"Невидимка - воздух".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
· Дать детям понятие, что такое «воздух».
· Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
· Формировать интерес к экспериментированию через проектную деятельность.
· Познакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
· Развивать умение детей решать проблемные задачи.
Воспитывать желание расширять свой кругозор, любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
· Предварительная работа: Подвижная игра “Пузырь”, игры-эксперименты с мыльными пузырями, дид. игра “Ловим воздух”, беседа и просмотр мультфильма про загрязнение воздуха, рисование “воздух в пузырьках”, рассматривание картинок “где спрятался воздух”, знакомство с карточками о свойстве воздуха ( пиктограмма).
· Словарная работа :Обогащение: прозрачный, опыты, лаборатория.
Активизация: воздух, невидимый, лёгкий.
Оборудование: Воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, кусочки кирпичика, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, теннисные шарики, игрушка Винни-Пух, пиктограмма.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила Винни - Пуха, он был очень грустный, потому что не может разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой. Вот он - худой шарик. Как Вы думаете, ребята, почему шарик стал худым? (Дети предлагают разные версии).
Вывод: шарик здулся, в нём нет воздуха.
Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Что появится внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?
Дети: Мы его выдыхаем.
Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? (дети предлагают свои варианты).
Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос).Скажите, ребята, а каким воздухом мы дышим?
Дети: Чистым, теплым, холодным.
Воспитатель :А чистый воздух везде есть? Что загрязняет воздух?
Дети: Машины…
Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите?
Дети :Нет.
Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый.(показываем карточку обозначающую невидимый -пиктограмма)
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель :Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. А что такое лаборатория ? (дети дают свою версию)Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные (детям приклеить бейджики, одеть шапочки).
Воспитатель: Давайте подойдём к столам .Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети :Пустые.
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха, мы его поймали в мешок. А видите ли вы воздух? Нет. Потому что он прозрачный, не имеет цвета (карточка обозначающая без цвета).
На что он похож мешок? (ответы детей)
Воспитатель: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети: Пакет опять стал пустым.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что из него вышел воздух.
Воспитатель: Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали? Почувствовали воздух на ладошке, следовательно, воздух внутри нас есть, его можно ощутить, он движется (карточка обозначающая движение-пиктограмма)
Воспитатель: А теперь давайте проверим, есть воздух в кусочке кирпичика (у каждого ребёнка на тарелочке лежит кусочек кирпича) Возьмите кирпич и опустите его в воду. Ребята, что мы видим, когда опускаем их в воду?
Дети: Они тонут.
Воспитатель: Интересно, а почему кусочки кирпича тонут?
Дети: Они тяжёлые.
Воспитатель: Получается, что кирпич тяжелее воды, поэтому они тонут. А что вы ещё заметили, когда опускали кирпичики в воду?
Дети: Пузырьки
Воспитатель: Это значит, что в них тоже есть воздух. Они тяжелее воды, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Воспитатель: А вот интересно, если мы шарик опустим в воду, он утонет? (ответы детей)
А давайте проверим (опускает шарик в чашку с водой)
Странно, кирпичик утонул, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды. А камешки тяжелее, поэтому они тонут. А что находится внутри шарика?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно в шарике есть воздух, поэтому он не тонет. Воздух лёгкий (карточка обозначающая лёгкость).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руке?
Дети: Это бутылочка.
Воспитатель :Какая она? В ней что-нибудь есть?
Дети: Нет, ничего в ней нет.
Воспитатель: - Давайте проверим. Опустим ее целиком в воду. Что мы видим? (Из горлышка побежали пузырьки).Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке?
Дети: Воздух
Воспитатель :Воздух выходит из бутылочки, и его место занимает вода.
Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, прозрачный, лёгкий, движется, можно ощутить). Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а Винни-Пух что-то нам хочет сказать.
Он говорит, что вместе с вами узнал очень много интересного о воздухе, теперь он знает почему его шарики такие разные и просит вас помочь надуть шары которые принёс с собой.(раздаются шары)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД “АЛЁНУШКА” ВОСПИТАТЕЛЬ: ШАШИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Дать детям понятие, что такое «воздух».
- Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Формировать интерес к экспериментированию через проектную деятельность.
- Познакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
- Развивать умение детей решать проблемные задачи.
Воспитывать желание расширять свой кругозор, любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
- Предварительная работа: Подвижная игра “Пузырь”, игры-эксперименты с мыльными пузырями, дид. игра “Ловим воздух”, беседа и просмотр мультфильма про загрязнение воздуха, рисование “воздух в пузырьках”, рассматривание картинок “где спрятался воздух”, знакомство с карточками о свойстве воздуха ( пиктограмма).
- Словарная работа :Обогащение: прозрачный, опыты, лаборатория.
Активизация: воздух, невидимый, лёгкий.
Оборудование: Воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, кусочки кирпичика, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, теннисные шарики, игрушка Винни-Пух, пиктограмма.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила Винни - Пуха, он был очень грустный, потому что не может разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой. Вот он - худой шарик. Как Вы думаете, ребята, почему шарик стал худым? (Дети предлагают разные версии).
Вывод: шарик здулся, в нём нет воздуха.
Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Что появится внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?
Дети: Мы его выдыхаем.
Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? (дети предлагают свои варианты).
Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос).Скажите, ребята, а каким воздухом мы дышим?
Дети: Чистым, теплым, холодным.
Воспитатель :А чистый воздух везде есть? Что загрязняет воздух?
Дети: Машины…
Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите?
Дети :Нет.
Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый.(показываем карточку обозначающую невидимый -пиктограмма)
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель :Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. А что такое лаборатория ? (дети дают свою версию)Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные (детям приклеить бейджики, одеть шапочки).
Воспитатель: Давайте подойдём к столам .Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети :Пустые.
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха, мы его поймали в мешок. А видите ли вы воздух? Нет. Потому что он прозрачный, не имеет цвета (карточка обозначающая без цвета).
На что он похож мешок? (ответы детей)
Воспитатель: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети: Пакет опять стал пустым.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что из него вышел воздух.
Воспитатель: Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали? Почувствовали воздух на ладошке, следовательно, воздух внутри нас есть, его можно ощутить, он движется (карточка обозначающая движение-пиктограмма)
Воспитатель: А теперь давайте проверим, есть воздух в кусочке кирпичика (у каждого ребёнка на тарелочке лежит кусочек кирпича) Возьмите кирпич и опустите его в воду. Ребята, что мы видим, когда опускаем их в воду?
Дети: Они тонут.
Воспитатель: Интересно, а почему кусочки кирпича тонут?
Дети: Они тяжёлые.
Воспитатель: Получается, что кирпич тяжелее воды, поэтому они тонут. А что вы ещё заметили, когда опускали кирпичики в воду?
Дети: Пузырьки
Воспитатель: Это значит, что в них тоже есть воздух. Они тяжелее воды, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Воспитатель: А вот интересно, если мы шарик опустим в воду, он утонет? (ответы детей)
А давайте проверим (опускает шарик в чашку с водой)
Странно, кирпичик утонул, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды. А камешки тяжелее, поэтому они тонут. А что находится внутри шарика?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно в шарике есть воздух, поэтому он не тонет. Воздух лёгкий (карточка обозначающая лёгкость).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руке?
Дети: Это бутылочка.
Воспитатель :Какая она? В ней что-нибудь есть?
Дети: Нет, ничего в ней нет.
Воспитатель: - Давайте проверим. Опустим ее целиком в воду. Что мы видим? (Из горлышка побежали пузырьки).Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке?
Дети: Воздух
Воспитатель :Воздух выходит из бутылочки, и его место занимает вода.
Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, прозрачный, лёгкий, движется, можно ощутить). Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а Винни-Пух что-то нам хочет сказать.
Он говорит, что вместе с вами узнал очень много интересного о воздухе, теперь он знает почему его шарики такие разные и просит вас помочь надуть шары которые принёс с собой.(раздаются шары)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
«Невидимка воздух».
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"
Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать развивать познавательную активность в...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»
Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...