Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «МИР ЗА ЗАБОРОМ ПТИЧЬЕГО ДВОРА, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ЦЫПЛЁНКА»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сорокина Татьяна Анатольевна

В материала расказано, как в игровой форме, на основе сказки,  показать детям некоторые виды экспериментирования с разными материалами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_tsyplenka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МИР ЗА ЗАБОРОМ ПТИЧЬЕГО ДВОРА,

ИЛИ  ПУТЕШЕСТВИЕ ЦЫПЛЁНКА»

                                     Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню,

      дай попробовать - и я пойму.

Китайская пословица

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми

Я хочу сегодня в игровой форме, на основе сказки,  показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Мир за забором птичьего двора или путешествие цыпленка».

         На одном птичьем дворе, совсем недавно,  у мамы-утки вылупились утята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

        Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленький предмет. Ему захотелось разглядеть его поближе.

        Как можно это сделать?

Опыт №1.

       Положим предмет в банку. Сверху затянем горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость.

Теперь зафиксируем  пленку веревкой или резинкой, а в углубление нальем воды.

Мы получили эффект увеличительного стекла.

      Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

        Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? Смогу ли я доплыть?

Следующий опыт покажет нам, где плавать легче в море или в реке.

Опыт №2

       Возьмем две банки. Одну банку нужно наполнить чистой водой и опустить в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

     

         Так как утенок был очень любопытный,  он решился и поплыл.

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Давайте и мы с вами посмотрим

Опыт № 3

      Возьмите ножницы и вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Почему?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

     

        Потом цыпленок  увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 4

       Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее виноградинку. Что  происходит? Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут

садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

      Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется»

         Но тут подул ветер, и утенок решил вернуться на берег... Ветер подул сильнее, появились тучи и пошел дождь.

Опыт № 5

       Налейте в литровую банку горячей воды . Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

      Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился. Но утенок замел, что он остался сухим. Как же такое возможно?

Опыт № 6

        Опустите руки в воду и выньте их— руки будет мокрые. Теперь смажем руку жирным кремом. Снова опустим руку в воду. Вода теперь скатывается крупными каплями. Этот опыт поможет объяснить детям, почему водоплавающие птицы остаются сухими после купания. «Купался, купался, а вышел из воды - сухим остался»

       Их оберегает от воды жирная смазка. Вырабатывается эта смазка в особой желёзке, которая находится у гуся около хвоста. Гусь достаёт эту смазку клювом, то и дело оглаживая им перья. От этого перья становятся жирными и не смачиваются водой.

       Вдруг  прямо перед собой увидел утенок огромную каплю, которая была на листке и не падала.

Опыт №7

      Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

     

      Снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы. Утенку было интересно и он стал играть с песком. Он строил замки из песка. Солнышко пригревало. Стало совсем жарко, и его замки стали разрушаться.

Опыт № 8

    Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

       Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир, но ему не терпелось рассказать все то, что он увидел и узнал, своим братьям и сестрам. И он побежал домой...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная опытно- экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста

Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста.Тема: «Молоко и молочные продукты» ЦЕЛЬ: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детс...

Совместная опытно- экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста

Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста.Тема: «Молоко и молочные продукты» ЦЕЛЬ: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детс...