Конспект НОД "Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ондар Азиймаа Кара-ооловна

Конспект с детьми старшей группы о вулканах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД о вулканах24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Извержение вулкана»

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе.

Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие: расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана). Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок о вулканах, заучивание физкультминутки, изготовление макета вулкана.

Словарная работа: вулкан, извержение, пемза, лава.

Методические приемы: игровой - сюрпризный момент, словесный - вопросы к детям, беседа, практический - исследование предмета, опыты и экспериментирование.

Индивидуальная работа с К. Байлак – развивать у ребенка активность в исследовательской деятельности.

Материалы: кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой, воздушные шары, лимонад, тазик, смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота), макеты вулканов, разрезные картинки, материалы для рисования, не раскрашенные рисунки.

Средства ТСО: экран, проектор, ноутбук.

Ход НОД:

Организационный момент.

Разминка.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Восп: Я вам приготовила на занятие интересные картинки, пройдёмте к столу (перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, снега).

Игра «Сложи картинки».

Восп: Что случилось? Картинки разрезаны на маленькие части, кто это мог сделать. Кто-то очень не хочет, чтобы их увидели. Давайте их сложим и рассмотрим, что на них нарисовано.

(дети работают в парах).

Восп: - Что изображено на ваших картинках?

         - Как можно назвать их по-другому, одним словом?   (явления природы)

1. Вводная часть.

Восп: Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

Дети: вулкан.

2. Основная часть.

Восп: Да, ребята, это вулкан. Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

(показ презентации о вулканах).

Восп: В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1,2,3) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. А вы знаете, что такое вулкан? Какой формы вулкан? На что он похож?

Дети: вулкан – это огнедышащая гора. Вулкан треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус…        .

 Восп: Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Восп: Как вы думаете, какой вулкан называют действующим?

(ответы детей)

Восп: Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №4).  Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №5,6,7). Затем происходит взрыв (слайд№8,9). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№10,11,12). Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне лежит огненная жидкость. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №13,14). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№15,16,17). А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать?

Дети: Да!  

(звук извержения вулкана)

          Восп: Что вы испытали, когда услышали этот звук? А как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?

(ответы детей)

Восп: Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой (слайд №10). Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А какие вулканы называют потухшими?  

(ответы детей).

Восп: Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом (слайд №11).

Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана.

Восп: (Опыт№1). Надуваем и слегка сожмем в кулаке шарик, продолжаем надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев.

(делают опыт)

Восп: То же самое происходит и с лавой, когда горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.

Такой же эффект происходит, если открыть газированный теплый напиток (лимонад, квас). Раздается хлопок, из бутылки вырывается мощная струя напитка. А если бутылка неплотно закрыта, то эта струя может сама вышибить пробку из бутылки. Вот вам домашний вулкан!

(Опыт №2). 

Восп:  Что это?

Дети: Пемза.

Восп: Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.

Давайте исследуем камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличается?

Дети: Пемза легкая, в ней много дырочек, а камень – тяжелее, чем пемза, он гладкий.

Восп: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Как это можно проверить? Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду

(делают опыт).

Какое открытие мы сделали?

Дети: пемза не тонет, плавает, а камень – тонет.

Восп: Правильно, пемза - не тонет, а камень – тонет. Ребята, а как вы думаете, почему пемза плавает, не тонет?

Дети: Пемза плавает, потому, что в ней очень много дырочек, она легкая.

 Восп: Пемза – это камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. А теперь все тихо встали, физкультминутку сделаем.

Физкультминутка.

По дорожке мы шагаем,

И ворон мы не считаем,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1,2,3»

 (Опыт №3). Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?

Дети: да, у нас получится!

Восп: 1,2,3 повернись,

          И в волшебника превратись.

Дети подходят к макету вулкана.

Восп: Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим. Внутрь вулкана мы наливаем смесь (восп-ль выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. Это кислая- прекислая вода -  в ней разведена лимонная кислота, ее вливаем в «вулкан». Вот и наш вулкан проснулся!

 Восп: У меня есть рисунки не раскрашенных вулканов и предлагаю раскрасить их. Теперь приступаем к работе.

(Дети рисуют)

Восп: Молодцы, ребята! Покажите мне, какие вулканы получились у вас. А ваши рисунки потом вывешиваем в группе.

3. Заключительная часть.

- Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)

- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)

- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)

- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)

- Что остаётся после извержения вулкана?   (застывшие камни, сгоревшие деревья)

- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)

- Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)

- Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.

- У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. (из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного, блестящего цвета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект открытого НОД в подготовительной группе "Вулканы"....

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе на тему "Вулканы"...

Конспект НОД "Вулканы" подготовительная группа

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности рекомендуется для детей подготовительной группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования, ...

Конспект ООД "Вулканы"

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему "Вулканы"...

Конспект НОД "Вулканы Камчатки"

Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы. В ходе которой ребята, используя схему, последовательности проведения опыта,  под чутким присмотром ...

Конспект ООД "Вулканы"

Конспект ООД "Вулканы"...

Конспект занятия "Вулканы"

Занятие направлено на расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулканаhttps://www.youtube.com/watch?reload=9&v=EJDgaaYkHiU  ...