Опыты с песком
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Примерный перечень и содержание опытов с песком, которые можно проводить с детьми в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_peskom.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыты с песком
Подобрала Пискунова Л.С.
Название | Цель | Оборудование | Содержание |
«Песок» | Рассмотреть форму песчинок. | Чистый песок, лоток, лупа. | Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Вывод . Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы. |
«Песчаный конус» | Сыпучесть - свойства песка. | Сухой песок, лоток | Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Вывод. Сухой песок сыпется. |
«Рассеянный песок» | Установить свойство рассеянного песка. | Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. | Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Вывод. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям |
«Мокрый песок» | Познакомить детей со свойствами мокрого песка. | Мокрый песок, формочки для песка. | Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки. Вывод. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом. |
Цветной песок | познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав с цветным мелом);научить пользоваться теркой. | цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы,2 мешочка, мелкие терки, миски, ложки (палочки), небольшие банки с крышками. | Дети пробуют определить на ощупь, что в двух мешочках (в одном мешочке—песок, в другом—кусочки мела). Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют предположения. Воспитатель с детьми рассматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок, Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок? Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру воспитателя берут миски, терки и трут мел. Что получилось? Какого цвета у тебя порошок? Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают цветной песок. Как мы можем использовать этот песок?(делать красивые картинки.) Воспитатель показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей:«Как можно быстро найти спрятанный предмет?»Дети предлагают свои варианты. Воспитатель Объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка предмета. |
Игры с песком | закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. | большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки, план участка для прогулок данной группы. | Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Почему вы так думаете?
• Дети берут лейки, поливают песок. Куда пропадает водичка? Почему песок стал влажным? Дети строят домики и играют с животными |
«Своды и тоннели» | Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми | Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок. | Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой. Вывод. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми |
Песок и глина | -усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. -развивать представления о свойствах песка, глины; | Стаканчик, лист бумаги, глина, песок | Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины. |
Песочные часы | - повышать уровень развития ребёнка; -усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. | Две пластиковые бутылки, скотч, гвоздь, | Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно. Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Опыты с песком и глиной", самостоятельная работа на курсах повышения квалификации
самостоятельная работа...
Конспект занятия "Опыты с песком" в первой младшей группе
Занятие даёт детям представление о свойствах песка. Побуждает к опытно - экспериментальной деятельности, формирует умение самостоятельно проводить элементарные опыты....
опыты с песком
Эти опыты помогут воспитателю на наглядном примере объяснить все свойства песка....
Опыты с песком и глиной (5- 6 лет)
Задачи:-познакомить с пеком и глиной и их свойствами;-показать чем они похожи и чем отличаются;-активизировать и обогатить словарь детей словами: сыпучий,рыхлый,частички,фильтр,впитываться,распадаться...
Опыты с песком и глиной.
Удовлетворить интерес детей к окружающему миру можно в ходе поисково-исследовательской деятельности с детьми. В ходе проведения элементарных опытов с песком и глиной дети наглядно смогут узнать некото...
Опыты с песком
В материале представлены занимательные опыты и эксперименты с песком для детей старшего дошкольного возраста...
Опыты с песком
Полное описание опытов с песком....