Конспект интегрированного занятия для старшей группы на тему: " К истокам русской старины"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Приобщение детей к истокам русской народной культуры - неотъемлемая часть образовательного процесса в ДОУ.
В ребенке нужно пробудить интерес к культуре и истории своей Родины, любовь к ней, и тогда он будет относиться с уважением и любовью к своему близкому окружению и обществу, в котором ему предстоит жить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_istokam_russkoy_stariny.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного открытого занятия в старшей группе на тему: «К истокам русской старины»
Подготовила и провела воспитатель старшей группы:
Новикова О.П.
Цель: формирование представлений детей о быте и культуре русского народа.
Задачи: - расширить представления детей о быте наших предков;
- развить интерес к изучению культуры русского народа;
- воспитывать любовь к Родине, гордость за свой народ и его культуру;
- обогатиться словарный запас детей.
Материал: русский - народный костюм для воспитателея, предметы быта, игрушки (соломенные, деревянные, глиняные и др.), воссоздание в группе быта деревенской избы, картинки избы, печи.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и предметов быта русской избы, изучение традиций и обрядов русского народа, чтение русских народных сказок.
Ход занятия
Беседа
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в избу, добро пожаловать, низкий вам поклон, гости дорогие!
Сейчас мы говорим - построить дом, а раньше говорили – срубить избу. Почему так говорили? (Ответы детей) Да, верно! При постройки избы пользовались только топором, а использовали в основном сосну. Укладывая бревна друг на друга, возводили избу.
Важная и неотъемлемая часть любой избы – это печь! Она и кормила, и грела, и лечила, на печи спали, а еще в ней мылись. Все угольки из печи убирали, стелили солому брали воду и мылись. Натирались золой, так как мыла тогда еще не было и обливались водой.
Воспитатель : Ребята, а какие же предметы сейчас заменили нам печь?
Ответы детей: плита – на ней мы готовим, отапливаются квартиры батареями, спим мы на кроватях, а лечимся разными лекарствами…
Воспитатель: да, все совершенно верно.
За печкой располагался «бабий угол» там женщины готовили и отдыхали, растили детей. У мужчин был свой угол, его называли «задний», там ремонтировали и изготавливали утварь, плели лапти, вязали сети и там же отдыхали.
Воспитатель: ребята, а где же все семья собиралась вместе?
Да, собиралась семья вся вместе за столом, но у каждого там было свое место, во главе стола сидел хозяин семьи. Стол был прямоугольной формы и накрыт скатертью. На столе обязательно лежал хлеб и стояла солонка, наши предки верили, что соль защищала от враждебных сил.
На Руси говорили – «Без соли, без хлеба – половина обеда». Как вы думаете, каков смысл этой пословицы? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, обед не настолько сытный, хлеб и соль на столе – это символ благополучия в доме. Готовили в чугунном котелке, ставили его в печь используя ухват, еще называли его рогачем, видите, он похож на рога животного. Чугунок ставили на стол и все из него ели по очереди, начиная с деда. Тарелок тогда не было, а у кого они были, ставили их только по праздникам, так как были они дорогие. Каждому давали ложку, хлеб и так принимали пищу. Наши предки очень любили каши и даже появилась пословица: «Щи да каша – пища наша». А ложка из какого материала была изготовлена? (Ответы детей)
В разных частях нашей избы мы видим полотенца – это неспроста, они служили украшением. В праздники хозяйка доставала разнообразные полотенца и украшала ими избу.
Смотрите ребята, что это такое? (Дети: сундук). Да, ребята, это сундук. А для чего использовали сундуки в старину? (Ответы детей). Правильно, девочкам и девушкам собирали приданное. Давайте заглянем в наш сундук.
В сундуке сидит домовенок с конвертом, в котором загадки.
Воспитатель: ребята вы узнали этого милого старичка? Конечно, это домовой, у него конверт, давайте посмотрим, что внутри. Домовой хочет проверить вашу смекалку и загадать вам загадки.
Загадка 1:
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота
(Печь)
Загадка 2:
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.
(Самовар)
Теперь ребята, переходим к символу русского быта – это самовар. Смотрите какой он важный и улыбается нам своими блестящими боками, на его голове резная крышечка, носик – краник. Какой важной работой занимается наш самовар?
Дети: он кипятит воду для чая.
Воспитатель: правильно. Ребята, давайте немного отдохнем и про наш самовар споем.
Физкультминутка:
К самовару гости прибежали,
(дети стоят в кругу, один ребёнок посередине)
Дружно гости чашки наполняли:
( идут к середине круга, здороваются)
Вкусный чай у самовара,
(расходятся)
Он с ромашковым отваром.
(идут по кругу друг за другом)
Он с ромашковым отваром.
А теперь самое интересное, мы подходим с вами к игрушкам. Похожи они на ваши игрушки? (Ответы детей)
Игрушки делали своими руками, из подручного материала. Кукол делали из соломы, плели из льна, из лоскуточков и важно, чтобы лица у куклы не было. Наши предки – суеверные люди, боялись сглаза, а так как кукла постоянно находилась у своей маленькой хозяйки, без лица она ей никак не навредит. А вот с соломенной куклой играли так, ставили ее на какую-то ровную поверхность и хлопали ладошкой по поверхности, кукла двигалась – танцевала. Из дерева вырезали лошадок и других животных, из глины получались отличные свистульки. Появление новой игрушки в доме связывали с приходом счастья и благополучия и, поэтому к каждому празднику старались порадовать детей новой игрушкой. Ребята, а из чего в основном делают сейчас ваши игрушки? (Ответы детей)
Давайте поиграем с вами в игру. Вы уже знаете все виды декоративно -прикладного творчества. Перед вами лежат картинки с образцами работ, я называю виды искусств, а вы выкладываете картинки в том порядке, как я называю: хохлома, жостовская роспись, городецкая, дымковская и гжель. Молодцы, все правильно! А теперь к каждой картинки, попробуйте, найти предметы в нашей избе и осторожно положите у нужной картинки.
Воспитатель: Все правильно, вы отлично справились с заданием.
А у нас осталась последняя загадка от нашего домовенка.
Загадка 3:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый
(Хлеб)
Смотрите ребята, у нас тут и тесто, и так как наш домовой очень любит хлебушек, предлагаю сделать для него из теста крендельки и булочки.
Дети присаживаются за стол и лепят изделия.
Воспитатель: какие вкусные и красивые получились у вас крендельки и булочки, давайте положим их на тарелочку и угостим домовенка. Как раньше говорили, задобрим, чтобы он берег наш дом, огородил от бед и невзгод.
Рефлексия
Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей). А мне понравилось какие вы были активные и как внимательно меня слушали.
Итог занятия:
Ребята, мы с вами погостили в русской избе, рассмотрели предметы быта наших предков, вспомнили некоторые обычаи и традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Ёжи в гостях у ребят».
Занятие в старшей группе " Ежи в гостях у ребят" интегрированное. В первой части занятия дети вспоминают, уточняют, расширяют свои знания о ежах ( повадках, в...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Космическое путешествие"
Конспект занятия по разделу "Развитие познавательных способностей дошкольников" ТИП: Интегрированное. ВИД:...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (коммуникация - художественное творчество (рисование ) «Русские богатыри»
Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слов...
«Конспект активного занятия в старшей группе на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокул...
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»...
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.Задачи: воспитательные:- прививать любовь к Родине через трад...
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Народные промыслы. Русские мастера»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России....