План-проект по опытно-исследовательской деятельности детей в младших группах
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Мубариева Юлдуз Рифовна

Актуальность:         На протяжении  дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка,   огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а  как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-_proekt_issledovatelskoy_deyat.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

План-проект

по опытно-исследовательской деятельности

детей в младших    группах

 

 

 Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

                                               наблюдать.

В. Сухомлинский

Актуальность:         На протяжении  дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка,   огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а  как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

.

    Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

   Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

   Экспериментальная деятельность   дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.  Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование  соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование  – ведущий метод,  практически единственный способ познания окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации ребенок получает от окружающих его  предметов и явлений. Тем самым  быстрее и полноценнее он развивается.

   Занимательные опыты, эксперименты, исследования  вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют   активность детей в процессе познания окружающего мира.

   Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок, видит и слышит, и тем более,  когда  делает сам. Вот на это  и основано   внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования. 

 Цель и задачи:

-Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей;

- Углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста   способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

 - Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов и делать выводы по проведенному опыту;

 - создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

 - поддержание у детей инициативы, критичности, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.  

Срок реализации:  2 года.

 Руководитель: воспитатель первой  квалификационной категории  Ю.Р.Мубариева.

База проведения: МБДОУ «Детский сад №1 «Радуга» пгт Камское Устье»

Предполагаемый результат: расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире; развивать познавательные способности и умения через исследовательскую деятельность, накопить опыт гуманного отношения к природе и живым существам; воспитать бережное отношение к природе.

Младшая группа

месяц

Время проведения

 Тема

цель

Сентябрь

1 неделя

 «Свойства песка»

 Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

2 неделя

Воздух в группе

Познакомить детей с  воздухом и его признаками: прозрачен, холодный, теплый, мы можем дышать его.

3 неделя

Ветер на улице, игры с ленточкой.

Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение  воздуха - это ветер.

4 неделя

бумага

Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.

октябрь

1 неделя

Лужи на асфальте

Продолжать учить детей исследовать природные явления, делать выводы из наблюденного: вода собирается, где углубление, может растекаться, высохнуть.

2 неделя

Как получить красную воду?

Учить детей проводить опытно- исследовательские действия и делать выводы, развивать интерес к исследовательским действиям.

3 неделя

Камешки

Учить детей  исследовать предметы, развивать тактильных ощущений, называть качества предмета: холодный, тяжелый, большой, маленький.

4 неделя

дерево

  Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.

Ноябрь- декабрь

1 неделя

Шар

Уточнить знания детей о резиновом шаре, называть его качественные признаки: резиновый, тянется, мнется, можно надуть.

2 неделя

Тонет- не тонет

Развивать интерес к исследовательским действиям, ответить на вопрос путем проб и ошибок, помочь понять, что внутри мяча есть воздух, который не дает тонуть.

3 неделя

Как получить зеленый цвет?

Развивать интерес к цветам, умение работать с красками, проводить простейший опыт с красками, закреплять названия цветов,  воспитывать аккуратность во время работы.

4 неделя

Первый снег

Закрепить  знания  о снеге, познакомить детей со свойствами снега, обогащать знания детей о явлениях природы.

5 неделя

Для чего нужны ушки?

Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма. Развивать интерес к своему организму. Воспитывать культурно — гигиенические навыки

Январь- февраль

1неделя

Свойства льда.

Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).

2 неделя

Снег в комнате тает.

Цель: ознакомление со свойствами снега (зависимость состояния снега от температуры воздуха).

3 неделя

ткань

Учить детей определять и называть качество ткани: мягкость, прочность, мягкость. Свойства ткани: мнется, рвется, намокает.

4 неделя

Свойства снега.

 Ознакомить  со свойствами снега (липкий, рассыпчатый).

5 неделя

Для чего нужны глазки?

Продолжать знакомить детей с организмом. Развивать желание узнать о себе, что-нибудь новое. Воспитывать культурно — гигиенические навыки.

Март- апрель

1 неделя

Как получить цветной лед?

Продолжать знакомить со свойством воды, учить получать цветной лед, используя ране полученные знания.

2 неделя

Подбери крышки

  Расширять  знания детей о величинах и  формах, продолжать учить подбирать крышки  путем проб и ошибок, делать выводы по действиям .

 3неделя

Посадка лука

Закрепление  знаний о жизненно важных условиях произрастания растений ( влага, свет, тепло), представление о последовательности трудового процесса.

4 неделя

Веточка в комнате

  Наблюдение за появлением листьев на веточках: тополя, вербы - поставленных в воду. Учить делать вывод, что растениям тоже нужна вода, тепло, свет.

5 неделя

Для чего нужен нос?

Продолжать знакомить детей с организмом. Развивать желание узнать о себе, что-нибудь новое. Обогащать знания, о том что в организме каждый орган нужен и выполняют  специальную функцию. Воспитывать культурно — гигиенические навыки.

Май

1 неделя

Пузыри

Обогащать знания о воздухе, учить проводить опыт с водой и трубочкой, пускать пузыри в воде, развивать умение делать вывод.

2 неделя

Свойства солнечных лучей

  Ознакомление со свойствами солнечных лучей ( нагревание предметов)

3 неделя

Наши помощники

1.Продолжать знакомить детей с человеческим организмом. 2.Развивать любопытство. 3.Воспитывать самостоятельность.

Средняя группа

Октябрь.

Т: 1.« Игры с песком». Цикл наблюдений: «Что такое песок?», «Свойства песка»(опыт), «Какой песок тяжелее?» (Опыт).

Цель: Познакомить с качествами песка; с изменением его свойств от влажности посредством наблюдения и экспериментирования.

Экспериментальная деятельность: посыпать песок в какую-нибудь посуду и отметить, как он сыплется, из чего он состоит, песчинки какого размера, цвета?;  сделать ямку в песке и налить туда воду – куда исчезла вода,  как получить сырой песок, что можно делать из сырого песка?В одинаковы  ведерки  насыпать сухой песок и в одну из них налить воды, сравнение ведерок, какое из них тяжелее и почему?

2. «Глина и песок» Сравнительное наблюдение.

Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с водой, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Вылепить из песка и глины фигурки и поставить их сушиться, высохшая песчаная фигура рассыпается, а глиняная становится прочной.

Ноябрь.

1. Т: «В какой коробке  что лежит?» ( песок или камешки)

Цель: Не открывая коробки угадать  в какой коробке лежит песок, а в какой коробке – камешки; учить находить пути решения и делать выводы после эксперимента.( надо потрясти коробки)

2. Тема «Подбери крышки»

 Игры с флаконами, банками; подбирать крышки  по форме и размеру.

Цель: расширять знания детей о величинах и  формах, продолжать учить подбирать крышки  путем проб и ошибок, делать выводы по действиям.

Декабрь.

1.«Как лед превращается в воду?»

Цель: Показать, что в тепле лед тает и превращается в воду(цветной лед  становится цветной водой), учить делать выводы.

2.  «Где раньше растает?» ( со снегом)

Цель: Развивать у детей мышление, речь, наблюдательность и внимательность; учить детей делать выводы , обратить внимание на то,что  вода грязная; развивать желание экспериментировать со снегом.

       ( В 2х стаканах приносим снег, один стакан заворачиваем  салфеткой (шарфом).

         А другой стакан оставляем открытым)

Январь.

1.»Угадай, какая коробка пустая, какая полная?»

Цель: Учить детей угадывать исследовательскими действиями пустую и полную коробку, делать выводы.

(Можно потрясти и сравнить по звуку или поддержать в руках и сравнить по весу)

2. «Что в пакете?»

Цель: Выявить свойства воздуха, сравнить свойства  воды и  воздуха; развивать желание экспериментировать.(прозрачным пакетом  «ловим» воздух)

Февраль.

1.Тема: «В какой воде  лед быстрее тает?»

Цель: Выявить свойства льда, уточнить знания детей о том, что лед тает  в воде, но в разной температуре по-разному, развивать наблюдательность,  учить делать зарисовки     и подводить итог. (Три стакана с горячей, теплой и холодной водой. В каждую из них кладем  кусок льда одинокого размера и наблюдаем)

2. Тема: «Что тонет, а что плавает?»

Цель: Учить детей опытно-исследовательским путем определить что тонет и что нет. (Дерево, пластмасса и железо)

Деревянная, пластмассовая и железная ложки  кладем в  широкий  сосуд с водой и наблюдение за предметами.

Март.

1.Тема. « Прятки».

Цель: Углублять знания свойств и качеств воды, развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Две баночки с водой: в одной прозрачная, в другой – подкрашенная. Опустить в обе баночки камешки и понаблюдать за ними. Почему в прозрачной банке  камешек видно, а в подкрашенной нет?

2.Тема «Игра с красками»

Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Две баночки с прозрачной водой, краски. В одну баночку  добавляем красной краски, что происходит? 9краска медленно, неравномерно растворяется). В другую банку добавляем синюю краску и размешиваем, что происходит? (Краска растворяется равномерно)

Апрель.

1.Тема «Соленый, кислый, сладкий»

Цель: продолжать углублять знания детей о свойствах воды, Продолжать знакомить с процессом смешивания  и растворения соли, сока лимона и песка и изменения вкуса воды;  развивать наблюдательность, любознательность.

Три стакана воды, лимон, соль, песок, ложка. В первую банку  нужно класть  соль, в другую - песок,  в третью- сок лимона. Проверяется  вкус воды, делаются  выводы.

2. Тема: «Где быстрее прорастают семена?» (фасоль)

Цель: расширить знания детей о живой природе, о том, что растениям для роста нужна влага,  как вода влияет  на рост  растений.

 В сухую и влажную тряпочку заворачиваем семена фасоли, через 2 дня  разворачиваем и рассматриваем семена. Что с ними произошло?

 Май.

1.Тема: «Вода – помощница  наша»

Цель: Продолжать обогащать и расширять знания детей о свойствах воды, показать детям, что вода, наполняя емкость, выталкивает легкие предметы наверх, развивать наблюдательность, учить делать выводы.

Предлагается детям без рук достать  предметы, лежащих на дне стакана. Рассматривается все версии, воспитатель предлагает налить воды и пронаблюдать за предметами. Вода  поднимает легкие предметы.

2. Тема: «Как достать воду?»

Цель: Продолжать знакомить с объемом  предметов, учить соблюдать правила безопасности, развивать наблюдательность, внимательность.

В банку с водой на донышке,   дети кладут камешки, и наблюдают за проведенным опытом. Вода поднялась, тяжелые камешки вытолкнули воду вверх.

План-проект

 опытно-исследовательской деятельности

детей в  младших  группах

МБДОУ «Детский сад №1 «Радуга» пгт Камское-Устье»

Камскоустьинского района РТ.

Составила: воспитатель  высшей квалификационной

                                                              категории Ю.Р.Мубариева.

Адрес: 422820, Камско-Устьинский район,

пгт.Камское Устье, ул К.Маркса,д.7

2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...