Долгосрочный проект "Традиции семейного воспитания"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Долгосрочный проект в старшей группе детского сада "Традиции семейного воспитания"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей № 135 «Радужный» г. Брянска
(МБДОУ детский сад № 135 «Радужный» г. Брянска)
241047, город Брянск, ул. Никитина, д.15, в, тел 8(4832) 26-13-62
Проект
по теме:
Подготовила:
Кургузова Александра Сергеевна воспитатель МБДОУ №135 «Радужный» высшая квалификационная категория.
Брянск 2015 г
Проект «Традиции семейного воспитания»
Семья – это громкое слово
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам!...
А.В. Сидорова
Актуальность:
1. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3. У детей нечёткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4. В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
5. Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Проблемы:
Детей необходимо приобщать к семейным традициям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Цель: Взаимодействие с родителями по формированию у детей положительного образа родного дома
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелатель- ности и взаимоуважении, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам семьи, родного дома, детского сада.
6. Воспитывать любовь к семье, проявлять сострадание, заботливость, внимательность к родным и близким.
7. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно – диагностический (сентябрь);
2 этап – формирующий (октябрь - февраль);
3 этап – обобщающий (март).
Предполагаемый результат:
1. Организация выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
2. Повысить качество образовательного процесса, процесс обучения сделать более увлекательным, эмоционально-насыщенным
3. Создать методическую копилку по данной проблеме.
4. Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельно сти по воспитанию детей. Повысить уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Презентация проекта:
Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья», посвящённая Международному женскому дню 8 Марта.
Новизна: Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобще - нию детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, способствующая формированию культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Эффективность реализации:
- повысился взаимный интерес со стороны родителей к совместной деятельности
- активность и стремление родителей к внутренней перестройке и коррекции своих отношений с ребёнком.
Технологии:
Проектная – одна из современных интерактивных технологий обучения.
Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования.
Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения.
Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Практическая значимость:
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей
- Укрепление связи семьи и ДОУ
- Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Теоретическая значимость: Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Формы работы с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Родной дом» ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видеопросмотры.
Формы работы с родителями:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини-проекты.
Результативность:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявле- ние семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно-диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан проект «Моя семья», спланированы цель и задачи проекта. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители. Было определе- но содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.
2 этап – формирующий (октябрь – февраль).
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к
непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомле- нию с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организована работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом – начало начал», «Моя мама», «Традиции моей семьи».
3 этап – обобщающий (март).
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричаст- ности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой 8 Марта. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей. Семейный праздник: «Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями»
Обоснование актуальности проблемы
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности семьи, места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ семейных ценностей потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет
важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребёнка.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В.Кокуевой, Т.Н.Антоновой, Т.Т.Зубовой, Е.П.Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, они решаются на определённом этапе становления ребёнка. А семья – это первоисточник всего того хорошего, что может быть заложено в ребёнке с раннего детства.
Сегодня все понимают, что воспитывать любовь и уважение к родному дому следует с раннего возраста. Наблюдая за детьми, анализируя диагностики, беседуя с родителями, я пришла к выводу, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи», неточные знания или вообще их отсутствие об истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничего не радует в поведении ребёнка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном доме, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему; другие считают, что любовь к дому – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечёткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.
В своей практике я использовала различные типы занятий, проводила беседы с родителями на различные темы, праздники и досуги с участием родителей, но проблема оставалась. Изучив вопрос совместной деятельности родителей и ДОУ, пришла к заключению: семья во многом определяет отношение детей к родному дому, семье, семейным традициям, обычаям, чувства сопричастности ребёнка с семьёй, родом, родственниками, возможностью осознавать правила регулирующие взаимоотношение в семье. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положитель- ному примеру отца, матери, укладу жизни. Поэтому возникла необходимость создания и реализации проекта «Родной дом» и вовлечь родителей в воспитательно-образова- тельный проект. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положи-
тельного, что накапливается семьёй и народом.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольников «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой предполагает связь родителей и ДОУ, но нет методических разработок совместной деятельности родителей и детей. Этой проблемой занимались М.Осорина, А.Мудрик, З.Матейчек, Т.А.Куликова. По мнению этих авторов понятие «родной дом» для ребёнка склады- вается из нескольких важнейших составляющих, к которым относятся следующие:
- само здание, стены и крыша над головой;
- семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья и другие родственники;
- определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, природа);
- неизменный распорядок дня, жизненный стиль, система ценностей;
- семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло);
- своё личное пространство.
При разработке содержания проекта «Моя семья» я опиралась на анализ программ «Семья» М.Дозорова, «Детство» В.Логинова, «Радуга» Т.Доронова.
В качестве ведущих методов и приёмов использовала создание семейного альбома «Моя семья», изготовление герба, составление родословной семьи и в итоге «Книги о моей семье».
План работы с родителями:
- Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Моя семья».
- Провести консультации и изготовить материалы на следующие темы:
- «Роль родителей в формировании у детей положительного образа родного дома»,
- «Родословная семьи»,
- «Семейные праздники и традиции»,
- «Творческая деятельность детей на благо дома»,
- «Семейный досуг».
- Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
- Оформить выставки творческих работ детей и их родителей по теме нашего проекта «Мой дом»
- Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений «Дом моей мечты», «Добрых дел мастер», «Викторина» и т.д.
СЕМЬЯ, РОДОСЛОВНАЯ
Работа с детьми | Работа родителей | |
Цели и задачи Пути дости-жения цели Формы и методы закреп-ления знаний | Закреплять знания своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представления о семье, её составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей. Составить родословную. Формировать интерес к истории семьи и дома Рассматривание и обсуждение семейных фотографий на занятиях по развитию речи. Рисование на темы: «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы», Беседы на темы «Мои близкие», «Самые дорогие люди» на занятиях по изодеятельности. Изготовление сувениров и подарков для членов семьи на занятиях по ИЗО. Составление семейного альбома из нарисованных детьми портретов членов их семей. Обсуждение ситуаций «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Беседы на темы: «Моя родословная» (с использованием фотографий из семейного архива). «История моего дома», «Как росли мои родители, бабушка, дедушка». Обсуждение с детьми результатов создания «Домашнего музея» в каждой семье. | Конкретизировать представления детей о жизни семьи (быт, обязанности, совместный отдых, хобби и достижения членов семьи). На собствен- ном примере воспитывать желание заботиться о членах семьи, поддерживать родственные отношения. Составить вместе с ребёнком родословную семьи, поддерживать интерес к её истории. Воспитывать интерес к семейным реликвиям и наградам. На собственном примере формировать у детейтёплое и уважительное отношение к своемуроду и семье. Ходить с ребёнком в гости. Написать вместе с ним письмо кому-то из родственников, предложить вложить в конверт свой рисунок. Собственным примером показывать ребёнку проявление любви, заботы и уважения к членам семьи. Составить вместе с детьми генеалогическое древо семьи. Создать «Дом-музей» |
ДОМ
Работа с детьми | Работа родителей | |
Цели и задачи Пути дости-жения цели Формы и методы закреп-ления знаний | Воспитывать любовь к родному дому и отношение к нему как к ценности. Расширять и углублять представления детей о родном доме, адресе, формировать интерес к истории дома (переезда в дом). Знакомить с поговорками о доме и семье. Воспитывать любовь и интерес к игровому уголку, желание творчески преобразовывать его, привычку содержать в порядке.
Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка», «Лиса и заяц». Конструктивная игра: «Дом моей мечты». | Знакомить детей с историей появления дома (переезда в дом), где живёт семья. Воспитывать привычку у детей, в том числе на собственном примере, выражать в поступках и действиях любовь и бережное отношение к родному дому и предметам быта. Оформить игровой уголок, формировать интерес к нему, привлекать ребёнка к играм в нём. Рассказывать детям об истории переезда в дом, с теплом отзываться о доме, в котором прошло детство самих родителей. Привлекать ребёнка к изменениям, происходящим в доме (перестановка мебели, перемена интерьера, ремонт). Интересоваться его отношением к переменам, особенно в его комнате. Совместный поход в магазин для выбора обоев в детскую комнату, сувениров, игрушек, мебели и т.д. Оформление игрового уголка вместе с ребёнком. |
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА БЛАГО ДОМА И СЕМЬИ
Работа с детьми | Работа родителей | |||
Цели и задачи Пути дости-жения цели Формы и методы закреп-ления знаний | Воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому, формировать привычку выполнять свои домашние обязанности. Обращать внимание на связь между поведением детей и чувствами взрослых. Закреплять знание стихотворений, пословиц и поговорок, отражающих заботу и любовь детей к близким, дому, семье, труду людей. Беседы о пользе домашнего труда на темы «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Организация общественно полезного труда детей в группе (полить цветы, протереть пыль, накрыть столы к обеду и убрать посуду после еды, навести порядок в игровом уголке и т.д.) Обсуждение результатов мероприятий «Неделя добрых дел» | Привлекать ребёнка к оказанию посильной помощи по дому. Дать возможность почувствовать свою полезность и значимость. Знакомить с пословицами, поговорками и стихотворениями, в которых отражена любовь к близким, дому, труду. Поручать ребёнку поливать цветы, убирать свою комнату, мыть посуду, выносить мусор и т.д. Показывать значимость его помощи, благодарить, поощрять. Разъяснять смысл пословиц и поговорок о доме и семье. Закрепить за ребёнком некоторые посильные домашние обязанности. Познакомить с пословицами, поговорками и стихотворениями о доме, семье, труде людей. Посмотреть и обсудить фильм-сказку «Золушка» |
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УКРАШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА ДОМА
|
| |||
Цели и задачи Пути дости-жения цели | Культивировать желание проявлять творчество при украшении своей комнаты и родного дома собственными рисунками и поделками. Воспитывать чувство гордости за членов своей семьи и их достижения Беседы на темы «Моя комната красивая», «Как я украшаю свой дом». Рисование на тему «Укрась свой дом». Изготовление сувениров для украшения своей комнаты. | Культивировать желание детей проявлять творчество в украшении своей комнаты и дома собственными рисунками и поделками. Сохранять и поощрять творческие работы ребёнка, украшать ими комнаты дома, демонстрировать гостям гордость за инициативу и творческие достижения ребёнка. |
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ
Работа с детьми | Работа родителей | |
Цели и задачи Пути дости-жения цели Формы и методы закреп-ления знаний | Познакомить с культурными традиция ми разных семей. Воспитывать интерес и желание продолжать семейные тради ции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных релик вий, альбомов с фотографиями, памятных наград. | Знакомить с культурными традициями семьи. Поддерживать интерес и желание продолжать семейные традиции. Воспитывать интерес и желание принимать активное участие в подготовке и проведении домашних праздников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций в духовно - нравственном воспитании....
Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"
Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...
Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.
Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...
Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...
Презентация к долгосрочному проекту "Семейный клуб"
В течение трех месяцев с родителями и воспитанниками второй младшей группы был реализован проект «Семейный клуб». Целью проведения которого являлось повышение педагоги...
Долгосрочный проект "Семейное чтение"
Актуальность проекта: отношение к уровню развития читательской культуры личности, а также к процессу читательской деятельности, сегодня изменилось и приобретает для общества черезвычайно важное, даже ...