Занятия по ознакомлению с природой в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Исакова Мария Михайловна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План-конспект  занятия по ИЗО

Тема: «Осенние литья!»

Цели Занятия:

1.Познакомить детей одним из самых ярких живописных времен года – Осенью.

2.Закрепить практические  умения и навыки  в работе с красками, при изображении осенних листьев.

3. Создать эмоциональный интерес к изобразительному искусству.

Задачи:

Учебные:

• Закрепление навыков рисования листьев;

• Гармоничное заполнение всей поверхности листа;

• Использование различных приёмов работы кистью;

• Передача настроения цветом.

Воспитательные:

  • Воспитание усидчивости, трудолюбия;
  • Воспитание любви к родной природе.

Развивающие:

  • Создание творческой эмоциональной атмосферы, познавательной активности, эмоциональной отзывчивости;
  • Развитие наблюдательности; внимательности.

Вид деятельности: Рисование с натуры.

Тип занятия: занятие по практическому применению знаний, умений и навыков.

 Материалы: альбомная бумага, гуашь и акварельные краски, кисти, баночки с водой.

Оборудование: Игрушка на руку – Сова- София; листья разных деревьев; репродукция картины  И. Левитана « Золотая осень».

 Практическая деятельность: рисование листьев акварелью, гуашью; смешивание оттенков.

Ход занятия:

Предварительная  работа: 

1.Рассматривание ярких осенних листочков на прогулке,

2. Обсуждение репродукции картины  И. Левитана « Золотая осень».

3. Чтение отрывка  «Осенняя сказка» из книги «Трям! Здравствуйте!» Сергея Козлова,               с последующей беседой.

Вступительная часть. Приветствие.

Входит воспитатель с Совой на руке. Сова-София (С.)  предлагает познакомиться:

С.: Здравствуйте детишки! Узнали меня? Кто Я?

Дети: Здравствуй! Узнали! Сова!

С.:  Давайте знакомиться! Как Вас зовут?  (Сова здоровается за руки с детьми)

(дети называют имена и здороваются с Совой-Софией)

Сюрпризный момент.

Сова: А меня с сбой конверт.  Давайте его откроем?

Дети: Давайте!( Сова открывает конверт, а там загадка)

С.: Слушаем внимательно: "Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья".       Кто это?   Дети: Осень! С.: Молодцы!

С.: А что происходит осенью? Какие наряды «надевают»  деревья?

Дети:. Ответы…

С.: А вот еще загадка: Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад — Это просто...

Дети: листопад!

Сова: Какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем. Превратимся в осенние листочки!

Физкультминутка «Листочки»

Мы-листочки, Мы -листочки (стоят на месте, руки вверх)

Мы- осенние листочки.(покачивание)

Мы на веточках сидели. Ветер дунул-полетели.(разбегаются в разные стороны)

Полетали, полетали, (бегают , кружатся). А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок- (приседают на корточки). Мы присели все в кружок.

Ветер вдруг опять подул (вновь разбегаются). И листочки быстро сдул. (машут руками над головой).   Все листочки полетели (приседают). И на землю тихо сели.

Основная часть.

С.:  Кто сегодня в парке нашем листья красками раскрасил? И кружит их, с веток сносит?  

Дети: Это наступила осень!

 С.: Молодцы! А осень для вас приготовила сюрприз! Хотите узнать какой?.

Дети: Да! Хотим!

С.: Вот корзинка не простая, деревянная резная.

В ней листочки золотые, словно мастером резные.

С.: Ребятки, любите играть? А вот мы сейчас проверим:

Игра: « С какого дерева листочек?»

(Сова достаёт  по одному листочку. А дети отгадывают с какого дерева он улетел. Кто отгадал, тому и листик. Обсуждаем красоту и необычность каждого листочка).

Проблемная ситуация.

Сова: Ребятки какие вы молодцы! Знаете все листья, все краски осени!

С.: Есть у меня друзья Ежик и Медвежонок. Помните, мы с Вами  читали про них сказку (Осенняя сказка) Д.: Да! Помним (вспоминаем)

С.: Ежику и Медвежонка очень грустно, что в лесу с деревьев опали последние листья.  

Как же им мы поможем? Как порадуем?

Дети: Давайте им нарисуем яркие листочки и письмом направим в лес!

С.: Тогда приглашаю Вас в волшебную мастерскую!

(Сова приглашает ребят за столики с красками, листами бумаги и баночками с водой)

Сова: А хотите загадку? Д.: Да!

Загадка:Палочка волшебная. Есть у меня, друзья! Палочкой этой могу раскрасить я!

Деревья, дом и самолет, солнце, небо и цветов ковер.

Как зовут мою палочку волшебную? (кисточка).

Дети: Это кисточка!

С.: Правильно! Конечно кисточка! (Сова раздает каждому ребенку по кисточке.)

Тогда давайте начнем! Какие листья вы хотели бы нарисовать? Каким цветом?

Дети: желтые, оранжевые, красные, зеленые; Березовые,  Дубовые, Кленовые и т.д.

Практическая работа.

Сова показывает детям, как нарисовать листья разных деревьев, как смешать краск ,чтоб получить нужный оттенок ( красный + желтый= оранжевый и т.д.)

Сова: Нарисуем  осенние листочки акварельными красками. Какие же краски возьмём на палитру?

Дети: желтый , оранжевый, красный, зеленый…

 Повторяем приёмы работы кистью:

  • примакивание кисточкой;
  • примакивание кончиком;
  • смешивание красок на палитре.

Дети рисуют листья деревьев и закрашивают их разными цветами, добавляя разные оттенки, стараясь передать насыщенность и контуры выбранных листочков.

 Помощь по необходимости.

  Сова: Любите Загадки? Дети: Да! Отгадаем!

Сова: Спелой дыни сладкий вкус. Груши соком налитые. Солнца ласкового луч и колосья золотые. Всем подарит нам друзья. Краска .. Дети: желтая моя !

Итог занятия.

Просмотр работ. Обсуждение.

Сова: Какие красивые рисунки у вас получились! Расскажите, что вы нарисовали.

Дети: Листья березы для ежика. Листья клена для Медвежонка и т.д.

Сова: Как здорово! Давайте все вместе полюбуемся вашими рисунками!

(Обсуждение. Похвала! Выставка. )

Сова:

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский.

Дети: Это  Листопад!!!

Вот какой  разноцветный листопад у нас получился, Мишка с Зайчиком будут очень рады, увидев Ваши рисунки!

Сова улетает: До новых встреч, Ребята!

Дети: Прилетай еще! В гости!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению

с окружающим миром "Лесные  жители"

Цель занятия: формировать бережное отношение и любовь к родному краю, к лесу и его обитателям.

Задачи:

  • развивать наблюдательность, внимание, память;
  • воспитывать желание заботиться о животных.
  • уточнять и расширять представления детей о лесе и его жителях,
  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса,
  • закреплять умение сравнивать предметы по размеру.

Предварительная работа:

    Чтение книг русских писателей о лесе и его обитателях. Рассматривание фигурок животных. Прослушивание аудио –записей с голосами лесных жителей.

 Материалы и оборудование:

    Картинки с изображением леса. Письмо. Шишки, игрушки (заяц, ёж, лиса, медведь, волк и др.)

    Аудиозапись « шум леса». Пенёк, 4 корзинки. Корзинка с набором картинок с изображением лесных растений. Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Ход Занятия.

Сюрпризный момент «Письмо от  Лесной Совы-Софии».

Воспитатель: Дети сегодня в нашу группу пришло письмо, давайте откроем его и прочитаем что в нём написано (воспитатель открывает письмо и зачитывает его содержание, в котором мудрая Сова приглашает детей в гости на лесную опушку).

Воспитатель: Ну что ребята, отправимся в гости, на лесную опушку?

Дети: Да! Отправимся!

Воспитатель: Ребята, слышите,  мы уже вошли в лес (звучит звукозапись «шум леса»). Давайте внимательно послушаем, какие в лесу раздаются звуки.

Дети: слышно как шумят деревья, бежит ручей, поют птицы…

Воспитатель: Сова приготовила вам загадки. Сможем  ответить? Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда слушайте:

 Хвост пушистый бережёт

И зверюшек  стережёт:

Знают, рыжую в лесу –

Очень хитрую ?   Дети: Лису!

Воспитатель: Молодцы ребята! Но у Совы к вам ещё загадка. Вы готовы на них ответить?

Дети: Да, мы готовы.

Воспитатель: Тогда слушайте:

Что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Дети: Да, это зайчик.

Воспитатель: Вы правильно ответили ! Молодцы!

Подвижная Игра: « Собери шишки»

Воспитатель: Сова прислала нам корзинку, давайте посмотрим ,что в ней.

Дети: Шишки!

Воспитатель: Да, ребята, это шишки. Посмотрите, они разные: есть большие, а есть маленькие. А какие шишки  вы знаете?

Дети : Еловые и сосновые!

В.: Молодцы! Есть очень весёлая игра с шишками, хотите поиграть?

Дети: Да!

    Воспитатель делит детей на 2 команды, дети под музыку выполняют задание, команды собирают еловые  шишки в одну корзинку, а сосновые в другую. У каждой команды 2 корзинки. Когда все шишки будут собраны, воспитатель выключает музыку и вместе с детьми проверяет корзинки, команда, которая допустила меньше ошибок, выигрывает.

Воспитатель: Вам понравилась игра?

Дети: Да, нам понравилось играть с шишками.

Воспитатель: Ребята похоже мы заблудились. Кажется к нам кто-то крадется. Слышите? (звучит грозная музыка, на опушке появляется Волк)

Волк: Я давно совсем не ел. Сейчас ребятушек я съем.

Воспитатель: Погоди! Ребяток не пугай! Лучше с нами поиграй.

Проводится пальчиковая гимнастика "Белочки"

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно считаем пальчики)

Пришли белки поиграть (выставляют пять пальцев)

Одна куда-то подевалась (прячут руки за спину)

Четыре белочки осталось (выставляют четыре пальца)

А теперь скорей смотри (прячут ручку за спину)

Их уже осталось три (выставляют три пальца)

Ну и ну, какая жалость (прячут ручку за спину)

Только две у нас осталось (выставляют два пальца)

Эта новость так грустна (прячут ручку за спину)

Осталось белочка одна (выставляют один палец)

Пока мы с тобой считали,

Белочки от нас сбежали (пальчики убегают)

Проблемная ситуация.

Волк: Здорово! Не буду вас обижать. Простите меня!

Воспитатель: Простим?

Дети: Да! Простим!

В.: Волк, расскажи лучше ребятками, как зверям  в лесу живется.

(Волк рассказывает: как голодно зимой лесным зверям зимой,

 как меняют шубку зайцы, белки, как впадают в спячку медведи)

Воспитатель: Что нового мы узнали?

Дети: Узнали, что животные нуждаются в нашей защите.

В.: Как мы можем им помочь?

Дети: Мы можем вместе с родителями сделать и повесить кормушки для птиц, не обижать домашних животных, любить их и бережно относиться.

В.: Молодцы! Давайте позовем Волка с собой к новым приключениям?

Дети: Да! Пойдем с нами!

    Воспитатель и дети подходят к месту в группе, накрытому тканью. Воспитатель убирает ткань. На ковре разложены картинки с растениями, расставлены игрушки-лесные животные.

Воспитатель: Ребятки, вот мы и дошли до цели. Какая красивая лесная опушка! Посмотрите, сколько здесь растений! А кто-то тут под елочкой фырчит?

Волк: отгадаете загадку? Дети: Да!

Загадка:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. Дети: Это ежик!

Ёжик (игрушка) здоровается с ребятами, рассказывает о себе.

Ёжик: Ребята, я хочу проверить, правильно ли мы сделали, что позвали вас в гости.

 Знаете ли вы правила поведения в лесу?

Дети: Да, знаем!

Ёжик: Ну тогда ответьте на несколько вопросов:

В лесу можно шуметь?

Собирать неизвестные грибы и ягоды?

Рубить деревья для костра?

Оставлять непогашенный костёр? (ответы детей)

Воспитатель: Верно ребята, всего этого в лесу делать нельзя. А наш Ёжик предлагает поиграть в игру «Кто где живет?».

Дидактическая игра «Кто где живет?» 

Воспитатель: Ребята, а зачем людям растения? (ответы детей). Как вы думаете человек смог бы жить без растений? Почему?

Воспитатель: Молодцы ребята!

Волк и ежик: Ребята Вы молодцы, что  знаете как нужно себя вести в лесу и зачем нам нужны растения! До Новых встреч!

Воспитатель: Давайте попрощаемся с животными и лесной опушкой, мы обязательно сюда вернёмся.

Дети: До свидания! До Новых встреч! Приходите еще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по ознакомлению с природой в средней группе Тема: "Белка"

Расширение представление детей о жизни белки в природных условиях: внешний вид, как передвигается, чем питается, приспосабливается к жизни в зимних условиях; развитие умение делать грибок из природног...

Занятие по ознакомлению с природой в средней группе детского сада "Беседа о жизни животных зимой"

Разделы: Работа с дошкольникамиЦель: закрепить знания детей 4-5 лет о диких животных средней полосы России и Севера (лиса, заяц, белка, медведь), продолжать формировать знания детей об ...

Презентация к занятию по ознакомлению с природой в средней группе "В гости к хозяйке луга"

Презентация к занитию по ознакомлению с природой в детском саду "В гости к хозяйке луга" (О.А. Соломенникова,  программа "От рождения до школы")...

Презентация к занятию по ознакомлению с природой в средней группе "Скоро зима"

Презентация к занятию по ознакомлению с природй в детском саду в средней группе (О.А. Соломенникова, по программе "От рождения до школы"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «Посадка лука».

Задачи:- расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет);- дать элементарные понятия о природных витаминах;- формировать трудовые умен...

Занятие по ознакомлению с природой в средней группе "Путешествие по Крыму"

Расширить и углубить знания детей о Крыме,.сформировать представления  детей о  растениях и животных региона. воспитывать любовь к своей Родине, познакомить с легендами Крыма....