Методическая разработка системы наблюдений в течение месяца в детском саду за определенным объектом
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Одной из главных задач в дошкольном учреждении является экологическое образование детей. Ребенок в совместной деятельности с воспитателями и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью наблюдения может научиться сравнивать, сопоставлять, описывать и т.д. В рамках наблюдения, за каким либо объектом дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно-следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений. Таким образом, основным методом ознакомления детей с природными объектами остаются наблюдения. Наблюдения лучше вести за изменением одного предмета в течение месяца. Результатом практической деятельности детей становится ведение дневника наблюдений в форме зарисовок
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Лукоморье»
Методическая разработка
системы наблюдений
в течение месяца
в детском саду
за определенным объектом
Воспитатель: Вождаева Т.В.
2016г
Пояснительная записка
Одной из главных задач в дошкольном учреждении является экологическое образование детей. Ребенок в совместной деятельности с воспитателями и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью наблюдения может научиться сравнивать, сопоставлять, описывать и т.д. Дети в дошкольном возрасте очень любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, воспитатель группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой: формирует способность видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по сходным признакам, а также подводит к установлению простейших связей между наблюдаемыми явлениями. В рамках наблюдения, за каким либо объектом дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно-следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений. Таким образом, основным методом ознакомления детей с природными объектами остаются наблюдения. Наблюдения лучше вести за изменением одного предмета в течение месяца. Результатом практической деятельности детей становится ведение дневника наблюдений в форме зарисовок.
План работы
- Особенности наблюдений за природными объектами с детьми дошкольного возраста.
- II. Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца: наблюдения за луком.
Наблюдение№1. Такой разный лук.
Наблюдение№2. Посадка лука в воду.
Наблюдение№3. Посадка лука в землю.
Наблюдение№4. Проращивание лука в разных условиях.
Наблюдение№5. Вырастай, лучок!
III. Использованная литература.
Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца: наблюдения за луком.
Наблюдение №1. Такой разный лук
Цель: формировать первоначальные представления о репчатом луке.
Задачи: сформировать представление о значении слова «лук»; познакомить воспитанников с различными видами лука как продукта питания и садового растения; развивать умение отличать лук от остальных овощей по характерным признакам; закрепить представление о полезных свойствах лука.
Ход наблюдения
Воспитатель. Ребята а кто-нибудь из вас знает -что такое «лук»?
(Воспитатель показывает разнообразный лук, разные сорта лука и поясняет основные значения слова «лук»).
Воспитатель загадывает загадку:
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький он на вкус, друзья,
Слёзы вызовет всегда.
(Лук)
Воспитатель. А что можно приготовить из лука?(салат., суп., можно есть и так).
(воспитатель показывает слайд и поясняет, в какие блюда добавляют лук). Ребята, а как вы думаете, можно ли из лука сделать поделку?
(воспитатель показывает слайд «Поделки из лука». После просмотра показывает игрушку Чебурашка детям и говорит: «Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Чебурашка, он очень сильно болен и не знает, как ему вылечиться. Поможем ему?»
Чебурашка (хриплым голосом). Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Как вы думаете, почему у Чебурашки заболело горлышко?
(он наелся мороженого., гулял в шортах и в футболке., пил холодную воду., не принимал витамины).
Чебурашка: А где живут эти витамины?
(во фруктах и овощах., в хлебе и в молоке).
Чебурашка . А один из моих друзей всегда говорит, что их много в луке. Он дал мне целый мешок разных овощей. Но я не знаю, какой из них является луком.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Чебурашка отыскать лук. Будьте внимательны.
Игра «Чудесный мешочек». Цель: развивать умение отличать лук от остальных овощей по характерным признакам.
Воспитатель показывает луковицу детям и спрашивает: как же вы отличили лук от репы, ведь они так похожи? Предлагает погладить луковицу. (Лук гладкий, а репка шершавая., у репы есть хвостик, а у лука его нет).
Воспитатель. Вы правы. Перед тем, как кушать лук, мы должны его очистить.
(чистит и разрезает лук на дольки и предлагает понюхать и попробовать каждому ребёнку и Чебурашке)
После этого звучит «Песенка о луке» из мультфильма «Поём с Пороро». Цель: закрепить представление о полезных свойствах лука.
Чебурашка: Ребята, мне пора домой, спасибо вам за помощь. Надеюсь, что лук поможет мне поправиться и я смогу снова прийти к вам в гости. До новых встреч!
До свидания!
Во время обеда детям предлагается кушать суп
с дольками свежего репчатого лука.
Наблюдение №2. Посадка лука в воду
Цель: познакомить детей со способами выращивания лука в воде и без воды.
Задачи: уточнить знания о характерных признаках луковиц (форме, строении, цвете) ; вызвать интерес к выращиванию лука; уточнить о необходимом условие- наличии воды- для прорастания корней у лука.
Ход наблюдения
Дети сидят за столами, поставленными буквой П. Перед каждым ребёнком лежит луковица, покрытая салфеткой.
Воспитатель загадывает загадку:
«Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает».
Спрашивает: «Про что эта загадка? »
Дети. Про лук.
Воспитатель предлагает взять луковицы и рассмотреть их. Борис, скажи, пожалуйста, какого цвета твоя луковица? А твоя, Ильюша?
Дети называют цвет своей луковицы.
Воспитатель. Кира, а какой формы твоя луковица? При затруднении ответа спросить: «Круглая или продолговатая? »
Воспитатель просит детей подумать, почему в загадке говорится «во сто шуб одет»? Показывает так называемую шубу-чешуйку. Поясняет: «Луковицы покрыты чешуйками».
Воспитатель; Ребята, а у меня тоже есть луковицы (достаёт из кармана две луковицы -проросшую и не проросшую). Ребята, посмотрите, пожалуйста, на луковицы. Чем они отличаются друг от друга? (у одной луковицы есть корешки, а у другой –нет) .
Воспитатель. Действительно, у обеих луковиц есть донце (показывает на не проросшей луковице, но одна луковица уже дала корни (показывает на проросшей луковице) .Воспитатель ставит на стол две баночки -одна с водой, другая без воды. Ребята, а как вы думаете, в какую из этих баночек нужно посадить луковицу, чтобы у неё появились корешки?
Дети. В баночку с водой.
Воспитатель. А давайте посадим одну луковицу в баночку с водой, а другую — в баночку без воды и посмотрим, у какой из этих луковиц быстрее отрастут корешки.
Посадка луковиц в баночки. Дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем за прорастанием корешков. Результаты наблюдений фиксируются в календаре наблюдений.
Наблюдение №3. Посадка лука в землю
Цель: познакомить детей со способом выращивания лука путём посадки его в землю.
Задачи: закрепить представление о выращивании зелёного лука в земле; пополнить активный запас воспитанников словами: донце, ростки, корни, лунка; сравнить темпы роста лука в земле из разного посадочного материала (проросшей и не проросшей луковицы); продолжать фиксировать результаты в дневнике наблюдений.
Ход наблюдения
В группу вбегает Незнайка с лейкой в руках .
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Я совсем здоров! Мне, действительно, помог витаминный лук. А недавно я был в гостях у Знайки, мы с ним сажали лук в землю, поливали его водой и он вырос. Теперь я ем не только репчатый лук, но и зелёный. Он тоже очень полезный и вкусный. А давайте с вами поиграем. Вы будете луком, а я садовником.
Дети по показу воспитателя приседают на корточки.
Незнайка. Теперь я полью вас водой. Вот лук начинает расти, и у него появляются зелёные листики.
Дети по показу воспитателя медленно приподнимаются.
Незнайка. Лук всё растёт и растёт. Зелёный лук становится большим-пребольшим. Вот и вырос наш зелёный лук.
Дети полностью выпрямляются.
Воспитатель приносит баночки с луковицами и контейнер с землёй.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, появились ли корни у луковиц? (У луковицы в баночке с водой корни появились, а у луковицы в баночке без воды –нет).
Воспитатель. Незнайка, мы с ребятами тоже хотим посадить луковицы в землю, чтобы и у нас вырос зелёный лук. Покажи нам, пожалуйста, как это правильно делается.
Незнайка. Сначала нужно найти у лука донце и посадить в землю донцем вниз. А если у лука уже отросли корешки, то в земле делается такая лунка, чтобы луковица была чуть-чуть видна из земли. Затем следует прижать плотно пальцами землю вокруг луковицы.
Посадка проросшей и не проросшей луковиц в контейнер с землёй.
Воспитатель. Ребята, а что нужно сделать, чтобы лук хорошо рос?
Дети. Лук надо поливать.
Дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем, как прорастают зелёные пёрышки. Результаты наблюдений фиксируются в календаре наблюдений.
Воспитатель зарисовывает ежедневно изменения, происходящие с луковицами, обращая внимание на темпы роста зелени у разных луковиц.
Наблюдение №4. Проращивание лука в разных условиях
Цель: помочь детям сделать вывод о связи изменений растущих луковиц с условиями внешней среды.
Задачи: дать представление о комплексе благоприятных условий: воды, земли, света, - обеспечивающих хороший рост зелёного лука; зафиксировать результаты в календаре наблюдений.
Ход наблюдения
Перед детьми стоит контейнер с проросшим зелёным луком.
Воспитатель. Ребята, Незнайка забыл у нас свою шляпу, хотите ее примерить? Дети по очереди примеряют шляпу Незнайки, но она им велика.
Воспитатель. Давайте примерим шляпу нашему зелёному луку и посмотрим, понравится ли ему?
Дети накрывают зелёный лук шляпой. Спустя 2-3дня воспитатель снова приносит накрытый лук в группу, убирает шляпу.
Воспитатель. Ребята, уютно ли было нашему луку быть под шляпой Незнайки?
Дети. Нет.
Воспитатель. А почему? (Ему было темно и страшно).
Воспитатель. Каким стали пёрышки у нашего лука?
Воспитатель. Они стали вялыми, жёлтыми.
Воспитатель. Да, наш лучок стал гибнуть, потому что ему не хватало света, хотя он и оставался расти в земле. Давайте поставим его на подоконник, снова польём, и наш лучок оживёт. А сейчас мы с вами нарисуем лук и повесим наши рисунки около растущего лука. Детям раздаются трафареты с изображением репчатого лука и цветные карандаши.
Рефлексия.
Наблюдение №5. Расти, расти, лучок!
Цель: вызвать у детей желание вырастить зелёный лук в домашних условиях.
Задачи: зафиксировать результаты предыдущих наблюдений в коллаже на тему: «Благоприятные условия для выращивания лука»; побудить детей к совместной деятельности с родителями; продолжать формировать навыки пользования клеем, кистью для клея, тряпочкой.
Ход наблюдения
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие же условия нужны луку, чтобы он хорошо рос. ( Лук нужно поливать. Луку нужен свет. Зелёный лук не вырастит без земли).
Воспитатель. Молодцы, вы всё вспомнили.
Детям предлагается выбрать из предложенных фигурок условия для хорошего роста лука и наклеить их рядом с изображением лука.
Воспитатель. Сегодня я хочу каждому из вас подарить по луковице, чтобы вы смогли посадить его у себя дома. А чтобы ваш лук вырос, не забывайте его поливать.
- План-конспект наблюдения
«Вот так чудо - лук!»
с детьми подготовительной группы
Цель: Определить с детьми условия, при которых лук-репка будет расти на зелень. Уточнить представления о луке-репке; воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука.
Материал: две луковицы, две стеклянные баночки, разноцветные кружки; игрушку-луковицу.
Воспитатель: Кто скажет, что это такое? (Лук-репка.)
• Что можете сказать про эту луковицу? Какая она? Чем покрыта? Какого цвета? Какого она размера, формы?
• Что надо сделать, чтобы луковица стала расти? (Посадить.)
• Куда надо посадить? (В землю.)
• Как по-другому можно вырастить лук, не сажая в землю? (Посадить в воду.)
• Как надо сажать лук? Где, что у него вырастет?
• Потрогайте обе луковицы, какие они?
• Давайте одну луковицу посадим в воду. Как мы ее посадим? Какую воду нальем (Холодную, отстоянную.)
• Другую луковицу посадим в баночку без воды и посмотрим, что с ней будет.
• Куда лучше поставить баночки с луком? (На Окно.) Почему? А что нужно для роста лука, кроме воды и света? (Тепло.)
• Есть ли тепло в нашей группе?
• Давайте на баночки приклеим условные обозначения – кружки: голубой – вода, желтый – свет, красный – тепло. На одну баночку – все кружки; а на другую, без воды, наклеим голубой кружок. Дети приклеивают кружки и ставят лук на окно.
• Теперь давайте зарисуем, что мы сделали с луком?
• Ребята, посмотрите, что это? Игрушка – Луковица-Чипполино.
• Давайте поставим ее тоже на окно и посмотрим, что с ней произойдет.
Помощь и поручения: посадка лука, уход за посаженным луком.
- План-конспект наблюдения
«Как растет лук»
Цель: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста лука. Развивать наблюдательность детей, учить видеть изменения в состоянии лука и рассказывать о них, используя при этом зарисовки календаря.
Воспитатель: Настал день наблюдения за луком, так как прошла еще одна неделя.
• Изменился ли лук в баночке с водой? Что изменилось?
• Какие стали перышки? Что с ними произошло? (Они подроcли, появились новые.)
• Измерим их длину. Сравним с зарисовкой в календаре пре- дыдущей недели.
• Потрогайте их, какие они?
• Понюхайте, чем пахнут? (Сорвать одно перышко и дать по- нюхать.)
• Когда лук сильнее пахнет, когда растет или когда сорван?
• Попробуйте на вкус. Какой лук: сладкий или горький?
• Что стало с корнями? Их стало больше или меньше, они стали длиннее или короче. Давайте их измерим. Сравнить с предыдущей зарисовкой в календаре.
• Что стало с водой? Для чего она нужна? Будет ли лук расти без воды? Чем можете доказать? Вторая баночка без воды – лук не растет.
• А растет ли лук у нас в ящике? Почему думаете, что растет? А ему нужна вода?
• А почему мы не видим корни у лука, который растет в ящике, где они? Может быть их нет? Давайте проверим и вытащим луковицу из земли.
• Так есть ли корни? Какие они? Почему грязные?
• Что же нужно для роста лука?
• Изменился ли лук во второй баночке? Почему?
• Потрогайте две луковицы. Какие они стали? Почему?
• Полезен ли лук людям? Чем?
• Про какой овощ так говорят:
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям,
Я ваш друг Я простой.
Зеленый лук
• Про лук еще говорят: Лук – от семи недуг. Так надо ли есть лук?
• А как наша игрушка? Изменилась ли она? Подросла ли? Почему нет?
• Давайте зарисуем изменения, которые произошли с луком, в альбом.
• А так как наш лук уже вырос и стал большим, мы его можем срезать. Он очень полезный и нужный. В обед его съедим.
• Дома у вас вырос лук? Его тоже надо срезать и вместе с родителями его скушать. Лук полезен для здоровья.
Помощь и поручения: уход за посаженным луком.
Итог: чтобы лук вырос большим и полезным продуктом, за ним нужен постоянный уход
Краткосрочный проект «Вот так чудо - лук!»
Конспект занятия по окружающему миру
Старшая группа (дети 5-7лет).
В ходе одного месяца (4недели) дети устанавливали: «откуда родом является зелёный лук? ».
План проекта «Вот так чудо - лук!»:
• создавать у детей начала экспериментальной работы,
• проявить подходящие обстоятельства для подъема и созревания лука,
• представить серьезность лука в пользу состояния здоровья для человека.
задача:
• «из каких мест человек зимой берет молодой зеленый лук? »
• как может быть полезен лук?
• что нужно луку для роста?
Ход проекта
- этап – подготовительный
• В группе сделали мини грядки на подоконнике, сделали табличку - с заголовком лука (лук – севок и лук-репчатый) и числом высадки.
• выбрали образную литературу: присказки, стишки, небылицы, загадки. чистоговорки.
- этап – исследовательский
• ребята следили за ростом лука, вели дневник наблюдения.
• проводили опыты, воспитатель читала стихи, загадки о луке, велись обсуждения, споры.
1. «Луковица»
Цель: выяснить понятие ребят о луковке, её состав, вкус, аромат, окраска и вид.
2. Загадка «Сидит дед, во сто шуб одет…»
Цель: узнать как много «покровов покрыто» на луковке и что случается, если его «раздевают».
3. Проблемная ситуация: «Для чего луку почва? »
Цель: дать понятия ребятам о том, каковые полезные элемента приобретает лук из грунта.
4. «Солнечный свет»
Цель: найти значимость света в существования растения.
В течение обследования велись разговоры на задачу:
• из каких мест прибыл лук (рассказ явления лука).
• консультации врача Айболита (о положительных сторонах лукавиц).
• волшебный Лучок и его товарищи (о видах лука).
5. Сочиняли загадки о луке.
Цель: развивать интерес у детей к сочинительству загадок. Совершенствовать интеллектуальные и речевые данные детей. Заниматься над свойствами главных определений – свойств объектов: цвет, форма, вкус.
• Художественное творчество «Зелёный лук».
• Аппликация «Огород на окне».
• Лепка «Чиполино»
- этап – заключительный
• изучили и подведены итоги, приобретенных знаний в течении экспериментальной работы ребят через наблюдение.
• Создали выставку рисунков, аппликации и лепки на тему «Вот так чудо-лучок!».
Мини-проект «Огород на подоконнике» (фотоотчет)
Самое лучшее открытие для ребенка - это открытие, которое ребенок делает сам. Каждую весну на нашем подоконнике расцветает чудо - огород. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и к природным явлениям, и открывается удивительное разнообразие растительного мира. На нашем огороде дети сами выращивают растения и ухаживают за ними. На протяжении всего времени мы проводим опыты и делаем зарисовки.
Цель проекта: Обогащать знания дошкольников о культурных растениях; о необходимых условиях для их роста; о способах ухода за растениями.
Задачи проекта:
1. Формировать представление о росте культурных растений.
2. Формировать умение выращивать рассаду, сеять семена овощей, зелени, цветов, сажать лук.
3. Вести наблюдения за развитием растений и отмечать рисунками в дневнике наблюдения.
4. Вовлечение родителей в процесс реализации проекта.
Этапы проекта:
- этап подготовительный (2 недели)
В группе детского сада на подоконнике обустроили огород. Родители принесли необходимое оборудование: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы.
Подобрали художественную литературу (поговорки, стихи, загадки, сказки об овощах)
2. этап – исследовательский (4 недели)
Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Установление связи: растения - вода, растения - земля, растения - человек.
В процессе исследований провели знакомство с художественной литературой, рассматривали картины, проводили дидактические игры, беседы.
- этап - заключительный( 2 недели)
Подведение итогов и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-553572-1420907750.jpg)
Презентация " Система непрерывных наблюдений за природными объектами (птицами) в течении месяца".
Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушку (внешний вид, оперение, назание птиц), за птичьими следами на снегу, как птицы летают, когда птицы бывают заметны, какой корм любят птицы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-587438-1450106325.jpg)
Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период в течение месяца".
АктуальностьАктуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое миров...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-697342-1445963319.jpg)
Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца".
Система непрерывных наблюдений за природными объектамиосенью в течение месяца с детьми младшего дошкольного возраста. Форма наблюденияТемаЦельМетоды иприёмыСловарнаяработа1.Наблюдение"Знако...
Презентация. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца, старший дошкольный возраст»
Сиситема непрерывного наблюдения за природными объектами в течении месяца, старший дошкольный возраст"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-827278-1475905682.jpg)
Методическая разработка "Разработка наблюдений за природными объектами в течении месяца"
Методическая разработка "Разработка наблюдений за природными объектами в течении месяца"...
Методическая разработка на тему "Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение декабря месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации
На всем протяжении дошкольного воспитания ознакомление с природой рассматривалось как одно из средств всестороннего развития, в частности эстетического и нравственного воспитания. Принципы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-593990-1424782174.jpg)
Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца".
На основе приобретённых знаний формируются такие качества как, реалистическое понимание явлений природы,любознательность,умение наблюдать за природой,логически мыслить,эстетически относиться ко всему ...