Воздух и вода.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кабирова Лейсан Райнуровна

Опытно-эксперементальное занятие в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh_i_voda_-_kopiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗДУХ И ВОДА

Предметное содержание:

                       закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха и воды,

                       показать значение воздуха и воды для живых организмов.

                       Воспитывать бережное отношение  к воде.        

Оборудование:

                       рисунки «Мыльный пузырёк», «Капелька – Капитошка». Лист

                      тоненькой бумаги (разрезанный на полоски) стакан с водой, банка,  

                      резиновый мяч, воздушный шар, резиновая игрушка с «пищалкой»;

                      таблица «круговорот воды в природе».

Предварительная работа:

                      Наблюдение за ветром, тучами, облаками, экскурсия к болоту.    

                      Рассматривание иллюстраций «Летний дождь», «Берёзовая роща».

Ход занятия.

I часть.

Воспитатель:

Дети послушайте загадку и отгадав её вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить:

             «Через нос проходит в грудь

               И обратный держит путь.

               Он невидим. И все же

               Без него мы жить не можем»

                                               (воздух)

Воспитатель:

Дети что вы узнали из загадки о воздухе?

Дети:

Воздух невидим, без него мы не можем жить.

Воспитатель:

Правильно, без него мы не можем жить. А кто из вас видел воздух?

Дети:

Это увидать нельзя.

Воспитатель:

Чистый воздух увидеть нельзя, он невидим. А вот грязный – можно. Его видеть вместе с пылинками на лету. А сейчас мы проделаем несколько опытов, чтобы увидеть, где встречается воздух.

1 опыт (воспитатель держит в руке лист тонкой бумаги, разрезанной на полоски)

Воспитатель:

Что происходит с полосками? Мы к ним не прикасаемся, что их толкает?

Дети:

Воздух.

Воспитатель:

Правильно воздух. Значит, где находится воздух?

Дети:

Везде, вокруг нас.

Воспитатель:

Да воздух – невидимка. Окружает нас, он всюду: на улице, в группе. В любой комнате.

2 опыт (воспитатель достает шкатулку, коробочку)

Воспитатель:

Откроем шкатулку. Что в ней есть?

Дети:

Шарик, игрушка.

Воспитатель:

Правильно, но в ней есть Ито, чего вы не видите – воздух. Он забирается во все щелки. К нам в гости пришёл мыльный пузырь. Он очень старался, раздулся. А кто помог ему стать таким пузырём?

Дети:

Воздух.

II часть

Воспитатель:

Да воздух, его нельзя увидеть, но можно почувствовать, как вы думаете. Как это сделать? Попробуем почувствовать воздух. Для этого выполним физкультминутку:

                          «Раз, два, три –

                          Пыль везде сотри

                          Форточку открой

                          Свежий воздух запускай»

Когда вы почувствовали воздух?

Дети:

Когда резко взмахнули руками.

Воспитатель:

А когда мы ещё чувствуем воздух, вы узнаете, если отгадаете загадку:

                    «По поля рыщет,

                     Поёт да свищет,

                     Деревья ломает,

                     К земле приклоняет».

                                       (ветер)

Кто из вас чувствовал ветер? И где?

Дети:

На улице, когда едешь на машине.

Воспитатель:

Правильно, ветер – это движение воздуха.

III опыт (показ игрушек – пищалок)

Воспитатель:

А сейчас мы попытаемся услышать нашего невидимку.

Почему раздается писк?

Дети:

Воздух выходит.

Воспитатель:

Правильно. А вот у меня воздушный шарик. Что происходит сейчас с шариком?

Дети:

Выходит воздух.

Воспитатель:

Правильно, а как вы догадались?

Дети:

Шарик стал меньше.

(Воспитатель дает почувствовать детям движение воздуха из шарика)

Воспитатель:

И так человек везде использует воздух. А можем ли мы жить без воздуха?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Без воздуха нет жизни. Все растения дышат, хотя мы не замечаем. Люди и животные тоже вдыхают воздух, в котором есть кислород, а выдыхают воздух без кислорода (углекислый газ). Без воздуха человек может обойтись всего 3-4 минуты.

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Деревья вбирают (вдыхают) в себя воздух в котором не кислорода, а выдыхают, дарят нам, воздух с кислородом. Поэтому сажают деревья, озеленяют улицы.

III часть

Воспитатель:

Вопросительный знак на хочет рассказать ещё об одном веществе, но для этого нам придется отгадать загадку:

                           «Я и туча. И туман,

                            И ручей, и океан,

                               Я летаю и беру.

                               И стеклянной быть могу»

                                                 (вода)

Дети:

Вода.

Воспитатель:

Да это загадка про воду. Скажите, где мы встречаемся с водой?

Дети:

Вода в реке, в луже, дождь, в кране и т.д.

Воспитатель:

Посмотрите на воду и скажите она твердая и жидкая?

(перелить воду из стакан в тазик)

Дети:

Вода жидкая.

Воспитатель:

Понюхайте воду. Она пахнет.

Дети:

Нет, не пахнет.

Воспитатель:

Имеет ли она цвет?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Чистая вода – это бесцветная жидкость, не имеет запах. Вода так же имеет большое значение для человека. Без воды остановятся заводы и фабрики. Без воды нельзя замесить тесто для хлеба, не приготовить лекарство. Не сделать ни бумаги для книг и тетрадей. Ничего не сделать без воды. Вода каждый день приходит к нам в дом. Задумался однажды на Капитошка, откуда он появился. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, откуда пришел к нам Капитошка:

 Спросил на днях

Малыш – сосед

У струйки, льющейся из крана;

«Откуда ты?»

Вода в ответ;

«Из далека, из океана».

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилася поляна.

- Откуда ты? Ты кто такой?

- Поверь и я из океана.

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я дружок, из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждый капле,

В звонкой льдинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Воспитатель:

Откуда же пришёл к на Капитошка?

Дети:

… из океана.

Воспитатель:

Да, из океана. Больше всего воды на Земле в океанах, но там – вода солёная. А мы с вами пьём пресную воду, которая образуется в результате чудесных превращений. Удивительное это вещество – вода. Я хочу вам рассказать и показать, почему идет дождик.

После стирки мама вылила воду на траву. Вода высохла, как ей и полагается. А когда вода высыхает, она превращается в пар. А пар – это маленькие-маленькие капельки, они так легки, что поднимаются в небо. Так испаряется вода из пруда, из большого моря, из ручья, реки.  Она поднимается вверх в виде пара. На небе они соединяются в большое облако. Облака поднимается ещё выше, а там его ждет холодный ветер. Он схватил облако и стал носиться с ним по небу. Облако потемнело и превратилось в черную тучу. А что же делали наши капельки. Они испугались холодного ветра побежали друг к другу. И вот из них получились большие, большие, тяжелые, тяжелые капли, которые стали падать в низ. И пошел дождик. А дождик нужен траве, деревьям, им давно хотелось пить. И затем все начинается сначала.

Вода – это драгоценный дар природы и мы должны его беречь.

Дети посмотрите, у вас в стаканчиках налита вода она без цвета, запах, вкуса.

1 опыт.

Я сейчас капну красной краской в ваши стаканчики. Что произошло с водой?

Дети:

Она окрасилась, стала красной.

Воспитатель:

Правильно! Воду можно подкрасить. Положим в стакан ложку. Посмотрим, видно сейчас ложку?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

Почему не видно ложки?

Дети:

Вода  не прозрачная.

2 опыт.

Воспитатель:

А сейчас я дам вам попробовать воду.

(Воспитатель дает  детям попробовать воду сладкую и солёную)

Воспитатель:

Какую воду по вкусу вы пили?

Дети:

Сладкую и солёную.

Воспитатель:

Да если в воду положить сахар или соль, то вода приобретает вкус.

3 опыт.

(Воспитатель кладёт детям в стаканчики трубочки и просит подуть в них.)

Воспитатель:

Дети что происходит? Что вы видите?

Дети:

Пузырьки.

Воспитатель:

Воздух, который вы выдыхаете попадая в воду образует в ней пузырьки.

Итог.

Воспитатель:

Что интересного вы узнали на занятии?

Дети:

Что воздух невидимка. Он нужен людям, растениям и животным. Вода – нужна всем и человеку, и растениям, и животным.

Воспитатель:

Что нужно делать, чтобы воздух был чистым?

Дети:

Сажать деревья.

Воспитатель:

Как надо относиться к воде?

Дети:

Воду надо беречь.

Воспитатель:

Вот так много мы с вами узнали про воздух и воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....

Конспект занятия на тему: "Воздух и вода " подготовительная к школе группа

Конспект занятия"Воздух и вода"Подготовительная к школе группа Конспект занятия на тему:  Воздух и вода Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ра...

Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»

Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...

Солнце,воздух и вода- наши верные друзья

Закаливание детей летом дает широкие возможности укрепить детский организм....

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Лето для дошкольников таит в себе богатые возможности, о которых можно только мечтать в иное время года.В виду того, что в летнее время в группу приходят дети – новички (из других групп и детских садо...

"развлечение по экспериментированию на свежем воздухе в старшей группе" "Чудеса воздуха и воды"

краткая презентация о развлечении на улице в старшей группе "Чудеса воздуха и воды"...