Конспект занятия "Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Самуйлова Юлия Валерьевна

Данное занятие можно использовать в подготовительной группе как подготовка к теме "Время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puteshestvie_v_proshloe_chasov.zip17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в прошлое часов

Задачи: познакомить с историей часов, учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления, активизировать словарный запас, воспитывать уважение к труду человека.

Планируемые результаты: проявляет интерес к истории часов, активен в познавательном диалоге со взрослым, имеет представление о значении труда взрослых.

Материал:  картинки с изображением разных видов часов, часового механизма, часовой механизм от будильника  и разные часы: песочные, механические, электронные, электрические, картина с изображением солнечных часов, ватман с окружностью в середине листа, тарелочка с желтой краской, влажная тряпочка для каждого ребёнка.

Подготовительная работа: рассматривание разных видов часов, чтение книги И.В. Мельникова «Про часы и о часах»,  загадывание загадок, стихотворение «Часы» В. Берестова.

Ход занятия

- Ребята, мы сегодня вернёмся к прошлому, и нам будет очень-очень интересно.  Для начала попробуйте отгадать загадку.

Весь век идёт Еремушка:

Ни сна ему, ни дрёмушка.

Шагам он точный счет ведёт,

А с места так и не сойдёт.

- Что это? (Часы).

- Значит, мы отправляемся к прошлому часов (Подходят к первому столу, на нём  петушок на заборе)

- Говорить будем о часах, а при чём тут петушок? Может кто объяснит?

-Ребята, давным-давно люди узнавали время только по «живым часам». Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и , взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!».

- Но можно ли по пению петуха определить точное время?

-Всегда и везде ли были петухи?

- Делаем вывод: такие «Живые» часы были неудобны, хотя ими всё-таки пользовались.

Подходим ко второму столу. На столе тарелочка с желтой краской и для каждого ребёнка влажные тряпочки. Здесь же лист ватмана, в середине которого окружность.

- Ребята, намочим ладошку вот так и пальчиками вверх приложим её к кругу, затем вытрем ладошку. Что получается? Солнышко лучистое.

- А при чем тут солнышко?

- А вдруг петушок заболеет и проспит? Тогда людей будило солнышко. Послушайте историю. Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся человек  и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже круг пробежала. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и вот что придумал: вкопал в землю столб, а вокруг столба круг начертил и разделил круг на части (показ картинки). Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двигалась по кругу, отмечая час за часом. Глядел человек на своё изобретение и радовался. Ещё бы! Ведь он придумал инструмент для измерения времени – солнечные часы. Тогда и появились круг (циферблат) и указатель, который отбрасывал тень на циферблат. Работали такие часы только в солнечные дни. Но всё равно польза от них была огромная. Долго они служили людям. Как вы думаете, нужны ли были людям солнечные часы? Почему? Кто изобрёл солнечные часы? (Человек). Как назвать такого человека? (Изобретатель).

Подходим к другому столу. На столе картинка с изображением водяных часов и песочные часы. Послушайте другую историю. Однажды умный человек, житель древнего города Рима наблюдал как из глиняного кувшина сочилась вода. Кап…Кап..Кап… Падали капли, будто говорили: «Думай, думай!» и он придумал. Радостный, он прибежал домой. Взял стеклянный сосуд, просверлил в донышке маленькую дырку, налил в сосуд воды и стал ждать. Вода, капля за каплей, начала вытекать через дырку. По солнечным часам он начал отмечать на стекле чёрточками уровень воды. Прошёл час, уровень воды на стекле и опустился и он сделал первую чёрточку. Ещё час прошёл, он сделал вторую чёрточку и т.д. Когда вся вода вытекла, на стеклянной стенке сосуда было нарисовано 12 чёрточек, а это означало, что прошло 12 часов. Так появились в Древнем Риме водяные часы.

А вот другие часы, тоже без стрелок, песочные, ровесники водяным часам, и даже чем-то похожи. Только вместо воды они наполнялись песком, и их надо было всё время переворачивать. Такие часы были тоже неудобны, так как они действовали всего несколько минут. Водяные часы не дожили до наших дней, а песочные часы и сейчас служат человеку. Их можно встретить в лабораториях у химиков, у врача в больнице. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца по вкусу – всмятку или вкрутую.

Подходим к другому столу. На нём разные часы и в разобранном виде механизм будильника.

Шло время, и люди создали новые приборы для измерения времени. Нашёлся умный человек – изобретатель, и придумал новые часы с циферблатом и стрелками. Часы эти были очень громоздкие. Вал-барабан у них был деревянный, тяжелый, как бревно. Вместо цепочки на барабан наматывали толстый канат с тяжелыми гирями. Такие тяжелые и громоздкие часы дома не помещались, и их устанавливали обычно на высоких городских башнях. Первые башенные часы появились в Лондоне, а через сто лет в Москве на башне старого белокаменного Кремля. (Показ иллюстрации). А потом уже стали появляться в домах часы под названием «ходики». Они вешались на стену. Под часами был маятник на тоненькой проволочке, а снизу выползала цепочка с двумя гирями на концах, похожих на еловые шишки. У таких часов был механизм, и состоял он из множества шестеренок и пружинок. Такие часы назывались механическими, и были они с одной часовой стрелкой. Минутная и секундная стрелка появились триста лет назад. (Рассматривают часы-ходики).

- Часы были очень дорогими, и немногие их имели. Богатые, знатные люди носили часы и называли их карманными, они были на цепочке, их носили в кармане, у ремня или пояса на животе, потому что носить часы в кармане считалось неприличным. Заводили их специальным ключиком. Карманные часы обычно были в форме яйца. Их так и прозвали «Нюрнберское яйцо», так как изготовлены они были в немецком городе Нюрнберге.

- Двигателем у механических часов стала обыкновенная пружинка, которая спрятана в круглой железной коробочке. Рассматривают картинки с механизмом и сам механизм от старого будильника.

- Уже в т время появились  часовые мастера – часовщики. Они так обрадовались пружине, что стали придумывать часы в виде башенок, шкатулок , беседок. Часы научились играть музыку, показывать представления.

Подходим к другому столу. На столе лежат электрические и электронные часы. Менялась жизнь в течение веков и люди всё больше дорожили временем. Постепенно  часы стали необходимостью для каждого человека. Их человек всё время совершенствует.

- Какие ещё вы знаете часы? За счёт чего они работают? Удобны ли они? Зачем нужны часы человеку?

Появились электрические и электронные часы. В них внутри вставлен или маленький электрический моторчик, или своя электростанция – крохотная батарейка. (Показывает).

Появились часы, которые не продаются. Где их можно увидеть? (На улицах, площадях, вокзале, станциях метро и т.д.)

- Как же служат часы людям?

На трубе и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода.

Вот такой сложный путь прошли часы, чтобы мы их увидели такими, какие они сейчас. И всё это, ребята, сделал человек. А нам надо беречь его труд. Пройдут годы, и появятся новые часы. Мы ещё о многом не сказали. Уже сейчас есть часы, которые заводятся от тепла человеческой руки, от солнечной энергии. Уже есть наручные  радиочасы. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Стоит нажать кнопку часов  - и голос тут же скажет тебе, который час. Об этом вы узнаете подробно в школе.

А сейчас вспомните, что же было прошлым у часов? Какие вы знаете часы? Почему человек изобрёл часы? Спасибо всем за активную работу. Вот и закончилось наше путешествие в прошлое часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы "Путешествие в прошлое часов" (итоговое)

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и плани...

Конспект НООД "Путешествие в прошлое часов"

Дать детям знания о происхождении часов, подвести к пониманию: человек - преобразователь предмета....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам....