проект "Невидимый незнакомец".
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
оОпытно-экспериментальная деятельность в средней группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА |
|
ЦЕЛЬ | Дать представление о воздухе, его свойствах, значение воздуха для всего живого. |
ПРИЧИНЫ | Дети стали задавать вопросы, можно ли воздух услышать, где находится воздух, можно ли его почувствовать? |
ЗАДАЧИ | Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов; Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. 1.Дать детям представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.(Познавательное развитие) 2.Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.(Речевое развитие). |
ТЕМА | Знакомство со свойствами воздуха. |
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА | «Невидимый незнакомец» |
ТИП ПРОЕКТА | Познавательно-исследовательский. |
ПЛАН ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Деятельность педагогов |
|
Деятельность детей | Экспериментальная деятельность. Продуктивная деятельность. Игровая деятельность. |
Деятельность родителей | -Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала для уголка экспериментирования; |
Ресурсы Кто? Что? | Воспитатели, дети, родители. |
Форма презентации | Открытое занятие. «Волшебный воздух» |
В ходе реализации проекта формируются следующие ключевые компетенции | После завершения проекта дошкольники смогут: |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 НЕДЕЛЯ |
Прогулка:
Занятие-экспериментирование «Где можно найти воздух?» (ознак. с окружающим + опытническая работа). Цель: Обнаружить воздух в предметах. Материалы: воздушные шарики, соломинки и мыльный раствор, целлофановые пакеты.
-Рисование на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы» -Конструирование: изготовление веера.
.
-Подвижная игра «Надуваем шарик» -Игра-упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой) -Речевая игра «Ветер-ветерок!»
|
2 НЕДЕЛЯ | 1.Эксперименты с воздухом. 2.Музыка. Знакомство с духовыми музыкальными инструментами. 3. Игры. -Подвижная игра «Волшебный рожок» -Дидактическая игра «Какой ветер?» -Дыхательное упражнение «Ветер» -Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 4. Чтение художественной литературы. -Сказка о том, как поспорили Воздух, Земля и Вода. «Добрый воздух» Автор сказки: Ирис Ревю 5. Динамическая пауза «Ветерок»
6. Инсценировка по сказке Геннадия Цыферова « Где живет ветер?» 7. Творчество. Рисуем ветер.
|
|
3.Игра «Отгадай по запаху» 4. Конструирование. Мастерим бумажный самолетик. Практическое занятие. 6. Чтение. «Пузырь, соломинка и лапоть» Русская народная сказка. Дусины сказки. Про шарик. «Ветерок-шалунишка» Мария Шкурина. 7. Разучивание стихов. 8.Загадки. 9. Фоторепортаж «Мы изучаем свойства воздуха» |
4 НЕДЕЛЯ | 1.Беседа «Ветер, воздух, человек» 4Рисование: «Ветряная мельница», «Ветры»; 5.Аппликация: «Воздушные летательные шары»; 6.Ручной труд: «Вертушка» 7.НОД «Волшебный неведимка» |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 неделя | Выявить отношение родителей по вопросам детского экспериментирования. Вопросы: Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то с какой целью? Как вы относитесь к приобщению детей к природе через детское экспериментирование? Какие опыты вы проводили с ребенком дома? Нуждаетесь ли вы в пополнении знаний по детскому экспериментированию? Ваши предложения по организации детского экспериментирования в детском саду? Анкетирование родителей по вопросам детского экспериментирования. 2. Привлечение родителей к созданию среды для проведения опытов. |
2 неделя | 1.Консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома». |
3 неделя | Творческая презентация с участием детей и родителей: «Экспериментируем дома». |
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ
- «Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
- «Ветер – это движение воздуха». В холодную погоду приоткрой дверь на улицу. Зажги две свечи. Держи одну свечку в низу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.
- «Волшебная воронка». Сверни конус и закрепи его скотчем внутри и снаружи. У конуса срежь кончик. Положи в воронку теннисный мячик. Вставь в отверстие соломинку и дуй. Что происходит с мячиком? Почему?
- «Дырявая баночка». Проделай дырочки в дне и крышке баночки. Залепи обе дырочки скотчем. Наполни баночку водой и закрути крышку. Аккуратно сними скотч с донышка. Выходит ли вода? Сними скотч с крышки. Что произошло? Теперь попробуй пальцем открывать и закрывать дырку в крышке.
«Надувание воздушного шарика». - Задача – обнаружить воздух.
- Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.
- Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.
«Поиск воздуха».
- Задача – обнаружить воздух.
- Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
- Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).
«Что в пакете?»
- Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
- Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
- Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.
- Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.
«Загадочные пузырьки».
Задача – обнаружить воздух в других предметах.
Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.
Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).
«Надувание мыльных пузырей».
Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
Оборудование – соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.
Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).
Пузырьки-спасатели».
Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
«Морской бой».
Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.
Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).
.Физминутки о «Воздухе»
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
\
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел! (поднимаем ручки через стороны вверх,
делая вдох через нос.
Через стороны опускают руки и тихо
произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись. пол достали
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
СТИХИ О ВОЗДУХЕ.
Он – прозрачный невидимка
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим .
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
С мамой в магазин ходили,
Шар воздушный там купили.
Будем шар там надувать,
Будем с шариком играть.
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся.
Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел,
Да за веточку задел,
И лопнул.
ЗАГАДКИ О ВОЗДУХЕ.
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Чем мы дышим???
Что мы не видим??? (Воздух)
Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
Без рук, без ног,
А ворота открывает. (Ветер)
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой. (Ветер)
Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)
КОНСПЕКТ ПО НОД «ВОЛШЕБНЫЙ ВОЗДУХ»
Цель занятия:
Познание: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
Коммуникация: обогащать словарь детей: афиша, дрессировщики, гимнасты, акробаты, фокусники, соломинка, вертушка, невидимый, упругий, легкий;
Социализация: учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Предварительная работа:
- беседы о воздухе, воде, цирке
- опыты с воздухом, водой
- игры с мыльными пузырями
- наблюдения за погодой, ветром
Дидактический материал: миска с водой, целлофановый пакет, 2 мяча; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, насос, воздушные шарики.
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.
Структура:
1ч. -Вводная часть, беседа о цирке. - «фокусы с воздухом»
2ч. - Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко» упражнение на дыхание. - Физкультминутка.
3ч. - Опыты с воздухом. - загадки. - итог.
Ход занятия.
1часть.
Воспитатель вносит афишу.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я принесла. О чем рассказывает нам эта афиша?
- Да, эта афиша о цирке.
- А кто работает в цирке? Чем они занимаются? Да есть клоуны, дрессировщики, гимнасты, акробаты.
- А еще в цирке работают фокусники. Что они делают?
- Вот и я сейчас покажу вам фокус, я превращусь в фокусника. Крибле, крабле, бумс.
Я превратилась в фокусника. Я дотронусь до каждого волшебной палочкой, и вы превратитесь в фокусников.
- Сегодня мы будем делать фокусы с воздухом, и узнаем, какой он, этот волшебный воздух.
- Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?
- Давайте проверим. Зажмите нос и рот.
- Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)
- Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом) .
А как вы думаете, где живет воздух?
-Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
- Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
- Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер)
- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
- Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
2 часть.
С воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто-то из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?
Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»
Упражнение на дыхание.
- Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.
- А теперь тихо встали, немного отдохнем.
Физминутка.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок…
- Ребята, можно доказать, что воздух живет внутри людей.
- А вы хотели бы увидеть воздух?
- На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.
3 часть.
Опыт 1:
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)
- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде)
- Давайте проверим.
Опыт 2:
- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.
- Мы видим воздух в стакане?
- Значит, он невидимка, волшебник. Почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло)
- А что еще прозрачным может быть? (вода)
- А можно его поймать?
- Давайте попробуем. Посмотрите, у нас есть предметы, чем мы будем его ловить (расческа, ленточка).
- Лучшим учеником фокусника будет тот, кто сумеет доказать, что поймал воздух.
Дети ловят расческой, ленточкой.
- Поймали?
Не получается. А давайте попробуем пакетом. Посмотрите, что я сделаю
Воспитатель надувает пакет и опускает его в воду и выпускает из него воздух.
- А тут у меня волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Что же это за предметы? Давайте проверим, есть ли воздух в них? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)
- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)
- И еще что? (он утонул)
- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)
- А почему он не тонет? (потому что он легкий)
- Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
- А теперь отгадайте загадку:
«Кинешь в речку - не тонет,
О стенку не стонет.
Будем оземь кидать,
Будет кверху летать»
Что это? (мячик)
- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие.
- Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)
- Посмотрите, как я надую этот мяч. (насосом)
- А мяч утонет? Почему?
Итог:
Молодцы, ребята, вы стали настоящими фокусниками.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?
- Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий)
- Что вам понравилось больше всего?
- Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовил сюрприз – воздушные шарики. И дарю их вам. До свидания.
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА |
|
ЦЕЛЬ | Дать представление о воздухе, его свойствах, значение воздуха для всего живого. |
ПРИЧИНЫ | Дети стали задавать вопросы, можно ли воздух услышать, где находится воздух, можно ли его почувствовать? |
ЗАДАЧИ | Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов; Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. 1.Дать детям представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.(Познавательное развитие) 2.Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.(Речевое развитие). |
ТЕМА | Знакомство со свойствами воздуха. |
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА | «Невидимый незнакомец» |
ТИП ПРОЕКТА | Познавательно-исследовательский. |
ПЛАН ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Деятельность педагогов |
|
Деятельность детей | Экспериментальная деятельность. Продуктивная деятельность. Игровая деятельность. |
Деятельность родителей | -Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала для уголка экспериментирования; |
Ресурсы Кто? Что? | Воспитатели, дети, родители. |
Форма презентации | Открытое занятие. «Волшебный воздух» |
В ходе реализации проекта формируются следующие ключевые компетенции | После завершения проекта дошкольники смогут: |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 НЕДЕЛЯ |
Прогулка:
Занятие-экспериментирование «Где можно найти воздух?» (ознак. с окружающим + опытническая работа). Цель: Обнаружить воздух в предметах. Материалы: воздушные шарики, соломинки и мыльный раствор, целлофановые пакеты.
-Рисование на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы» -Конструирование: изготовление веера.
.
-Подвижная игра «Надуваем шарик» -Игра-упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой) -Речевая игра «Ветер-ветерок!»
|
2 НЕДЕЛЯ | 1.Эксперименты с воздухом. 2.Музыка. Знакомство с духовыми музыкальными инструментами. 3. Игры. -Подвижная игра «Волшебный рожок» -Дидактическая игра «Какой ветер?» -Дыхательное упражнение «Ветер» -Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 4. Чтение художественной литературы. -Сказка о том, как поспорили Воздух, Земля и Вода. «Добрый воздух» Автор сказки: Ирис Ревю 5. Динамическая пауза «Ветерок»
6. Инсценировка по сказке Геннадия Цыферова « Где живет ветер?» 7. Творчество. Рисуем ветер.
|
|
3.Игра «Отгадай по запаху» 4. Конструирование. Мастерим бумажный самолетик. Практическое занятие. 6. Чтение. «Пузырь, соломинка и лапоть» Русская народная сказка. Дусины сказки. Про шарик. «Ветерок-шалунишка» Мария Шкурина. 7. Разучивание стихов. 8.Загадки. 9. Фоторепортаж «Мы изучаем свойства воздуха» |
4 НЕДЕЛЯ | 1.Беседа «Ветер, воздух, человек» 4Рисование: «Ветряная мельница», «Ветры»; 5.Аппликация: «Воздушные летательные шары»; 6.Ручной труд: «Вертушка» 7.НОД «Волшебный неведимка» |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 неделя | Выявить отношение родителей по вопросам детского экспериментирования. Вопросы: Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то с какой целью? Как вы относитесь к приобщению детей к природе через детское экспериментирование? Какие опыты вы проводили с ребенком дома? Нуждаетесь ли вы в пополнении знаний по детскому экспериментированию? Ваши предложения по организации детского экспериментирования в детском саду? Анкетирование родителей по вопросам детского экспериментирования. 2. Привлечение родителей к созданию среды для проведения опытов. |
2 неделя | 1.Консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома». |
3 неделя | Творческая презентация с участием детей и родителей: «Экспериментируем дома». |
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ
- «Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
- «Ветер – это движение воздуха». В холодную погоду приоткрой дверь на улицу. Зажги две свечи. Держи одну свечку в низу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.
- «Волшебная воронка». Сверни конус и закрепи его скотчем внутри и снаружи. У конуса срежь кончик. Положи в воронку теннисный мячик. Вставь в отверстие соломинку и дуй. Что происходит с мячиком? Почему?
- «Дырявая баночка». Проделай дырочки в дне и крышке баночки. Залепи обе дырочки скотчем. Наполни баночку водой и закрути крышку. Аккуратно сними скотч с донышка. Выходит ли вода? Сними скотч с крышки. Что произошло? Теперь попробуй пальцем открывать и закрывать дырку в крышке.
«Надувание воздушного шарика». - Задача – обнаружить воздух.
- Оборудование – емкость с водой, воронка, воздушный шарик.
- Дети рассматривают воздушный шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Рассматривает вместе с детьми воронку: объясняет, для чего она служит; предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсуждает, что случилось с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая ее из воды, и спрашивает детей, как изменяется шарик (он остается сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым. Взрослый предлагает детям самостоятельно выполнить эти действия. Дети зарисовывают результат.
«Поиск воздуха».
- Задача – обнаружить воздух.
- Оборудование – султанчики, ленточки, флажки, пакет. Воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
- Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процесс на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).
«Что в пакете?»
- Задача – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
- Оборудование – два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.
- Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.
- Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.
«Загадочные пузырьки».
Задача – обнаружить воздух в других предметах.
Оборудование – емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.
Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).
«Надувание мыльных пузырей».
Задача – обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
Оборудование – соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.
Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).
Пузырьки-спасатели».
Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); Что происходит на дне. Почему пластилин всплывает и снова падает. Что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.
«Морской бой».
Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.
Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой, для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).
.Физминутки о «Воздухе»
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
\
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел! (поднимаем ручки через стороны вверх,
делая вдох через нос.
Через стороны опускают руки и тихо
произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два – три нагнулись. пол достали
А четыре – прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
СТИХИ О ВОЗДУХЕ.
Он – прозрачный невидимка
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим .
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
С мамой в магазин ходили,
Шар воздушный там купили.
Будем шар там надувать,
Будем с шариком играть.
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся.
Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел,
Да за веточку задел,
И лопнул.
ЗАГАДКИ О ВОЗДУХЕ.
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Чем мы дышим???
Что мы не видим??? (Воздух)
Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
Без рук, без ног,
А ворота открывает. (Ветер)
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой. (Ветер)
Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)
КОНСПЕКТ ПО НОД «ВОЛШЕБНЫЙ ВОЗДУХ»
Цель занятия:
Познание: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
Коммуникация: обогащать словарь детей: афиша, дрессировщики, гимнасты, акробаты, фокусники, соломинка, вертушка, невидимый, упругий, легкий;
Социализация: учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Предварительная работа:
- беседы о воздухе, воде, цирке
- опыты с воздухом, водой
- игры с мыльными пузырями
- наблюдения за погодой, ветром
Дидактический материал: миска с водой, целлофановый пакет, 2 мяча; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, насос, воздушные шарики.
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.
Структура:
1ч. -Вводная часть, беседа о цирке. - «фокусы с воздухом»
2ч. - Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко» упражнение на дыхание. - Физкультминутка.
3ч. - Опыты с воздухом. - загадки. - итог.
Ход занятия.
1часть.
Воспитатель вносит афишу.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я принесла. О чем рассказывает нам эта афиша?
- Да, эта афиша о цирке.
- А кто работает в цирке? Чем они занимаются? Да есть клоуны, дрессировщики, гимнасты, акробаты.
- А еще в цирке работают фокусники. Что они делают?
- Вот и я сейчас покажу вам фокус, я превращусь в фокусника. Крибле, крабле, бумс.
Я превратилась в фокусника. Я дотронусь до каждого волшебной палочкой, и вы превратитесь в фокусников.
- Сегодня мы будем делать фокусы с воздухом, и узнаем, какой он, этот волшебный воздух.
- Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?
- Давайте проверим. Зажмите нос и рот.
- Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)
- Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом) .
А как вы думаете, где живет воздух?
-Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
- Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
- Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер)
- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
- Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
2 часть.
С воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто-то из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?
Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»
Упражнение на дыхание.
- Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.
- А теперь тихо встали, немного отдохнем.
Физминутка.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок…
- Ребята, можно доказать, что воздух живет внутри людей.
- А вы хотели бы увидеть воздух?
- На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.
3 часть.
Опыт 1:
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)
- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде)
- Давайте проверим.
Опыт 2:
- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.
- Мы видим воздух в стакане?
- Значит, он невидимка, волшебник. Почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло)
- А что еще прозрачным может быть? (вода)
- А можно его поймать?
- Давайте попробуем. Посмотрите, у нас есть предметы, чем мы будем его ловить (расческа, ленточка).
- Лучшим учеником фокусника будет тот, кто сумеет доказать, что поймал воздух.
Дети ловят расческой, ленточкой.
- Поймали?
Не получается. А давайте попробуем пакетом. Посмотрите, что я сделаю
Воспитатель надувает пакет и опускает его в воду и выпускает из него воздух.
- А тут у меня волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Что же это за предметы? Давайте проверим, есть ли воздух в них? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)
- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)
- И еще что? (он утонул)
- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)
- А почему он не тонет? (потому что он легкий)
- Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
- А теперь отгадайте загадку:
«Кинешь в речку - не тонет,
О стенку не стонет.
Будем оземь кидать,
Будет кверху летать»
Что это? (мячик)
- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие.
- Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)
- Посмотрите, как я надую этот мяч. (насосом)
- А мяч утонет? Почему?
Итог:
Молодцы, ребята, вы стали настоящими фокусниками.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?
- Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий)
- Что вам понравилось больше всего?
- Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовил сюрприз – воздушные шарики. И дарю их вам. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Незнакомец звонит в дверь"
В моем материале описывается проблемная ситуация,которая может случится с каждым ребенком,и что в таком случае предпринять....
конспект занятия "Незнакомец звонит в дверь"
В этом материале описываются правила безопасности в ситуациях,когда дети остаются дома одни....
Конспект совместной интегрированной деятельности на тему: ,, Знакомый незнакомец – новогодний шар.“
совместная интегрированная деятельность воспитателя с детьми седьмого года жизни с использованием технологии ТРИЗ и моделирования ...
Острожно незнакомец. Басня. Щенок и шакал.
Как -то маленький щенокУбежать от мамы смогЗашагал вдоль улиц смелоНу кому какое делоМимо красочных витринИ сверкающих машин.День тото выдался погожимИ везде полно прохожих.Мышка с мамой, белка с папо...
Конспект занятия в ср гр "Незнакомец звонит в дверь"
правила поведения при обении с незнакомыми, если ты дома один....
Конспект НОД «Незнакомец звонит в дверь»
Задачи:1. Сформировать представление о том, почему нельзя открывать двери посторонним.2. Выработать алгоритм поведения в неожиданной ситуации.3....
Консультация для родителей "Незнакомец за дверью"
Опасность может ожидать нас в любом месте, и здесь важно - не расстеряться и правильно повести в ней. Воспитателям ДОУ просто необходимо формировать у детей-дошкольников правила безопасности, а родите...