Краткосрочный проект по экологии «БЕЛАЯ БЕРЁЗА» для среднего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Курочкина Светлана Васильевна

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы я решила разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Белая берёза».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_v_sredney_gruppe.docx668.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»

комбинированного вида

г.Камень-на-Оби

Краткосрочный проект

«БЕЛАЯ БЕРЁЗА»

Выполнила:

Воспитатель

Курочкина Светлана Васильевна

г.Камень-на-Оби

2016г.

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы я решила разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Белая берёза».

Тип проекта – познавательно – исследовательский

Руководители проекта – педагоги

Участники проекта – педагоги, дети.

Сроки реализации –  1 неделя, краткосрочный

Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т.д.). Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Тема: «Берёза белая»

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту — дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи:

1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.

2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

Ожидаемый результат:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически-грамотного поведения в природе и в быту.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация:

- Беседы

- Свободное общение

Познание:

- Рассказ воспитателя

- Рассматривание: фото, иллюстрации.

Исследовательская деятельность:

- обследование и рассматривание листьев;

- определять форму: круглые, овальные, резные;

- окраску: оттенки зелёного, жёлтого цвета;

- величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;

-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

- дидактические игры

- чтение художественной литературы

- чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

- рассматривание картин, иллюстраций

- загадывание загадок

Социально-личностное развитие:

- социализация

- экскурсии: по участку детского сада, в библиотеку.

- наблюдения

- труд

- безопасность

Художественно-эстетическое развитие:

- продуктивная деятельность

- совместная работа с родителями

Физическое развитие

- подвижные игры

-физкультминутки

Этапы проекта:

1. Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2. Деятельный этап.

Беседа с детьми « В гости к Зайке»

Прогулка

- Наблюдение за березами.

-Знакомство с березой.

Исследовательская деятельность.

- Игра «Узнай дерево».

- Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».

Экскурсия по территории детского сада.

- Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку».

- Дыхательное упражнение «Ветерок».

- Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу».

- Физкультминутка «Березонька».

Народные приметы про березу.

Экскурсия в библиотеку

-Отгадывание загадок

-Физкультминутка «Белая берёза»

-Д/игра «Найди берёзовый листок»

-Полезные свойства берёзы, где применяют.

Занятия:

- Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).

- Беседа про прочитанному произведению.

- Коллективная работа: аппликация «Осенняя берёза».

3. Заключительный этап. Коллективная реализация проекта.

- Хоровод возле березы (под музыку «Во поле береза стояла»)

- Чтение стихов про березу.

- Разгадывание загадок про березу.

2. Выставка рисунков и поделок сделанные детьми.

Приложение 1

Беседа с детьми «В гости к Зайке»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.

Группа разделена на 2 части: на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик, а на нем сидит зайка. Возле домика зайки - береза. Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью).

Воспитатель: Ребята, прочитаем его?

Дети: Да, прочитаем.

Воспитатель: (читает) «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня, когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне, пожалуйста, разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»

Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Зайке?

Дети: Да.

 (Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)

Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь (зайка показывает березу)

Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята, догадались?

Дети: Да, это береза.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому что он белый и с белыми точками.

Воспитатель: Правильно, береза - единственное дерево в мире с белой корой. А чтобы побольше узнать про это дерево, тебе, Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем про это чудо дерево. (Все вместе отправляются и садятся на стульчики)

Воспитатель: Это дерево  является символом России. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка.

Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез необычная кора. Чем она не обычная?

Дети:- Белая, с черными полосками

Воспитатель:- Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, она защищает от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки – отдушины. Они называются чечевички, через них береза дышит.

Воспитатель:- Да, где бы ни росла русская березка, везде она приносит людям радость. Красоту берез воспевали художник. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка.

Воспитатель: Как мы можем назвать березку?

- Ответы детей ( белоствольная, кудрявая, стройная, пушистая).

В.- Посмотрите, березы, будто светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя.

А давайте и мы с вами побудем деревцами. Встаньте врассыпную, и повторяйте за мной.

Физ.минутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише (ручками по полу)
Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)

Приложение 2

Прогулка. Наблюдение за березами.

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы: Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

C:\Users\user\Desktop\ПРОЕКТ\IMG_20161013_120231.jpg

Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева(обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» — они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее зелёные листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку: Висят на ветке

золотые монетки. (Осенние листья.)

Трудовая деятельность: сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» — составление узора из весенних листьев на дорожке

Приложение 3

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев. 

Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев! А чтобы узнать, что это за дерево, я предлагаю вам разгадать следующие загадки:

Клейкие почки - зеленые листочки. С белой корой стоит под горой. (Берёза) Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.

Очень много стихотворений о берёзе написал русский поэт С. Есенин. Вот как он отразил здесь образ зимней березы, послушайте:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели - коричневый).

Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Береза — единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).

Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).

Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?(Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).

Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев.

Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу».

Воспитатель: Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька».

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх,

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх,

Посреди долинушки (опустить руки).

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх,

Листья зеленые (опустить руки).

Трава шелковая (движение руками вправо – влево).

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище,

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).

Воспитатель: Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например:

Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.

Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха.

Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.

Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.

Воспитатель: А также символ берёзы отражался и в пословицах:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Берёза, да разуму учит

Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками:

Белая берёза, я тебя люблю…. Протяни мне ветку нежную свою. …Без любви, без ласки пропадаю я, Белая берёза, милая моя.

Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу.

Приложение 4

Экскурсия в библиотеку.

-Применение берёзы, полезные свойства.

-Отгадывание загадок

Физкультминутка «Белая берёза

      -Д/игра «Найди берёзовый листок»

Приложение 5

Конспект занятия  «Обрывная аппликация, осенняя берёза»

Образовательные задачи: закрепить с детьми название времени года и сезонных изменений в  природе; закрепить названия деревьев и уметь соотносить лист с деревом; продолжить знакомство детей  с техникой обрывной аппликации; вызывать радость от результата своего творчества; учить выполнять аппликацию аккуратно.

 Материалы: картина "Осенняя береза"; шаблон берёзы без листьев, полоски жёлтой  бумаги, клей, кисточки, салфетки.

 Ход занятия

Воспитатель: Дети, какое время года сейчас за окном? Что происходит в природе в это время года?(Ответы  детей - птицы улетают в теплые края; животные готовятся к спячке; люди собирают урожай; листья меняют цвет; стало прохладнее; листья опадают с деревьев; идет холодный дождь)

Воспитатель:  Осень какая? (золотая, красивая, желтая и т.п.)  

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Частый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.

 Физминутка:

Ветер дует нам в лицо, (махи руками)

Закачалось деревцо. (наклоны вправо, влево)

 Ветер тише, тише, тише,

 А ребята выше, выше! (прыжки на двух ногах)

(Дети присаживаются за столы)

 Воспитатель:    Ребята, у нас на площадке растет береза. Дул ветер и березка осталась без листочков. Ей грустно. Давайте ее порадуем и сделаем для нее аппликацию "Осенняя Березка"

 Давайте повторим  строение березы(ствол, ветви,веточки, листья).  

Перед тем как начать аппликацию надо  подготовить наши пальчики.

 Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите.

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет,

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Раз, два, три, четыре, пять! 

Воспитатель: А теперь приклеиваем  (кусочки бумаги, сделанные путём обрывания  к березовым  веточкам.

Вот наши березки и готовы, посмотрите, какие они красивые, совсем, как настоящие! 

Ребята, наша березка очень рада, что у нее появились подружки, красивые березки. Она говорит вам спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД по аппликации "Белая берёза" для старшего дошкольного возраста

Данный материал могут использовать воспитатели в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Краткосрочный проект «Со скакалкой подружись!» для детей среднего дошкольного возраста.

Познакомить детей среднего дошкольного возроста со скакалкой, прыжкам на скакалке, развитие координационных способностей....

Краткосрочный проект «Со скакалкой подружись!» для детей среднего дошкольного возраста.

Ознокомить детей среднего дошкольного возраста со скакалкой, прыжкам через скакалку, развитие координационных способностей....

Педагогический проект по развитию экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Мы - за экологию!»

Педагогический проект по развитию экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Мы - за экологию!»...

Краткосрочный проект по музыкальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста

Краткосрочный проект «Тилиритмотрямдия» для  дошкольниковПредлагаю краткосрочный проект по музыкально-ритмической деятельности дошкольников....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «У мусора есть домики» (для среднего дошкольного возраста)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ  «У мусора есть домики»(для среднего дошкольного возраста)...

Краткосрочный проект Фрукты и овощи для детей среднего дошкольного возраста

Живя на Севере, дети не видят овощей и фруктов с «грядки», из-за этого им трудно различать и называть их.Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать данный проект. Дети з...