Воздух и вода.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Опытно-эксперементальное занятие в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_i_voda_-_kopiya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗДУХ И ВОДА
Предметное содержание:
закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды,
показать значение воздуха и воды для живых организмов.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
рисунки «Мыльный пузырёк», «Капелька – Капитошка». Лист
тоненькой бумаги (разрезанный на полоски) стакан с водой, банка,
резиновый мяч, воздушный шар, резиновая игрушка с «пищалкой»;
таблица «круговорот воды в природе».
Предварительная работа:
Наблюдение за ветром, тучами, облаками, экскурсия к болоту.
Рассматривание иллюстраций «Летний дождь», «Берёзовая роща».
Ход занятия.
I часть.
Воспитатель:
Дети послушайте загадку и отгадав её вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить:
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидим. И все же
Без него мы жить не можем»
(воздух)
Воспитатель:
Дети что вы узнали из загадки о воздухе?
Дети:
Воздух невидим, без него мы не можем жить.
Воспитатель:
Правильно, без него мы не можем жить. А кто из вас видел воздух?
Дети:
Это увидать нельзя.
Воспитатель:
Чистый воздух увидеть нельзя, он невидим. А вот грязный – можно. Его видеть вместе с пылинками на лету. А сейчас мы проделаем несколько опытов, чтобы увидеть, где встречается воздух.
1 опыт (воспитатель держит в руке лист тонкой бумаги, разрезанной на полоски)
Воспитатель:
Что происходит с полосками? Мы к ним не прикасаемся, что их толкает?
Дети:
Воздух.
Воспитатель:
Правильно воздух. Значит, где находится воздух?
Дети:
Везде, вокруг нас.
Воспитатель:
Да воздух – невидимка. Окружает нас, он всюду: на улице, в группе. В любой комнате.
2 опыт (воспитатель достает шкатулку, коробочку)
Воспитатель:
Откроем шкатулку. Что в ней есть?
Дети:
Шарик, игрушка.
Воспитатель:
Правильно, но в ней есть Ито, чего вы не видите – воздух. Он забирается во все щелки. К нам в гости пришёл мыльный пузырь. Он очень старался, раздулся. А кто помог ему стать таким пузырём?
Дети:
Воздух.
II часть
Воспитатель:
Да воздух, его нельзя увидеть, но можно почувствовать, как вы думаете. Как это сделать? Попробуем почувствовать воздух. Для этого выполним физкультминутку:
«Раз, два, три –
Пыль везде сотри
Форточку открой
Свежий воздух запускай»
Когда вы почувствовали воздух?
Дети:
Когда резко взмахнули руками.
Воспитатель:
А когда мы ещё чувствуем воздух, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«По поля рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет».
(ветер)
Кто из вас чувствовал ветер? И где?
Дети:
На улице, когда едешь на машине.
Воспитатель:
Правильно, ветер – это движение воздуха.
III опыт (показ игрушек – пищалок)
Воспитатель:
А сейчас мы попытаемся услышать нашего невидимку.
Почему раздается писк?
Дети:
Воздух выходит.
Воспитатель:
Правильно. А вот у меня воздушный шарик. Что происходит сейчас с шариком?
Дети:
Выходит воздух.
Воспитатель:
Правильно, а как вы догадались?
Дети:
Шарик стал меньше.
(Воспитатель дает почувствовать детям движение воздуха из шарика)
Воспитатель:
И так человек везде использует воздух. А можем ли мы жить без воздуха?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Без воздуха нет жизни. Все растения дышат, хотя мы не замечаем. Люди и животные тоже вдыхают воздух, в котором есть кислород, а выдыхают воздух без кислорода (углекислый газ). Без воздуха человек может обойтись всего 3-4 минуты.
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Деревья вбирают (вдыхают) в себя воздух в котором не кислорода, а выдыхают, дарят нам, воздух с кислородом. Поэтому сажают деревья, озеленяют улицы.
III часть
Воспитатель:
Вопросительный знак на хочет рассказать ещё об одном веществе, но для этого нам придется отгадать загадку:
«Я и туча. И туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и беру.
И стеклянной быть могу»
(вода)
Дети:
Вода.
Воспитатель:
Да это загадка про воду. Скажите, где мы встречаемся с водой?
Дети:
Вода в реке, в луже, дождь, в кране и т.д.
Воспитатель:
Посмотрите на воду и скажите она твердая и жидкая?
(перелить воду из стакан в тазик)
Дети:
Вода жидкая.
Воспитатель:
Понюхайте воду. Она пахнет.
Дети:
Нет, не пахнет.
Воспитатель:
Имеет ли она цвет?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Чистая вода – это бесцветная жидкость, не имеет запах. Вода так же имеет большое значение для человека. Без воды остановятся заводы и фабрики. Без воды нельзя замесить тесто для хлеба, не приготовить лекарство. Не сделать ни бумаги для книг и тетрадей. Ничего не сделать без воды. Вода каждый день приходит к нам в дом. Задумался однажды на Капитошка, откуда он появился. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, откуда пришел к нам Капитошка:
Спросил на днях
Малыш – сосед
У струйки, льющейся из крана;
«Откуда ты?»
Вода в ответ;
«Из далека, из океана».
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилася поляна.
- Откуда ты? Ты кто такой?
- Поверь и я из океана.
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я дружок, из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждый капле,
В звонкой льдинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Воспитатель:
Откуда же пришёл к на Капитошка?
Дети:
… из океана.
Воспитатель:
Да, из океана. Больше всего воды на Земле в океанах, но там – вода солёная. А мы с вами пьём пресную воду, которая образуется в результате чудесных превращений. Удивительное это вещество – вода. Я хочу вам рассказать и показать, почему идет дождик.
После стирки мама вылила воду на траву. Вода высохла, как ей и полагается. А когда вода высыхает, она превращается в пар. А пар – это маленькие-маленькие капельки, они так легки, что поднимаются в небо. Так испаряется вода из пруда, из большого моря, из ручья, реки. Она поднимается вверх в виде пара. На небе они соединяются в большое облако. Облака поднимается ещё выше, а там его ждет холодный ветер. Он схватил облако и стал носиться с ним по небу. Облако потемнело и превратилось в черную тучу. А что же делали наши капельки. Они испугались холодного ветра побежали друг к другу. И вот из них получились большие, большие, тяжелые, тяжелые капли, которые стали падать в низ. И пошел дождик. А дождик нужен траве, деревьям, им давно хотелось пить. И затем все начинается сначала.
Вода – это драгоценный дар природы и мы должны его беречь.
Дети посмотрите, у вас в стаканчиках налита вода она без цвета, запах, вкуса.
1 опыт.
Я сейчас капну красной краской в ваши стаканчики. Что произошло с водой?
Дети:
Она окрасилась, стала красной.
Воспитатель:
Правильно! Воду можно подкрасить. Положим в стакан ложку. Посмотрим, видно сейчас ложку?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Почему не видно ложки?
Дети:
Вода не прозрачная.
2 опыт.
Воспитатель:
А сейчас я дам вам попробовать воду.
(Воспитатель дает детям попробовать воду сладкую и солёную)
Воспитатель:
Какую воду по вкусу вы пили?
Дети:
Сладкую и солёную.
Воспитатель:
Да если в воду положить сахар или соль, то вода приобретает вкус.
3 опыт.
(Воспитатель кладёт детям в стаканчики трубочки и просит подуть в них.)
Воспитатель:
Дети что происходит? Что вы видите?
Дети:
Пузырьки.
Воспитатель:
Воздух, который вы выдыхаете попадая в воду образует в ней пузырьки.
Итог.
Воспитатель:
Что интересного вы узнали на занятии?
Дети:
Что воздух невидимка. Он нужен людям, растениям и животным. Вода – нужна всем и человеку, и растениям, и животным.
Воспитатель:
Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?
Дети:
Сажать деревья.
Воспитатель:
Как надо относиться к воде?
Дети:
Воду надо беречь.
Воспитатель:
Вот так много мы с вами узнали про воздух и воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья
Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....
Конспект занятия на тему: "Воздух и вода " подготовительная к школе группа
Конспект занятия"Воздух и вода"Подготовительная к школе группа Конспект занятия на тему: Воздух и вода Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ра...
Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»
Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...
Занятие в старшей группе по ЗОЖ "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!"
Конспект занятия по ЗОЖ в старшей группе...
Солнце,воздух и вода- наши верные друзья
Закаливание детей летом дает широкие возможности укрепить детский организм....
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Лето для дошкольников таит в себе богатые возможности, о которых можно только мечтать в иное время года.В виду того, что в летнее время в группу приходят дети – новички (из других групп и детских садо...
"развлечение по экспериментированию на свежем воздухе в старшей группе" "Чудеса воздуха и воды"
краткая презентация о развлечении на улице в старшей группе "Чудеса воздуха и воды"...
- Мне нравится (1)