Опыты и эксперименты
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Деловая встреча за круглым столом.
Для ребёнка нет ничего естественнее , как развиваться, формироваться , становиться тем , что он есть в процессе исследовательской деятельности. С.Л.Рубинштейн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОПЫТЫ | 296.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Китайская пословица гласит:
«Расскажи и я забуду, покажи и я запомню,
дай попробовать и я пойму.»
«Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.»
С. Л. Рубинштейн
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское эксперименти-рование.
Экспериментирование – это деятельность которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенной и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду: заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы;
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Дайте определение экспериментированию?
Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба, опыт».
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он пробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Мы с вами выслушали теоретическую часть деловой встречи. А теперь закрепим наши знания через деловую игру.
Для этого вам необходимо разделиться на 2 команды.
(Каждый из вас должен выбрать любую картинку)
Разделитесь по принципу:
живая природа неживая природа
Выбираем жюри: 2 человека.
За каждый правильный ответ команда получает (фишку) = смайлик.
По итогам игры побеждает команда получившая наибольшее количество фишек.
- Задание: Блиц опрос «вопрос-ответ», на обдумывание 30 сек.
- Дайте наиболее точное определение термина «опыт». (на обдумывание 30 секунд).
Ответ: (Опыт это метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
Опыт – это научный эксперимент по лабораторным вопросам.)
2)Что является объектом познания детей младшего возраста? (Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.)
Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет?
(Ответ: плавает, не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.)
- Назовите формы работы по развитию познавательно- исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
(Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.)
1)Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?
(Ответ: любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, способность управлять своим поведением.)
2)Назовите несколько предметов , которые мы используем для проведения экспериментов с детьми старшего возраста.
(Ответ: : прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки,
II. Задание « Объяснялки от детей» (звукозапись) ( 4 вопроса)
1.Это такой помещение, где стоит много всяких баночек. В них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно. Я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. Ответ: (лаборатория)
2.Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят и так пока не получится. Мне нравится это делать, только не всегда разрешают. Ответ: (эксперимент)
1.Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой, снимает всяких рыб. Он очень смелый. И еще он пишет статьи а умных журналах. Ответ: (океанолог)
2.Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается. Там опасно и он может погибнуть. Но он все равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям когда там опасно жить. Ответ: (вулканолог)
Подведение итога, награждение.
Психологический настрой детей.
- Сегодня на занятии к нам заглянуло солнышко
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
- Какое настроение у вас возникает, когда вы видите солнышко? Я желаю , чтобы на протяжении всего занятия у вас было радостное настроение.
Воспит: - -Ну что ж, чтобы узнать какой объект исследования будет самым главным, основным в нашей деловой игре вам нужно будет отгадать загадку :
Чего в гору не выкатить?
В решете не унести,
В руках не удержать ? ( вода)
- Вы наверное догадались , что основным объектом исследования у нас сегодня будет вода. Но прежде чем мы начнём экспериментировать , проведём с вами речевую игру:
1.- Чего больше на Земле воды или суши? ( воды)
2. -А что вы знаете о воде?
3. Продолжи предложение…. ВОДА - это …..
4. -Какая она?( прозрачная, без вкуса и без запаха) и т.д
5. - Как вы думаете, кому нужна вода? (Вода нужна всем: и расте-ниям, и животным , и птице и человеку)
6.Продолжи предложения………
- «Для растений вода – это…»
- «Для людей вода – это
Проведём с вами опыты
1 опыт
«Радуга»
Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.
Цель:
- развивать способность у детей наблюдать,
- познакомить с механизмом возникновения цвета.
Материал: тазик с водой, картон черный, лак для ногтей бесцветный, фен сушилка.
Воспитатель: Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги. Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака. Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.
2 опыт.
«Яйцо утонет или всплывет?»
Цель:
- продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
Материал: 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде), 4 ч. л.соли, 2 стакана воды.
Воспитатель: 1.Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
- В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.
Вывод: Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.
3 опыт
«Холодная вода тяжелее, чем теплая»
Этот опыт может быть наглядным материалом при рассмотрении полюсов земли.
Цель:
- подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная;
- систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.
Материал: прозрачная миска или банка литровая, вода теплая, тушь, ледяная.
Воспитатель: 1.Налейте теплую воду в миску.
2.Капните в ледяную воду тушь, чтоб вода окрасилась.
3.Осторожно вливайте ледяную воду в теплую. Что происходит?
Вы заметите, что ледяная вода опускается на дно, как холодная вода у полюсов.
4 опыт.
« Можно ли носить воду в решете?»
Цель: - подвести детей к пониманию, что растительное масло не пропускает воду;
- расширить кругозор у детей.
Материал: сито или дуршлаг, растит. масло, небольшая миска, кулинарная кисточка, холодная вода.
Воспитатель: налей в миску немного растительного масла. Обмакивая кисточку в масло нанеси его на всю поверхность дуршлага . Распредели масло равномерно, чтобы оно попало вовсе отверстия. Теперь поставь сито под кран и потихоньку набирай холодной воды.
Что происходит? Вода не вытекает! Теперь можно носить воду в решете!
Вывод: Раст. масло , попадая в отверстие сита, образует тонкую плёнку. Вода совсем не дружит с маслом, поэтому масло не растворяется в воде и не утекает . Вода держится в решете как в ковше! Лучше всего этот опыт удаётся с мелкоячеистым отверстием.
5 опыт
"Загадочная бумага»
1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги.
2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло?
3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась.
4. Складываем тот же лист гармошкой.
5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий.
6. Что произошло? Почему?
Резерв: 6 Опыт
Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.
В каком стакане видна палочка , а каком - нет. Почему ?
Вывод: Вода - прозрачная , а молоко - нет .
Опыт 7 «Волшебный магнит»
1. Взять стакан с водой.
2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.
3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.
III) Задание
Придумайте опыт из предложенного материала. Продемонстри-руйте. Научно обоснуйте его. (1 – 2 мин.)
( Материал: вода , 2 стакана , 2 бутылки, мед. йод. мед.зелёнка, песок, воронка, прозрачные пластиковые стаканчики, мука, соль , сахар., салфетки, растительное масло.…….)
Вопросы для обдумывания: ( на листочке) 1-2 мин.
1к. -Необходимо ли проводить опыты с детьми? Почему?
2к.- 1)Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?
Ответ: любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, способность управлять своим поведением.)
Подведение итогов игры:
Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основой культурного познания им окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.
я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...
Семейный фестиваль опытов и экспериментов "Эксперимент шоу"
Сосместное мероприятие с родителями....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....
Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»
Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...