предлагались картинки, на которых изображено оборудование из уголка экспериментирования • приборы-помощники;
- разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
- природный материал;
- утилизированный материал;
- технические материалы;
- разные виды бумаги;
- красители: пищевые и непищевые;
- медицинские материалы;
- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.).
Ребенку предлагалось выбрать: «Что больше нравится. Почему?», «Что будешь с ним делать?». За первый выбор – 9 баллов, за второй – 8 баллов, за третий выбор – 7 баллов, за четвертый – 6 баллов и т.п. Все выборы фиксировались в таблице. В связи с этим было выявлено 3 категории материалов экспериментальной деятельности по степени проявления к ним познавательного интереса воспитанников и активности экспериментирования с ним
Слайд 7
3 этап: определение уровня педагогической компетентности родителей и воспитателей.
Проводилось анкетирование родителей и воспитателей. Родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, оказывают им помощь, поддержку. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе. В группах создаются условия для организации детского экспериментирования, интерес ребенка к экспериментированию поддерживается различными методами и приемами.
Слайд 8
Для успешного осуществления экспериментальной деятельности дошкольников в каждой возрастной группе созданы уголки экспериментирования или мини-лаборатории, разработаны требования к их содержанию.
Обязательно наличие дидактических игрушек – Почемучки, Знайки-любознайки, Мудрой Совы и др., которые делают первые открытия вместе с детьми.
Благодаря совместным усилиям педагогов, развивающая исследовательская среда в ДОУ – это в первую очередь, отсутствие искусственных ограничителей детской территории, многочисленных, часто нелепых запретов: «туда не ходи», «руками не трогай», «сядь на стульчик, а то испачкаешься».
В тоже время не надо пренебрегать разумными правилами безопасности.
Слайд 9 и Слайд 10
В рамках повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации детского экспериментирования особое внимание уделяется созданию информационной среды и использованию интерактивных форм работы, включающих в себя круглые столы, диспуты, викторины. Повышенный интерес у педагогов вызывают семинары-практикумы, на которых участники знакомятся с особенностями проведения экспериментов в каждой возрастной группе, обсуждают приемы активизации познавательной деятельности дошкольников.
Слайд 11
Экспериментирование с дошкольниками осуществляется в разных формах: наблюдения, опыты, дидактические игры и упражнения, игры-загадки, беседы, проблемные ситуации, трудовая деятельность, изобразительная деятельность, работа по алгоритму, моделирование и другие. Чем старше ребенок, тем более разнообразные формы работы можно использовать.
Слайд 12
С раннего детства малыши знакомятся со свойствами воды, узнают о важности воды в жизни всего живого. Детям нравится переливать воду из емкости в емкость, бросать в воду различные предметы и наблюдать за ними, менять цвет и запах воды, нагревать, охлаждать и замораживать ее, играть в различные игры: «Тонет – не тонет», «Прятки с водой», «Рыболовы», «Цветные льдинки».
Слайд 13
В ходе проведения экспериментов с воздухом дошкольники знакомятся с его свойствами, обнаруживают воздух в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах, узнают, как образуется ветер. Любимыми детскими забавами стали игры с ветрячками, веерами, лодочками, запуск воздушного змея.
Слайд 14
Дошкольники с интересом сравнивают различные виды почвы: песок, глину, землю. Определяют, что лучше пропускает воду. При знакомстве с песком дети понимают, что свойства сухого и влажного песка отличаются. Из сыпучих веществ дети любят экспериментировать с мукой. В играх «Чудесная мука», «Юные поварята», «Пирог для друзей» малыши узнают, что мука мягкая, лёгкая, может сыпаться, при добавлении в муку воды получается тесто.
Слайд 15
Первые представления о камнях дошкольники получают на прогулках, т.к. камни, безусловно, принадлежат к самым «легко добываемым» экспонатам. Ведь они в буквальном смысле лежат под ногами. Определяют прочность камней, узнают, где используется эта особенность (строительство, памятники, драгоценности).
Старшие дошкольники знакомятся с магнитом и его свойствами. Дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, узнают о возможности прохождения магнитных сил через различные материалы и вещества, выявляют такую особенность при взаимодействии 2-х магнитов, как притяжение и отталкивание.
Слайд 16
Опытно-исследовательскую деятельность с детьми педагоги организуют не только в мини-лабораториях, но и в природе, на территории экологической тропы детского сада. Дошкольники знакомятся с живыми объектами (птицами, насекомыми, пресмыкающимися, рыбами). Делают выводы, что живым существам лучше живется в природных условиях, их не следует приносить домой, в группу, а лучше подкормить на улице. В зимнее время при благоприятных условиях дошкольники знакомятся со свойствами снега, льда.
Слайд 17
Необходимым условием успешной подготовки старших дошкольников к обучению в школе является творческое сотрудничество педагогических коллективов МБДОУ и ОШ. В рамках проведения экскурсий по ознакомлению со школой и с целью повышения интереса к поисково-исследовательской деятельности, старшие дошкольники посещают кабинеты химии и физики, где знакомятся с лабораторным оборудованием и приборами. Педагоги школы показывают ребятам интересные, специально подготовленные опыты, сопровождая их сказочными историями. У детей повышается мотивационная готовность к обучению, появляется желание узнать как можно больше.
Слайд 18 Слайд 19
Итог работы подведены на Городском семинаре для заведующий и старших воспитателей «Формирование у дошкольников познавательной активности через детское экспериментирование»
Слайд 20
Подрастают наши дети –
Все хотят узнать на свете:
Любопытство их растет
И врасплох нас застает.
«Почему вода течет?
Свет начало где берет?
Почему летают птицы?
Почему вулкан дымится?»
Когда дети подрастают,
То чудес не замечают.
Так что пусть пока резвятся
Миром вдоволь насладятся.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания....
Методические рекомендации по организации детского экспериментирования во время прогулок.
Методическая разработка. Организация детского экспериментирования во время прогулок....
Организация детского экспериментирования в домашних условиях
консультация для родителей: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Организация детского экспериментирования в детских условиях
Организация детского экспериментирования в детских условиях...