Исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 933
дошкольное отделение
Улыбка
Конспект
Тема: «Ветер,ветер, ты могуч….»
в подготовительной группе.
Воспитатель:Полагаева А.М
Цель: познакомить детей с таким природным явлением,как ветер,причинами его возникновения,ролью в жизни живых организмов,в том числе и человека.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с причиной возникновения ветра;
Расширить представления о свойствах воздуха;горячий поднимается вверх(лёгкий ,холодный опускается вниз)(тяжёлый)
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
Развивать мыслительную активность,делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
Вызывать радость открытий,полученных из опытов.
Предварительная работа:
-наблюдение за температурой воздуха,беседа о роли воздуха в жизни человека,растений и животных.
Оборудование и материалы:вентилятор,кораблики с парусами,флюгер,картины с изображением ветреной и безветренной погоды,бумага,краски,две свечи.
Ход занятия:
Воспитатель:Ребята,сейчас я вам загадаю загадку об одном невидимке,а вы постарайтесь их отгадать.
Кто не ведает границ?
Он летит быстрее птиц
Он то грозен то мятежен,
То как,пух весенний нежен,
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это( ветер)
А что ветер умеет делать?(подбираем глаголы,обобщаем)Ветер может шуметь,гудеть,качать деревья,шелестеть листьями,завывать,унести шапку,закружить,поднимать пыль,гнать волны,свистеть и т.д.Да,ребята ветер многое умеет делать.Может ли он навредить человеку?(иногда разрушает дома,ломает деревья,бросает пыль в глаза и даже переворачивает автомобили)А как ветер помогает нам?(надувает паруса,вертит крылья мельницы и т.д.)Вот какой он разный!Может быть и добрым и злым.Каким бывае ветер?( обсуждаем с детьми:сильный,быстрый,ласковый,прохладный и т.д.)
Как можно обнаружить ветер?Посмотрите в окно – есть ли сегодня ветер?Можем ли мы прямо сейчас пригласить ветер к себе в гости?
( если на улице сильный ветер,открывае ненадолго форточку и дети видят как колышется занавеска дети здороваются с ним)(если нет ветра устраиваем ненадолго сквозняк)
Откуда берётся ветер?Я предлагаю вам узнать одну из тайн природы :как рождается ветер.Для этого я покажу вам несколько опытов.
Опыт 1
-Ребята,скажите,а можно детям самостоятельно ,без взрослого брать спички?Зажигать свечку?Почему нельзя?(ответы детей)
-Да вы правильно ответили ,поэтому опыт со свечкой буду проводить я.
-приоткроем дверь,зажжём свечи.Одну свечу поставим вниз,на пол,а другую держим вверх,у около приоткрытой двери.
-Куда наклоняется пламя свечей? (пламя нижней свечи направлена
внутрь помещения,верхней наружу из помещения)
Почему так происходит?Потому что у нас в группе тепло и воздух тёплый.Он лёгкий,любит летать.В помещении такой тёплый воздух поднимается и убегает через щель вверху.Он как бы рвётся на свободу, на простор.Ну а с улицы наоборот ,к нам влетает холодный воздух,он замёрз и хочет погреться.Холодный воздух тяжёлый,поэтому он ближе у земли.
Вывод: так откуда к нам буде заходить холодный воздух? Сверху или снизу?(ответы детей)Получается,что один воздух-тёплый,движется вверх,а навстречу ему ,внизу,влетает другой холодный.Там,где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух,появляется ветер.Ветер-это движение воздуха.
Для закрепления прдставлений о движении тёплого и холодного воздуха провожу игру с детьми.Одни дети будут изображать холодный воздух(приседают на ковре),другие тёплый(двигаются с высоко поднятыми руками).Дети вспоминают в какую сторону должны двигаться тёплый и холодный воздух и демонстрируют это.
Опыт2
Достаю разноцветные воздушные шарики-Какие вы видите шарики?(воздушные,разноцветные)
- Сейчас я вам покажу как можно надуть шарик необычным способом.На бутылочку наденем шарик и поставим её в ёмкость с горячей водой.(предварительно обращаю детей внимание на правила безопасности проведения опыта с горячей водой)
-Что мы видим?(шарик надувается)
-А теперь я попрошу Дашу поставить бутылку в ёмкость с холодной водой
-Что теперь мы видим?(шарик сдулся)
Вывод:Почему шарик сначала надулся?(воздух нагрелся и поднялся вверх)
-Правильно
-А почему же потом сдулся?(воздух остыл,стал тяжёлым и опустился вниз)
Как вы думаете можно почувствовать ветер?(работа вентилятора)
-А услышать ветер?(прослушивание ветра по диску)
Опыт 3
Предлагаю детям опустить несколько корабликов на воду(большой таз)Дети дуют на паруса, кораблики плывут.Объясняю детям ,что так и большие корабли движутся благодаря ветру.А если ветра нет?Что происходит?А если ветер очень сильный?Начинается буря и кораблик может потерпеть крушение.
Как можно определить ,есть ли на улице ветер?(посмотреть на деревья,при помощи ленточек,вертушки,воздушого шарика)
Заключительная часть :
Вам понравились наши опыты?
Что нового вы узнали?
Что такое ветер?
Сейчас каждый из вас сможет изобразить свой ветер.
Раздаю детям листы бумаги, на которых изображены стволы деревьев.С левой или с правой( у всех по разному) стороны листа бумаги изображена стрелка.Она указывает,откуда дует ветер.Дети дорисовывают ветки деревьев.Наклон веток соответствует направлению ветра по стрелке.Если стрелка помещена с правой стороны то ветки наклонены влево, и наоборот.
Дети рисуют свой ветер.
Воспитатель:Полагаева А.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...