ОД "Вода и почва"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Нестерова Лариса Ивановна

конспект ОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_i_pochva.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Т ема: ВО ДА И ПОЧВА 

Программные задачи: закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям; развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность; воспитывать любовь к природе.

Ход занятия

1. Беседа.

Воспитатель. Как вы понимаете пословицу «Мало воды -жди беды, много воды - урожая груды»?

Воспитатель. Для чего нужна влага почве? Дети. Без воды все засохнет и погибнет. На влажной почве растет сочная трава, бывает хороший урожай грибов и ягод.

Воспитатель. Как человек способствует задержанию влаги в почве?

Осенью на колхозных полях делают глубокие борозды; зимой, чтобы ветер с полей не сдувал снег, трактора собирают его в валы. Весной, когда он начнет таять, вода будет скапливаться в бороздах и постепенно впитываться в почву.

- Как вы думаете, отличаются между собой растения, которые растут в местах, где много влаги, и растения, которым ее не хватает?

Дети. Растения, которые получают много влаги, - красивые, сильные; там, где мало влаги, растения низкорослые, болезненные.

Воспитатель. На полях, где долго не бывает дождей, люди устанавливают поливные устройства. (Показывает иллюстрации.)

2. Чтение и обсуждение отрывка из произведения Я. Тайна «Послушный дождик».

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.

3. Исследование.

Воспитатель. Прошел дождь. Куда исчезает вода?

Дети. Она впитывается в почву.

Воспитатель. Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите внимание на то, что появляется на поверхности почвы.

Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.

Воспитатель. Почему это происходит.

Воспитатель. В сухой земле, между комочками почвы, есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет воздух.

А что происходит с почвой?

Воспитатель. После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-за этого воздух становится влажным.

Так бывает и в природе после дождя: часть воды испаряется, часть впитывается в почву. Вода проникает беспрепятственно через песок и камушки. Как думаете, почему?

Дети. Их части неплотно лежат друг к другу.

Воспитатель. Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается влагой и не может больше впитывать ее. Это губительно для почвы, так как она загнивает и после того, как высохнет, становится твердой.

Вам нравится быть исследователями?

Воспитатель. Продолжим практическую работу, и вы узнаете, через какие природные образования быстрее или медленнее проходит вода. Результаты исследования вы потом занесете в карточки.

Опыт 1. Перед вами стоят стеклянные баночки, в которых: сухой плодородный слой, песок, мелкие камушки, зола; то же самое и в других баночках, но все влажное. Из пипеток капните воду на все виды почвы. Понаблюдайте, как впитывается вода.

Дети приходят к выводам :

  1. В сухой плодородный слой вода впитывается медленно. (Рассматривают через увеличительное стекло.)
  2. Песок быстрее пропускает воду, хотя пыль задерживает ее.

3)        Зола плотнее, чем плодородный слой и песок, поэтому
плохо пропускает воду.

Опыт 2. В стеклянную ёмкость разложите слоями природные образования:

1-й с л о й (нижний) - гравий, мелкие и крупные камни.

2-й слой- песок и мелкие камешки.

3-й слой- песок, камешки и немного глины.

4-й слой- глина.,

5-й слой- плодородный слой.

- Получился своеобразный торт! Так эти слои обычно расположены в природе.

Пропитайте «торт» водой, посмотрите, как проходит вода через эти слои. (Выполняют задание.)

Воспитатель. Таким образом, дождевая вода, просачиваясь через горные породы, соединяется с грунтовыми водами.

А теперь посмотрите на карту-схему, где изображен круговорот воды в природе. (Дети рассматривают, делают выводы.) Почему запасы воды в водоемах не иссякают?

Воспитатель. Они пополняются от таяния снегов, выпадения дождей, родниковых и грунтовых вод.

Как вы думаете, что будет с природой, если она лишится воды?

Дети. На полях не будет урожая, лес начнет сохнуть, животные останутся без корма и без жилищ.

Воспитатель. Верно. Почему и говорят: «Лес брат и сестра».

А сейчас мы увидим, сколько воды на нашей планете. Что это? (Берет глобус.)

Дети. Это глобус.

Воспитатель. Попробуем найти на глобусе океаны, моря, озера и реки. Как думаете, каким цветом они обозначены?

Де т и. Они, наверное, обозначены голубым и синим цветом.

Воспитатель. Верно. Сравните, сколько на Земле воды и сколько суши. Чего больше?

Воспитатель. Не всякую воду можно пить. Вода, которая находится в морях и океанах, - соленая, ее нельзя употреблять в пищу. Пресной воды на планете меньше, поэтому ее надо беречь.

Домашнее задание: нарисуйте тех, кто нуждается в воде.

Итог.

Выводы:

•        Вода - голубое золото планеты.

« Без воды исчезнет все живое на Земле.

•        Берегите питьевую воду, не засоряйте ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ

Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник  жизни растений, животных и чеовека ...  Почва на земле создаётся  миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе: «Опыт с почвой. Посев семян в почву»Пузачкова И.А. ГБОУ СОШ №1693 группа№2 «Солнышко»

Показать, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни растений. Дать представления о состоянии семени, готового к посадке. Учить подготавливать почву к посеву...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки  насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...

Конспект занятия «Знакомим детей с почвой» (опыты с почвой) Подготовила Абрамова Вероника Викторовна

Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому в программе "Наш дом- природа" большое внимание уделяется опытам и экспериментам....

Проект на тему "Почва. Свойства почвы" для детей старшего возраста.

Цель проекта : дать детям представление о почве, ее значении, развивать умение анализировать проблему ( определять и сравнивать влажную и сухую почву),  в процессе опытов установить состав почвы....

Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»

ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....