ОД "Вода и почва"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Т ема: ВО ДА И ПОЧВА
Программные задачи: закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям; развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность; воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
1. Беседа.
Воспитатель. Как вы понимаете пословицу «Мало воды -жди беды, много воды - урожая груды»?
Воспитатель. Для чего нужна влага почве? Дети. Без воды все засохнет и погибнет. На влажной почве растет сочная трава, бывает хороший урожай грибов и ягод.
Воспитатель. Как человек способствует задержанию влаги в почве?
Осенью на колхозных полях делают глубокие борозды; зимой, чтобы ветер с полей не сдувал снег, трактора собирают его в валы. Весной, когда он начнет таять, вода будет скапливаться в бороздах и постепенно впитываться в почву.
- Как вы думаете, отличаются между собой растения, которые растут в местах, где много влаги, и растения, которым ее не хватает?
Дети. Растения, которые получают много влаги, - красивые, сильные; там, где мало влаги, растения низкорослые, болезненные.
Воспитатель. На полях, где долго не бывает дождей, люди устанавливают поливные устройства. (Показывает иллюстрации.)
2. Чтение и обсуждение отрывка из произведения Я. Тайна «Послушный дождик».
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
3. Исследование.
Воспитатель. Прошел дождь. Куда исчезает вода?
Дети. Она впитывается в почву.
Воспитатель. Полейте растения, понаблюдайте за исчезновением воды в почве. Обратите внимание на то, что появляется на поверхности почвы.
Дети поливают и наблюдают появление пузырьков воздуха.
Воспитатель. Почему это происходит.
Воспитатель. В сухой земле, между комочками почвы, есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет воздух.
А что происходит с почвой?
Воспитатель. После полива влага не только впиталась в почву, но и начала испаряться, из-за этого воздух становится влажным.
Так бывает и в природе после дождя: часть воды испаряется, часть впитывается в почву. Вода проникает беспрепятственно через песок и камушки. Как думаете, почему?
Дети. Их части неплотно лежат друг к другу.
Воспитатель. Молодцы! При затяжных дождях или обильном поливе почва насыщается влагой и не может больше впитывать ее. Это губительно для почвы, так как она загнивает и после того, как высохнет, становится твердой.
Вам нравится быть исследователями?
Воспитатель. Продолжим практическую работу, и вы узнаете, через какие природные образования быстрее или медленнее проходит вода. Результаты исследования вы потом занесете в карточки.
Опыт 1. Перед вами стоят стеклянные баночки, в которых: сухой плодородный слой, песок, мелкие камушки, зола; то же самое и в других баночках, но все влажное. Из пипеток капните воду на все виды почвы. Понаблюдайте, как впитывается вода.
Дети приходят к выводам :
- В сухой плодородный слой вода впитывается медленно. (Рассматривают через увеличительное стекло.)
- Песок быстрее пропускает воду, хотя пыль задерживает ее.
3) Зола плотнее, чем плодородный слой и песок, поэтому
плохо пропускает воду.
Опыт 2. В стеклянную ёмкость разложите слоями природные образования:
1-й с л о й (нижний) - гравий, мелкие и крупные камни.
2-й слой- песок и мелкие камешки.
3-й слой- песок, камешки и немного глины.
4-й слой- глина.,
5-й слой- плодородный слой.
- Получился своеобразный торт! Так эти слои обычно расположены в природе.
Пропитайте «торт» водой, посмотрите, как проходит вода через эти слои. (Выполняют задание.)
Воспитатель. Таким образом, дождевая вода, просачиваясь через горные породы, соединяется с грунтовыми водами.
А теперь посмотрите на карту-схему, где изображен круговорот воды в природе. (Дети рассматривают, делают выводы.) Почему запасы воды в водоемах не иссякают?
Воспитатель. Они пополняются от таяния снегов, выпадения дождей, родниковых и грунтовых вод.
Как вы думаете, что будет с природой, если она лишится воды?
Дети. На полях не будет урожая, лес начнет сохнуть, животные останутся без корма и без жилищ.
Воспитатель. Верно. Почему и говорят: «Лес брат и сестра».
А сейчас мы увидим, сколько воды на нашей планете. Что это? (Берет глобус.)
Дети. Это глобус.
Воспитатель. Попробуем найти на глобусе океаны, моря, озера и реки. Как думаете, каким цветом они обозначены?
Де т и. Они, наверное, обозначены голубым и синим цветом.
Воспитатель. Верно. Сравните, сколько на Земле воды и сколько суши. Чего больше?
Воспитатель. Не всякую воду можно пить. Вода, которая находится в морях и океанах, - соленая, ее нельзя употреблять в пищу. Пресной воды на планете меньше, поэтому ее надо беречь.
Домашнее задание: нарисуйте тех, кто нуждается в воде.
Итог.
Выводы:
• Вода - голубое золото планеты.
« Без воды исчезнет все живое на Земле.
• Берегите питьевую воду, не засоряйте ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Почва-живая земля. Кто создаёт почву?» Конспект занятия для подготовительной группы ДОУ
Почва- это природная кладовая с удивительными свойствами., источник жизни растений, животных и чеовека ... Почва на земле создаётся миллионы лет. есть удивительные животные, которые ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе: «Опыт с почвой. Посев семян в почву»Пузачкова И.А. ГБОУ СОШ №1693 группа№2 «Солнышко»
Показать, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни растений. Дать представления о состоянии семени, готового к посадке. Учить подготавливать почву к посеву...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Почва - живая земля. Кто создаёт почву?»
Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений...
Конспект занятия «Знакомим детей с почвой» (опыты с почвой) Подготовила Абрамова Вероника Викторовна
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому в программе "Наш дом- природа" большое внимание уделяется опытам и экспериментам....
Проект на тему "Почва. Свойства почвы" для детей старшего возраста.
Цель проекта : дать детям представление о почве, ее значении, развивать умение анализировать проблему ( определять и сравнивать влажную и сухую почву), в процессе опытов установить состав почвы....
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля. Кто создает почву?»
ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с понятием "почва" на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли....
«Почва- живая земля. Кто создает почву?»
открытое занятие...