НОД "Каменный уголь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хакимова Наталья Николаевна

НОД "Каменный уголь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamennyy_ugol.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ №5 «Степнячок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная область- познание «Неживая природа».

Тема: «Каменный уголь».

Подготовительная группа.

Воспитатель  Хакимова Н. Н.

п. Акбулак

Тема: «Неживая природа» - «Каменный уголь».

Программное содержание:

Познание:

         1.Познакрмить детей со свойствами каменного угля (имеет черный или бурый цвет, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый как дерево, тяжелый, тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкости).

        2.Закрепить умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модули.

       3.Испытать радость от экспериментирования, открыть новое в знакомом.

       4.Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Социализация: малоподвижная игра «Ископаемое, или сделал человек?».

       1.Закрепить знания в игре о полезных ископаемых. Заинтересовать детей познавать новое.  

Здоровье: Развитие мелкой моторики рук - пальчиковая гимнастика.

      1.Развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков делать правильные, четкие сгибы; развитие речи.

Оборудование: посылка с каменным углем, письмо, загадка про уголь, поднос с углем, лупа, стаканчики с водой, палочки (по количеству детей), молоток, влажные и сухие салфетки, древесный уголь для рисования, листы бумаги, камень, мяч.

Используемая литература: А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин, Р.В. Кошурникова «Почемучка», Л.И.Грехова «В союзе с природой».

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье, художественное творчество.

Познание.

Вос-ль:  Мне передали посылку. Как проверить, действительно ли  она предназначена  нам? (высказывание детей). Верно по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? Значит посылка для нас. Хотите узнать , что в посылке?(Открываю посылку, показываю детям). В посылке письмо, читаем: «Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что, вы много знаете о природе. Вот решила вам, посылку с предметами неживой природы послать. А, что это за предмет вы узнаете, отгадав, загадку, которая находится в конверте. Желаю удачи.

Хозяйка Медной горы.»

Вос-ль: Что ж, слушайте загадку:

С виду, не приглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землею огоньки-

Это в шахте горняки.

Отбивают молотками

Этот очень, нужный камень.

Он имеет черный цвет,

Всем дает тепло и свет.

(Ответы детей).

Вос-ль: Догадались, о каком камне идет речь? Вот он,  какой каменный уголь. А хотите послушать сказку о каменном угле?  «В одной деревне жил доктор. Однажды, он собирался к больному, но кого- то нужно было оставить сторожить дом, а собаки у него не было. Тогда доктор попросил это сделать уголек- замарашку, который жил у него возле печки. Когда доктор ушел, в дом ворвался злой разбойник, что бы похитить все вещи доктора. Уголек громко залаял на разбойника».

 – Как вы думаете, может ли это быть на самом деле? А в сказке? Конечно, в сказке возможно все. Как вы думайте, каким образом еще уголек может прогнать грабителя и спасти вещи доктора? (Высказывание детей.).

Социализация

 Сказку послушали, обсудили, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра «Ископаемое, или сделал человек?».

Вос- ль: А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Ископаемое, или сделал человек?» Становитесь в круг.

Поиграли, молодцы!

Опытно- экспериментальная деятельность:

      Хозяйка Медной горы прислала нам уголь, чтобы мы исследовали его свойства, узнали его полезность и другим рассказали. Вы хотите проделывать опыты с каменным углем? Тогда закрывайте глаза, сейчас мы с вами отправимся в детскую научную лабораторию для проведения опытов. (Дети открывают глаза, видна надпись «Детская научная лаборатория.»). В лаборатории все имеют визитки, для вас тоже они заготовлены. Пройдем к столам, найдите визитку со своим именем, прикрепите ее к одежде и займите свое  рабочее место. Если вы согласны, то я буду вашим научным руководителем. (прикрепляю себе визитку).

Здоровье 

         Чтоб ваши  пальчики были послушными,  сделаем для них гимнастику.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам- мизинчик малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

Вос-ль: Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов.

Вос-ль: Какого цвета уголь? (он черный). В работе нам будут помогать модули. Вот первый  модель.

Вос-ль: Уголь твердый или мягкий? Как вы поняли, что каменный уголь твердый? – Пробовали на него надавить, сжать в руке. (модель выставить).

Вос-ль: Как  вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы посмотрите, произойдет. (ударяю по куску каменного угля молотком, он  рассыпался на несколько кусочков). Какой вывод можно сделать?

Дети: Каменный уголь твердый, но не такой прочный как камень.

Вос-ль:Как  вы думаете, что произойдет, если ударить молотком по камню? (предположение детей) – Давайте проверим (ударяю по камню молотком, с ним ничего не происходит, показываю детям результат, они делают вывод).

Дети: Камень прочнее, чем уголь. (выставляем модель)

Вос-ль: Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкает (выставляем модель). Положите уголь и вытрите руки салфеткой.

Вос-ль: Возьмем лупу и посмотрим, что мы видим? (ответы детей).

Дети: Он бугристый как дерево.

Вос-ль: Каменный уголь- это не просто камень. Это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших деревьев, растений, которые разлогаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много- много  лет  образуется каменный уголь.

Вос-ль: Как вы думаете, что произойдет ,если мы опустим каменный уголь в воду (предположения детей ).- Давайте его опустим в стакан с водой. Что, происходит? (появляются пузырьки).

Дети: Во всех камнях есть воздух, а в пористых его больше. При опускании в воду, воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул.

Вос-ль: Почему?

Дети: Он тяжелый. (выставить модель).

Вос-ль: Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно      проверить?

Дети: Поместить уголь в воду, помешать палочкой.

Вос- ль: Меняет ли цвет? Растворяется или нет?

Дети: Не растворяется. (выставить модель).

Вос- ль: Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

Дети: Уголь - черный, твердый, но при ударе рассыпается на куски, он пачкается, он бугристый как дерево, тяжелый, не растворяется в воде и других жидкостях.

Вос-ль: Какое настроение у вас от проделанной работы?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Какие слова вы хотите сказать угольку?

- Как по- вашему люди используют уголь?

           Ребята, уголь используется в качестве топлива. Шахтеры добывают его из земли. Большую часть угля добывают близко от поверхности, но некоторые угольные шахты расположены очень глубоко. Земные ресурсы не  бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им дает природа.

Вос- ль: Ребята, наша работа в лаборатории закончена, я предлагаю вернуться в группу. Но с начало нужно навести порядок на ваших рабочих местах. (дети наводят порядок на столах. Закрывают глаза  и возвращаются в группу).

Вос-ль:  Мне показалось, что в посылке еще что-то было. Смотрите, здесь уголь для рисования и в подарок нам рисунки от помощников – гномов Хозяйки Медной горы. Давайте нарисуем угольком картинки, потом сделаем выставку, лучшие картины  отправим в подарок для Хозяйки Медной горы. (дети идут рисовать углем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголь-черное золото Кузбасса

Реализация представленного   конспекта занятия позволит расширить и закрепить знания детей о природных ископоемых; уточнить знания свойствах и применении каменного угля....

В угол ,на нос, на предмет.

Гимнастика для глаз....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "Его величество Уголь"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    Наш Кузбасс богат углем. Это основное богатство нашего края. Дети о нём совершенно ничего не знают, кроме того, что им топят дома печи. Однажды рассм...

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

Презентация Святой угол

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

Конспект занятия для детей старшей группы «Закрепление понятий «прямой угол», «острый угол», «тупой угол».

Задачи:   - закрепить  знания о прямых, острых и тупых  углах; -продолжать учить детей образовывать  углы с помощью точки, вертикальной и горизонтальной прямы...