Опыты с песком и глиной.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Синькова Светлана Юрьевна

Удовлетворить интерес детей к окружающему миру можно в ходе поисково-исследовательской деятельности с детьми. В ходе проведения элементарных опытов с песком и глиной дети наглядно смогут узнать некоторые свойства этих материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Опыты с песком и глиной.

Опыт 1.

Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок – сыпучий. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод: песок – рыхлый в отличие от глины.

Опыт 2.

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотри, из чего состоит песок (из очень мелких зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, жёлтые – в зависимости от разновидности песка).похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Дети ответят по разному, важно, чтобы в процессе сравнения они внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка отдельно, она не прилипает к своим «соседям». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растёртую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Песок состоит из песчинок, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3.

Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или нос. Чтобы  избежать этого, можно проводить опыты в стеклянных банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставьте обычную грушу. Можно использовать велосипедный насос. Создайте в банке сильный напор воздуха. Обратите внимание, как сдуваются песок и глина. Подобные опыты можно провести с увлажнённым песком и глиной.

Опыт 4.

Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди  в стаканчик с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё трудно воткнуть. А  вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держаться друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь выяснили, что песок рыхлый.

Опыт 5.

Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине. Для большей наглядности модно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Опыт 6.

Слепим из влажной глины длинную колбаску. Представим, что мы делаем дождевых червячков. Затем пробуем создать таких же червячков из влажного песка. Что получается? Из песка колбаски слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики всё-таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Что произойдёт с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Вспомнить, как они играют с песком и формочками, делают куличики. Из какого песка получится кулич – из сухого или мокрого?  Если есть возможность, предложите детям сделать 2 куличика. Обратите внимание на то, что, если налить много воды, то получится не тесто для куличей, а «каша-малаша». Правда, и с ней приятно повозиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты с песком и глиной (5- 6 лет)

Задачи:-познакомить с пеком и глиной и их свойствами;-показать чем они похожи и чем отличаются;-активизировать и обогатить словарь детей словами: сыпучий,рыхлый,частички,фильтр,впитываться,распадаться...

Опыты с песком и глиной

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участн...

"Экспериментальная детская деятельность. Опыты с песком и глиной".

Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни....

Опыты с песком и глиной.

В данном конспекте описываютя опыты с песком и глиной, для изучения их своийст....

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека: «Опыты с песком и глиной»

laquo;Опыты с песком и глиной»...