Проект "Путешествие муравья Трудика»"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Солдатова Ирина Ильгизовна

Проект  средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muravi_-_kopiya.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  ШКОЛА № 883

Проект "Путешествие муравья Трудика»"

Для средней группы

Работу выполнила:

Солдатова Ирина Ильгизовна

Москва 2014 год.


Содержание

  1. Пояснительная записка

 

1.1. Актуальность и обоснование выбранной темы …………...… 2

1.2. Цель и задачи ВКР ……………………………………………  3  

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности детей  

возраста 4-5 лет ……………………… …………………………….4  

  1. Конспект  проекта ……….…………………………………………...   5    

     

3. Заключение (анализ детской деятельности; выводы, исходя из поставленных задач перед детьми) ……………………………………..10

4.Рефлексия собственной деятельности …………………………… .11

5. Список источников информации ………………………….................12


1.Пояснительная записка

1.1 Актуальность и обоснование выбранной темы:

Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.

К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.

Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с традиционными методами и формами работы отдаётся предпочтение опытам, занятиям – исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр – занятий на развитие фантазии и творческих способностей детей и т.д. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения в природе, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

По мнению И.Л. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева, воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношение Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Поэтому для полноценного восприятия окружающей детей природы в нашем дошкольном учреждении создана предметно-развивающая среда, которая соответствует новым ФГТ и способствует позитивному отношению ребенка к природе, развивает наблюдательность; способствует обогащению чувственного опыта; развивает чувство прекрасного от общения с объектами природы.  

Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Наблюдения за насекомыми целесообразно проводить индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях, т.е. на прогулках, экскурсиях, Кроме индивидуальных и групповых наблюдений, с детьми старшей и подготовительной групп могут быть проведены фронтальные занятия, основой которых также является наблюдение. В эти занятия целесообразно включать изобразительную деятельность, дидактические игры, беседы.

В течение года организуем выходы детей в ближайшие экосистемы − экскурсии и походы в лес. Это очень важные мероприятия эколого-оздоровительного характера: дети дышат хорошим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы, познают сообщество растений и животных, наблюдают следы их деятельности.

1.2. Цель и задачи ВКР

Цель работы :

Спланировать, подготовить и осуществить  работу по проект "Путешествие муравья Трудика»"

Задачи:

1. Расширение и систематизация знаний детей о муравьях местах их обитания, характерных особенностях;

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Характеристика проекта:

 Вид проекта: познавательно- исследовательский

Идея проекта: формирование навыков правильного поведения детей в природе.

Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Участники проекта: дети средней  группы, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, родители.

Длительность проекта: 3 месяца.

Ожидаемый результат:

1. Сформированная база знаний у детей о мире муравьев.

2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.

3. Развитие умения рассуждать, наблюдать.

4. Развитие речи у детей, активного словаря.

5. Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

1.3. Возрастные психолого-педагогические особенности детей

Психическое развитие детей 4-5 лет характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира. Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.

Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему?». Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление - наглядно-образное. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса. Активно развивается фантазирование. Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование. Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.

В пяти, шестилетнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника. Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания. Основной способ познания - общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование. Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности. Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

2. Конспект  проекта

 Этапы реализации проекта

- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций информационно-справочных буклетов для детей и родителей.

- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о муравьях их образе жизни.

- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления макетов, костюмов, масок насекомых; костюмы к сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.

 

Продуктивный этап

Формулируем проблему проекта

Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли муравьи нам и природе? Почему дети уничтожают муравьев? Знают ли дети, как муравьи живут? Знают ли дети, как муравьи зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?

Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о муравьях.

Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о муравьях.

 

Виды деятельности в проекте

Тема: «Путешествия муравья Трудяги»

 

Образовательная область «Познание»

Формирование целостной картины мира:

- Просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Муравьи», «Строение насекомого»;

- Экскурсия в лес;

- Знакомство с видовым разнообразием муравьев (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);

- Наблюдение за муравьями на участке детского сада;

- Просмотр и обсуждение мультфильма «Как  муравьишка  домой спешил» В.Бианки;

- Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и зарисовками о муравьях.

 

Познавательно –исследовательская деятельность

Изготовление макета «Муравейник»;

Изготовление панно «Цепочка развития муравьев»

Детское экспериментирование:

1.Опыт 1»Муравьиная кислота»

2. Опыт 2»муравьиная дорожка»

Наблюдения за муравьями.


ФЭМП

Задания на количественный счёт муравьев:

- сосчитай всех насекомых.

- решение простейших арифметических примеров с использованием наглядных картинок с муравьями.

Например:

На траве сидело 3 муравья, к ним пришел ещё один муравей, сколько всего муравьев сидит на траве?

Дидактические игры:

- «Собери насекомое» из многоугольников;

- «Четвёртый лишний»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Чтение сказок «Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская, «Муравей и голубь» Перевод Вадима Пака, «Отчего у муравья тонкое брюшко?» Алтайская народная сказка, «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе» Юлия Ярмоленко, «Один за всех, а все за одного» Ирина Пивовароввва, «О муравье, который не боялся ни шипов, ни паука» Ондржей Секора, «Как муравьишка домой спешил» В.В. Бианки,

- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:

- Просмотр мультфильмов: «Путешествие муравья», «Стрекоза и муравей», «Флик»,

 Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».

 

Образовательная область «Коммуникация»

Выполнение домашних заданий в виде рисунков, семейного коллажа «Муравейник большой дом»,

Изготовление самодельной авторской книги «Приключения муравья Трудика».

Составление рассказов о муравьях, Беседы с детьми: «Кто такие муравьи?», «Где дом у муравьев?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.

Издание стенгазеты «Необыкновенные факты из жизни муравьёв»

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Путешествие муравья Трудяги».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое лес?

2. Чем муравьи отличаются от птиц?

3. Как вы думаете как называется дом муравьев?

4. Как вы считаете, муравьи полезны?

5. Если бы ты был муравьем то, каким?

Игровая ситуация «Колобок знакомится с шестиногим народцем» (умение классифицировать насекомых не путать с животными и птицами).

 

Образовательная область «Художественное  творчество»

Рисование:

Рассматривание иллюстраций к книгам;

Игры с рисованием: «Дорисуй муравья по образцу»;

Рисование на тему «Муравьи в лесу»;

Лепка: «Муравьи», «Цепочка развития»

Аппликация: Объемная аппликация «Муравьи».

 

Образовательная область «Социализация»

- Сюжетно-ролевые игры:

«Приключение в лесу»

Цель:

1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.

2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).

- Дидактические игры:

«Муравьи»

Цель: Обогатить знания детей о муравьях, закрепить их названия;

- Кто, что умеет делать?»

 «На полянке»

Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».

- Театрализованные игры:

1. Исполнение песни  «Муравьи» Дашей Самойленко

2.Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).

 

Образовательная область «Труд»

- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых муравьях.

- Помощь   взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала.

- Посев семян цветов. Уход за рассадой.

 

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафета «Мама, папа, я – муравьиная семья»

Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»

- Беседы-обсуждения: «В чём польза муравьев?», «Опасные муравьи».

 

3 Заключение

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни леса. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к муравьям. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к муравьям. В процессе изучения особенно ценным является опыты, под которыми понимают конкретные творческие задания, индивидуальное или групповое исполнение которого подразумевает поэтапное движение к поставленной цели. Это позволяет каждому ребенку реализовать собственные возможности. При этом новые знания не навязываются, а формируется такая среда, которая стимулирует желания ребенка мыслить, делать собственные открытия, выводы.

Таким образом, воспитывая у детей дружеское отношение к природе, любовь к родной земле, одновременно формируем атмосферу, которая способствует развитию экологической культуры детей, творческого потенциала каждого ребенка.

Во время наблюдений за муравьями, экскурсий в лес, практической и исследовательской работы создали предпосылки для воспитания у детей чувства уважения и заботливого отношения к живой и неживой природе, сформировали  интерес к ее изучению, умение оберегать и помогать природе, выполнять правила культурного поведения в окружающем мире.

После детского сада, дети  смогут кратко охарактеризовать экологические проблемы родного края, установить связь между живыми организмами и условиями их существования в природе, высказывать оценочные суждения о своем участии в охране природы родного края.

4 Рефлексия

Мною была представлена проектная деятельность в средней группе на тему: «Путешествие муравья Трудика»"

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Расширить  и систематизировать знания  детей о муравьях местах их обитания, характерных особенностях;

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

3. Воспитание бережного отношения к природе.

         Я построила экспериментальную деятельность с учётом современных требований.

Мною были использованы методы и приёмы: беседа, показ презентации, объяснение, пояснение, опыты.

Считаю, что новые знания были  даны детям в доступной, игровой форме. Использование данной формы проведения экспериментальной деятельности позволило активизировать умственные способности и избежать их излишней заорганизованности.

Проводилась словарная работа по обогащению речи детей новыми словами (перечисление)

Активность детей поддерживала в ходе всей деятельности.

Особенно интересно на мой взгляд детям было проводить опыты.

Огромное впечатление произвели на детей жизнь муравьев.

Меня изначально привлекла эмоциональная отзывчивость, доброжелательный настрой детей, с  детьми мне было очень приятно проводить опыты . Спасибо за внимание!

5  Список литературы

1 .Иванова А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1999

2. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3

3. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008

4. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11

5. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми дошкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").

6. Рыжова Н. Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–2004.–№ 11; № 12.– (Работаем по программе "Наш дом – природа").

7. Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–2004.–№ 12

8. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.

9. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - театрализованное представление "Стрекоза и муравей"

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

Рассказ воспитателя на тему"Муравьи-санитары леса".

Углубить знания детей о муравьях,их образе жизни....

Театрализованная деятельность - басня Крылова "Стрекоза и муравей"

Представлен материал по театрализованной деятельности - работа в течении определенного количества дней, которые необходимы для изучения произведения и подготовки его для театрализации. Раскрыты различ...

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Познавательная беседа насекомые "Муравей" +Лепка муравья

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31568169","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Познавательная беседа насекомые "Муравей" +Лепка муравья

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31568169","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...