конспект по развитию логического мышления
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Киреева Наталья Олеговна

Программное содержание:

Продолжать обучать детей классифицировать понятия по разным основаниям. Учить самостоятельно графически отображать отношения между понятиями с использованием условных обозначений этих понятий. Продолжать обучать детей сравнивать отношения между понятиями по содержанию и объему.

Демонстрационный материал: модель кругов Эйлера, карточки с условным обозначениям видов спорта (хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт, лыжный бег, горнолыжный спорт, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, прыжки в воду, гребля на байдарке, водное поло), картинки с изображением видов спорта 2 мольберта; 2 лишних картинки не по видам спорта. Раздаточный материал: карточки с условным обозначением видов спорта, картинка с изображением дерева и «яблочки», карандаш и бумага.

 Ход занятия:

-Ребята послушайте внимательно, сейчас я вам прочитаю стихотворение, А потом вы мне скажите о каких видах спорта упоминается в этом стихотворении?

 «Тренируясь, мы растем,

 Мы сильнее с каждым днем.

Любим мы играть в футбол,

 Забивать в ворота гол.

Любим прыгать высоко;

 Плавать быстро и легко.

 Спорит с ветром быстрый бег,

Мы бежим быстрее всех,

А зимой, надев коньки,

Мы летим в перегонки!»

Д:  Футбол, прыжки в высоту, плавание, бег (легкая атлетика), конькобежный спорт.

-Посмотрите у вас на столах лежат картинки с изображением дерева, рядом конверты. Откройте конверты и посмотрите, что там?

Д: Яблоки.

-Давайте договоримся, что за правильный ответ на будем вешать на яблоню по одному Яблочку.А в конце занятий посмотрим у кого на яблоне будет больше всех румяных яблок.

Положите картинки в верхний угол, а рядом конверты с яблочками. Кто сейчас ответить правильно повесить на яблоню одну яблочко.

Спорт в нашей жизни играет важную роль. Существует очень много видов спорта. Все они разные и интересные, на всеми ли видами спорта занимаются круглый год на воздухе? Почему?

Д: Зимой нельзя плавать на реке; ездить на велосипеде; нельзя играть в футбол, потому что бежать по глубокому снегу с мячом неудобно. Летом на катке не играют в хоккей, не катаются на коньках (только на роликовых), лыжах и санях.

 -Вот у нас так много существует видов спорта, но  занимаются ими и проводят соревнования в разное время года. (показываю детям модель кругов Эйлера). Обвожу большой круг указкой:

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

-Вот этот большой круг будет обозначать, что это все виды спорта. Все виды спорта мы обозначим значком «рука» и поместим и на Большом Круге. На какие группы можно разделить виды спорта? (на две группы. На виды спорта, которыми занимаются зимой и виды спорта которыми занимаются летом). На летние и зимние виды спорта.

Давайте эти виды спорта обозначив условными обозначениями- значками. У вас на столах лежат карточки с условными обозначениями. Посмотрите и скажите, каким значком мы обозначим летние виды? Зимние виды?

Работы с мольбертом.

Посмотрите, у меня здесь на столе лежит много картинок (добавляю две «лишние» не по теме картинки) с изображением видов спорта - летних и зимних.

На мольберте, который стоит справа разложите карточки с изображением летних видов спорта. Слева зимние. (По желанию выходит 2-4 детей, звучит мелодичная спокойная музыка).

-А вы ребята, у себя на столе разложить карточки с условными обозначениями порядку, Как расположены картинки на мольберте.( Проверяем), (по желанию выходит 2-4 детей и на мольберте раскладывают условные обозначения для каждого виды спорта). (Проверяем).

 Прошу закрыть глаза и ставлю на один из мольбертов 1-2 значка не по теме спорта.

 Говорю: Я утверждаю, что это все виды спорта! Верно ли моё  утверждение?

Опять прошу закрыть глаза и переставляю значки летнего вида спорта в зимний, а зимнего в летнй.

-Я утверждаю, что это все виды спорта. Верно ли оно? (да это все виды спорта но… Ищем ошибку и  исправляем).

Работа с моделью

-Ребята, мы с вами разделим виды спорта на две группы.

- Давайте на модели обозначим эти группы условными обозначениями.

- А теперь разложите карточки с условными обозначениями видов спорта для каждой группы.

-Я считаю, что больше группу зимних видов спорта разделить нельзя. Кто со мной согласен? Не согласен? Докажите.

 Делим зимние виды спорта на группы:

1.     Игры на коньках (конькобежный спорт, фигурное катание, хоккей)

2.       Игры на лыжах (лыжный бег, горнолыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина)

 Делим летние виды спорта на группы:

1.     Игры на воде (плавание, гребли на байдарке, водное поло, прыжки в воду)

2.      Игры с мячом (футбол, баскетбол, волейбол)

(На модели видов спорта раскладываем условные обозначения)

 Рассматриваем модель.

-Вот, Ребята, посмотрите, Какую модель видов спорта мы составили и разделили на группы. (убираю модель)

- А теперь, ребята, Возьмите листы бумаги и составьте самостоятельно модель видов спорта, разделите на группы видов спорта и обозначьте их условными обозначениями. (звучит спокойная мелодичная музыка, дети самостоятельно выполняют задания, кто справился раньше прошу помочь тому кто затрудняется).

-Ребята, мы с вами Хорошо потрудились, а теперь можно отдохнуть.

 Зима собирает в лесу своих многочисленных поклонников -  конькобежцев, лыжников, хоккеистов - и приглашает любителей прокатиться с горки на санках. Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу. (Звучит веселая музыка) Стоит морозный денек, выпало много снега. Что нам делать? Придется идти по глубокому снегу (имитируют ходьбу с высоким подниманием колен) Что причиняет нам неудобства? Снег мягкий, пушистый и мы проваливаемся глубоко; идти неудобное тяжело. Как исправить положение? Одеть лыжи (имитируют ходьбу на лыжах) Где используют это приспособление? В лесу, где нет дорог. Почему? При какой погоде лыжи скользят лучше? Почему? Мы накатались на лыжах, А теперь отдохнём. Во что можно поиграть? В снежки. Можно ли играть в снежки когда морозная погода? Почему? Пора возвращаться домой. Рассматриваем деревья, посчитаем у кого Какое количество «яблочек». У кого пять яблок на дереве?( у Иры и Маши) Поскольку вас яблочек, девочки? По пять, поровну. У кого 6 яблок? (у Саши) Девочки неплохо поработали, но Саша ответил на один вопрос больше. (Сравниваем количество яблок, у кого больше, меньше, поровну).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 386»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Конспект

По развитию логического мышления

В старшей группе

                                          Воспитатель: Киреева Н.О.

                                                          САМАРА 2017

Программное содержание:

Продолжать обучать детей классифицировать понятия по разным основаниям. Учить самостоятельно графически отображать отношения между понятиями с использованием условных обозначений этих понятий. Продолжать обучать детей сравнивать отношения между понятиями по содержанию и объему.

Демонстрационный материал: модель кругов Эйлера, карточки с условным обозначениям видов спорта (хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт, лыжный бег, горнолыжный спорт, футбол, волейбол, баскетбол, плавание, прыжки в воду, гребля на байдарке, водное поло), картинки с изображением видов спорта 2 мольберта; 2 лишних картинки не по видам спорта. Раздаточный материал: карточки с условным обозначением видов спорта, картинка с изображением дерева и «яблочки», карандаш и бумага.

 Ход занятия:

-Ребята послушайте внимательно, сейчас я вам прочитаю стихотворение, А потом вы мне скажите о каких видах спорта упоминается в этом стихотворении?

 «Тренируясь, мы растем,

 Мы сильнее с каждым днем.

Любим мы играть в футбол,

 Забивать в ворота гол.

Любим прыгать высоко;

 Плавать быстро и легко.

 Спорит с ветром быстрый бег,

Мы бежим быстрее всех,

А зимой, надев коньки,

Мы летим в перегонки!»

Д:  Футбол, прыжки в высоту, плавание, бег (легкая атлетика), конькобежный спорт.

-Посмотрите у вас на столах лежат картинки с изображением дерева, рядом конверты. Откройте конверты и посмотрите, что там?

Д: Яблоки.

-Давайте договоримся, что за правильный ответ на будем вешать на яблоню по одному Яблочку.А в конце занятий посмотрим у кого на яблоне будет больше всех румяных яблок.

Положите картинки в верхний угол, а рядом конверты с яблочками. Кто сейчас ответить правильно повесить на яблоню одну яблочко.

Спорт в нашей жизни играет важную роль. Существует очень много видов спорта. Все они разные и интересные, на всеми ли видами спорта занимаются круглый год на воздухе? Почему?

Д: Зимой нельзя плавать на реке; ездить на велосипеде; нельзя играть в футбол, потому что бежать по глубокому снегу с мячом неудобно. Летом на катке не играют в хоккей, не катаются на коньках (только на роликовых), лыжах и санях.

 -Вот у нас так много существует видов спорта, но  занимаются ими и проводят соревнования в разное время года. (показываю детям модель кругов Эйлера). Обвожу большой круг указкой:

 

-Вот этот большой круг будет обозначать, что это все виды спорта. Все виды спорта мы обозначим значком «рука» и поместим и на Большом Круге. На какие группы можно разделить виды спорта? (на две группы. На виды спорта, которыми занимаются зимой и виды спорта которыми занимаются летом). На летние и зимние виды спорта.

Давайте эти виды спорта обозначив условными обозначениями- значками. У вас на столах лежат карточки с условными обозначениями. Посмотрите и скажите, каким значком мы обозначим летние виды? Зимние виды?

Работы с мольбертом.

Посмотрите, у меня здесь на столе лежит много картинок (добавляю две «лишние» не по теме картинки) с изображением видов спорта - летних и зимних.

На мольберте, который стоит справа разложите карточки с изображением летних видов спорта. Слева зимние. (По желанию выходит 2-4 детей, звучит мелодичная спокойная музыка).

-А вы ребята, у себя на столе разложить карточки с условными обозначениями порядку, Как расположены картинки на мольберте.( Проверяем), (по желанию выходит 2-4 детей и на мольберте раскладывают условные обозначения для каждого виды спорта). (Проверяем).

 Прошу закрыть глаза и ставлю на один из мольбертов 1-2 значка не по теме спорта.

 Говорю: Я утверждаю, что это все виды спорта! Верно ли моё  утверждение?

Опять прошу закрыть глаза и переставляю значки летнего вида спорта в зимний, а зимнего в летнй.

-Я утверждаю, что это все виды спорта. Верно ли оно? (да это все виды спорта но… Ищем ошибку и  исправляем).

Работа с моделью

-Ребята, мы с вами разделим виды спорта на две группы.

- Давайте на модели обозначим эти группы условными обозначениями.

- А теперь разложите карточки с условными обозначениями видов спорта для каждой группы.

-Я считаю, что больше группу зимних видов спорта разделить нельзя. Кто со мной согласен? Не согласен? Докажите.

 Делим зимние виды спорта на группы:

  1. Игры на коньках (конькобежный спорт, фигурное катание, хоккей)
  2.   Игры на лыжах (лыжный бег, горнолыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина)

 Делим летние виды спорта на группы:

  1. Игры на воде (плавание, гребли на байдарке, водное поло, прыжки в воду)
  2.  Игры с мячом (футбол, баскетбол, волейбол)

(На модели видов спорта раскладываем условные обозначения)

 Рассматриваем модель.

-Вот, Ребята, посмотрите, Какую модель видов спорта мы составили и разделили на группы. (убираю модель)

- А теперь, ребята, Возьмите листы бумаги и составьте самостоятельно модель видов спорта, разделите на группы видов спорта и обозначьте их условными обозначениями. (звучит спокойная мелодичная музыка, дети самостоятельно выполняют задания, кто справился раньше прошу помочь тому кто затрудняется).

-Ребята, мы с вами Хорошо потрудились, а теперь можно отдохнуть.

 Зима собирает в лесу своих многочисленных поклонников -  конькобежцев, лыжников, хоккеистов - и приглашает любителей прокатиться с горки на санках. Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу. (Звучит веселая музыка) Стоит морозный денек, выпало много снега. Что нам делать? Придется идти по глубокому снегу (имитируют ходьбу с высоким подниманием колен) Что причиняет нам неудобства? Снег мягкий, пушистый и мы проваливаемся глубоко; идти неудобное тяжело. Как исправить положение? Одеть лыжи (имитируют ходьбу на лыжах) Где используют это приспособление? В лесу, где нет дорог. Почему? При какой погоде лыжи скользят лучше? Почему? Мы накатались на лыжах, А теперь отдохнём. Во что можно поиграть? В снежки. Можно ли играть в снежки когда морозная погода? Почему? Пора возвращаться домой. Рассматриваем деревья, посчитаем у кого Какое количество «яблочек». У кого пять яблок на дереве?( у Иры и Маши) Поскольку вас яблочек, девочки? По пять, поровну. У кого 6 яблок? (у Саши) Девочки неплохо поработали, но Саша ответил на один вопрос больше. (Сравниваем количество яблок, у кого больше, меньше, поровну).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Конспект НОД развитие логического мышления на основе сенсорного развития в первой младшей группе

Занятие.«Потерянные бусы».Программное содержание.Образовательные задачи:                        Обучать способам логического мышления, разви...

Конспект занятия "Развитие логического мышления"

Формировать логическое мышление...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...