«Знакомство с русской народной одеждой»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
«Знакомство с русской народной одеждой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkoy_narodnoy_odezhdoy.docx | 622.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»
Утверждаю: |
заведующий МБДОУ |
детского сада № 8 «Зоряночка» |
С.Ю. Месикова |
« » 20 г. |
Конспект
Дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию
На тему: «Знакомство с русской народной одеждой»
для детей средней группы
Подготовил воспитатель:
Бугун Ульяна Сергеевна
Ессентуки
2016 г
Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Задачи:
- познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;
- обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: рубаха, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, порты, онучи, лапти, кепка;
- расширять кругозор, закреплять знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки);
- развивать мелкую моторику, художественные навыки, творческое воображение, любознательность, эстетический вкус, познавательную активность.
- воспитывать у детей интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Материал: ноутбук, телевизор или проектор, электронная презентация
Ход занятия.
Здравствуйте, красны девицы и добрые молодцы! С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – это пожелание доброго здоровья.
Давайте мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Девочки поклонитесь мальчикам: «Здравствуйте, добрые молодцы!»
Мальчики с поклоном девочкам: «Здравствуйте, красны девицы!»
Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)
На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый, поэтому и «добрый молодец». А «красны девицы, потому, что слово «красная»означало красивая девушка в нарядной одежде.
- А для чего нам нужна одежда? (ответы детей). А знаете, как в старину называли одежду? Её называли оболочкой. А одеваться – значит облачаться. Одежда укрывает наше тело от непогоды, холода и солнца с одной стороны, а с другой – выражает представление о красоте. Сегодня мы познакомимся с вами с русской народной одеждой и символами, которыми их украшали. А помогут мне мои помощники, вот они - красна девица Алёнушка и добрый молодец Иванушка. Давайте рассмотрим, в чём они одеты.
- Ребята, какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать? (дети называют элементы национального костюма).
Совершенно верно, женщины на Руси носили: рубаху, сарафан, лапти. Рубаха – важная часть женской одежды, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан или юбку (понёву) и передник, также расшитые узором. На голову надевали платок или кокошник. На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.
Рассмотрим мужской костюм (дети называют элементы национального костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха, она доходила до колен.
- Кто из вас знает, как называлась такая рубаха? (ответ детей-рубаха-косоворотка).
- Кто догадался, почему она так называется? (ответы детей).
Да действительно, она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – портки. Портки заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Лапти – это плетённая обувь, плели их из лыка дерева липы. Ещё лапти плели из бересты – берёзовой коры. Это были праздничные лапти.
Я предлагаю вам посмотреть разные варианты женского и мужского народного костюма. (Дети садятся на стулья, включается презентация).
Как вы считаете, кто шил, создавал одежду? (ответы детей). Всю одежду женщины шили и украшали сами для себя, для своих родных, поэтому и называлась она народной. Предлагаю вам сейчас украсить свою одежду. А какую, вы узнаете, отгадав загадки. Сначала отгадывают девочки:
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан).
Загадка для мальчиков:
Рукав длинный иль короткий,
Планка иль косоворотка.
На груди – кармашки.
Что это? (Рубашка).
Молодцы, загадки отгадали, приглашаю вас в мастерскую, где вы сами сможете создать свой вариант одежды. (Дети проходят дальше и садятся за столы, девочки отдельно от мальчиков).
Ребята, вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломанная линия – это знак воды. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.
Итог занятия:
Что нового для себя вы сегодня узнали? В чем сходство и различие женского и мужского костюма? Что означала вышивка на одежде?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»
Целью данного проекта является развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....
Знакомство с русской народной одеждой.
Познакомить детей с русской старинной одеждой, с некоторыми её названиями, воспитывать любовь к русским народным обрядам, вызвать радость от занятия....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...
Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»
Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала. задачи: 1....
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...
"Знакомство с русской народной одеждой-сарафаном".
Уважаемые родители!Предлагаю вам ознакомиться с русской народной одеждой- сарафаном и ответить на несколько вопросов.Сарафан - основной элемент русского женского традиционного костюма. Сарафан - как к...