Проект " МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шешина Раиса Анатольевна

Этот проект включил в себя работу по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста..Помимо НОД в проект вошла работа по дополнительному образованию.  В проект вошли игры и занятия к празднику " День Матери".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx586.75 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ПАПКА С РАМКАМИ ОБЩАЯ\НОВАЯ ПАППКА С ШАБЛОНАМИНА ОФОРМЛЕН7ИЕ\рис7.jpg

Муниципальное  казённое дошкольное  образовательное  учреждение – детский сад №3 « Радуга» образовательного вида,  с  приоритетным осуществлением  деятельности,

по социально – личностному развитию детей

ЗАТО посёлок Солнечный Красноярского края

Творческий проект

« Маленькие россияне»

Подготовительная группа

Воспитатели: Шворина И.А.

                                                                      Шешина Р.А.

2016 г.

Актуальность:

        Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников.

       Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

       Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребёнка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

 

Цель: 

         Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.

6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Участники проекта:

- дети

- педагоги

- родители воспитанников.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок в группе по патриотическому воспитанию.

2. Музей народного творчества.

3. Методический инструментарий.

Предполагаемый результат:

Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

  Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

  Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

  Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

  Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

 

Знает родословную семьи.

1. Знает культурные традиции своей семьи, посёлка.

2. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения,  место работы родителей. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.

3. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

4. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.

5. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

 План реализации проекта

« Маленькие россияне »

НОЯБРЬ        

  • Занятие «Дом, в котором я живу».
  • Рисование « Достопримечательности моего посёлка».
  • Беседа « История посёлка « Солнечный ».
  • Рассматривание иллюстраций « История возникновения ракетных войск».
  • Наши папы – « Военные – ракетчики».
  • Сюжетно-ролевая игра « Семья ».
  • Экскурсия по посёлку к памятнику « Воинам – Афганцам ».
  • Расширить знания детей о растительном мире посёлка.
  • Беседа и составление рассказа о своей семье.
  • Рисование на темы: « Моя семья», « Портрет мамы».
  • Конкурс чтецов, посвящённый « Дню Матери».
  • Фотовыставка « Мамин день! ».
  • Открытое мероприятие, посвящённое « Дню Матери».
  • Видео презентация « Мамин день».
  • Коллаж « Мы – маленькие россияне ».

 

Литература

  1. Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001.
  2. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.
  3. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.
  4. «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук. – М., 2004.
  5. Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» - М. Т. Ц. Сфера, 2003.
  6. «Я – Ты – Мы »  Программа социально – эмоционального развития дошкольников» / сост.: О. Л. Князева. – М.: «Мозаика - Синтез», 2003.

Приложение

Анкета «Особенности воспитания ребенка в семье,

его склонности, интересы»

•        С какого возраста посещает ребёнок детский сад?____

•        Какие игрушки, игры, материалы есть у ребёнка?____

•        Кто чаще воспитывает ребёнка?________________________

•        Вмешивается ли старшее поколение в воспитание? Как Вы к этому  относитесь?________________________________

•        Есть ли трудности у ребёнка (подчеркните) в одевании, в засыпании, в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете ?_____________________________

•        Какой режим в семье (подъём, кормление, прогулки, сон) ________________________________________________________

•        Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребёнку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда, нет), __________________________________________________

•        Какие меры воздействия на ребёнка применяются? (поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждения)? ____________________________________________________

•        Кого в семье ребёнок слушается? (маму, папу, всех, никого) ___________________________________________________________

•        Помогает ли ребёнок по дому?(как?) ______________________________________________________

•        Назовите любимые игры и игрушки ребёнка, любимые сказки и книжки, любимую пищу _____________________________________________________

•        Какие качества ребёнка Вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)______________________________________________

•        Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится в постель (ночью или днём), грызёт ногти, сосёт палец или др.? _________________________________________________________

•        Является ли религия важной частью семейных традиций? Какой религии следуете? ____________________________________________

 

Занятие: « Дом, в котором я живу».

Цели занятия:

  • - помочь сориентироваться в ближайшей социокультурной среде, представляющей своеобразную микромодель внешнего мира и включающей в себя его важнейшие ценности – одухотворённый мир людей и мир вещей, служащих человеку;
  • - подвести детей к осознанию необходимости личного участия в благоустройстве родного очага, поддержанию семейных традиций и уклада;
  • - воспитывать чувство привязанности к родному дому и ответственности за его судьбу.

К занятию подбираются репродукции картин, фотографии, рисунки с изображением семейных сцен в домашнем интерьере. Дети заранее приносят различные семейные реликвии (награды, фотографии, иконки, вышивки и т.п.)

Ход занятия

Воспитатель

- На прошлых занятиях мы с вами говорили о своих семьях, о своём роде, к которому принадлежит ваша семья.

А сегодня мы поговорим о родном, отчем доме. У каждого человека есть родной дом, в котором живет его семья. У кого-то это отдельная квартира, у кого-то , может быть, отдельный дом.

Каждый дом – это неповторимый, особенный мир со своим укладом, порядком, ритмами, традициями, праздниками, со своей особенной жизнью.

прослушивание 1и2 куплетов песни «Родительский дом» муз. Шаинского.

- Ребята, как вы понимаете выражение «родительский дом – начало начал»?

Воспитатель  обобщает ответы детей:

В доме родителей началась и идёт ваша жизнь. Именно с него началось ваше знакомство с большим миром, миром людей, животных, вещей. Здесь вы произнесли своё первое слово, впервые встали на ножки и сделали первый самостоятельный шаг, прочитали первую книжку, впервые ощутили мамину ласку, пережили первую радость и первую обиду.

Всё впервые происходит с человеком в родительском доме. Вот почему так говорится – «родительский дом – начало начал».

Давайте сейчас все вместе представим в памяти свой родной дом, любимый уголок в нём.

Закройте глаза,… что вы видите, слышите, чувствуете?

Ответы детей.

Воспитатель

-вот мы как - будто побывали в гостях у друг друга, прониклись добрыми чувствами, вспомнили родной дом.

Знаете ребята, а мне кажется, что родной дом живой. Он, как и мы, когда-то родился, его построили, украсили. Он дышит, смотрит глазами-окнами на улицу; звуки, которые мы слышим в нём, это разговор дома с нами. Ему небезразлично, как люди, живущие в нем, относятся друг к другу.

- как вы думаете, что не нравится вашему дому?

- а что радует наш дом?        

А знаете ли вы, как в старые времена строили дом наши предки? Как выбирали место? Как новоселье справляли?

Ребёнок (подготовлен)

Дом старались построить на чистом возвышенном месте – на пригорке, на берегу реки, чтобы вид из окон был красивым. Строили дом всей семьёй, приглашали на помощь родных и соседей. Вместе с ними потом праздновали новоселье. А первыми в новый дом впускали петуха или кошку, из людей первыми заходили старики. Из печи старого дома приносили угольки для растопки печки в новом доме, а иногда даже кашу начинали варить в старом доме, а доваривали в новом. Приглашали священника осветить новый дом, чтобы стоял долго и люди в нем жили счастливо, дружно, в достатке. Так из дома в дом, из поколения к поколению переходили традиции домашнего уюта, ритмы жизни, порядок и правила.

Воспитатель

Дом строили так, чтобы в нем было удобно жить, и чтобы он был красивым. Посмотрите, какие красивые дома строили в нашем селе (рассматривание фотографий, выделение особенностей каждого дома: наличники, крыльцо, ворота и т.д.). А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в прошлое. Практически все домашние вещи, окружающие нас, имеют свою историю.

Во многих семьях хранятся старинные вещи, оставшиеся от прабабушек и прадедушек. Наверное, с этими вещами связанны какие-то интересные истории, воспоминания о различных событиях. Такими вещами могут быть красивая чашка или ваза, фотографии, ордена и медали, старинные монеты, икона или крестик, шкатулка или прялка, детская игрушка… в этих вещах история вашей семьи и вашего дома. Эти вещи называются – реликвии. (Дети рассматривают принесённые не урок, рассказывают о их истории)

А в новом доме всегда устраивали праздники.

- Есть ли у вас любимые семейные праздники? Какие?

-Как ваш дом к ним готовится?

- А вы участвуете в подготовке к домашним праздникам?

Воспитатель

- Праздник – это замечательно, но все мы знаем пословицу «делу время, а потехе – час». Как вы её понимаете?

(ответы детей).

Воспитатель

- Праздник тем и радостен, что бывает не часто, его ждут, готовятся, о нём мечтают. Гораздо больше в нашей жизни будничных дней, заполненных заботами и трудом. Когда много и честно потрудишься, тогда и веселишься на празднике с чистой совестью, с удовольствием.

Наш дом – это не просто здание, в котором мы живём, это наша семья, близкие, родные люди, привычные и любимые вещи, игрушки, домашние любимцы – кошка, собака, попугайчик или хомячок. Вот как много всего! А мы уже говорили, что дом любит порядок и чистоту. Все вещи в нем имеют свои места. Чтобы поддерживать порядок и уют в доме, все члены семьи должны трудиться. У старших обязанностей больше, у младших меньше, но домашние трудовые обязанности есть у всех.

- Кто и какие дела выполняет у вас в доме?

- Справедливо ли распределяются обязанности у вас в семье?

(Ответы детей).

Итог: Ваш дом, ваша семья всегда ждут вас и любят. Ваши родные волнуются о вас. Ваш дом – это самое теплое место на земле.

Вы вырастете, уйдете в большой незнакомый мир от мамы и папы. Когда-нибудь построите дом для своей семьи, где будут расти ваши дети, но душа будет тянуться к первому отчему, родительскому дому. Я хочу, чтобы и свой дом вы сделали добрым, приветливым, гостеприимным и счастливым.

Сюжетно-ролевая игра « Семья»

Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья».

Задачи:

  • - обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – вызов скорой помощи или врача на дом больному, осмотр больного врачом;
  • - побуждать к самостоятельному распределению ролей; (Познавательные УД)
  • - развивать игровые умения по сюжету; (Познавательные универсальные действия)
  • - учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты.
  • - развивать ролевую речь; (коммуникативные действия)
  • - побуждать развивать несложные сюжеты с 2-3 ситуациями (вызов скорой помощи на дом, покупка лекарств в аптеке). Регулятивные действия.
  • - формировать доброжелательные взаимоотношения. Личностные универсальные учебные действия.

Предварительная работа.

Ознакомить с символом медицины (змея в чаше), инструментами и внешним видом врача. Рассказы о профессиях мед. работников, «Скорой помощи».

Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.

Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.

Чтение худ. лит-ры: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».

Экскурсия в мед. кабинет в д\с.

Дид. игры: «К какому врачу нужно обратиться мишке?»;

Дидактическая игра "Кому, что нужно для работы?” Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача?» и др.

Работа с родителями:

Приобретение игровых уголков «Кухня», машины «Скорая помощь», атрибутов для игры.

Материалы:

Игровой уголок «Семья», кукла Маша, машина «Скорая помощь», игр. мед инструменты, белый халат для врача и аптекаря, атрибуты, игруш. телефоны, игрушки - заменители.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Развитие речи, ознакомление с окружающим, худ. лит-ра.

Структура занятия.

1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»

2.Сюрпризный момент (Приходит кукла Маша).

3. Распределение ролей игры «Семья», «Вызов доктора на дом»

4. Совместная с воспитателем игра

5. Итог занятия.

Ход игры

1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».

- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?

- Какие обязанности у папы?

- Какие обязанности у мамы?

- Что делает их ребенок?

- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

- Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей).

2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу, которая просит проводить ее домой к маме и папе. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.

- Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.

- Как вы думаете, с чего мы начнем игру?

3. - Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто врачом «Скорой помощи», ведь кукла больна.

(распределение ролей по желанию детей)

- А что еще нужно для игры?

- Правильно, надо выбрать место для игры.

( Выбор места игры)

- Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.

Автопарк машины «Скорой помощи» будет находиться вот здесь.

4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.

- Что делает утром мама? (готовит завтрак)

- Что делает папа? (занимается с ребенком).

Доченька Машенька капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки вос-ль)

- Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)

- Мама и папа может у вашей дочки высокая температура?

- Что нужно сделать?

Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.

- Что- же предпринять, ребята, папе и маме? ( Вызвать «Скорую помощь»)

Папа берет телефон и вызывает «Скорую помощь».

- По какому номеру вызываем «Скорую помощь»? (03)

Диалог папы с врачом «Скорой помощи».

Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.

Врач: Назовите ваш адрес?

Папа: ул. 8 марта, дом 5, кв. 8

Врач: Ждите, выезжаем.

Приезжает врач.

( Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)

- Дети, что сначала должен сделать доктор? ( Помыть руки)

Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра).

Мама укачивает дочку.

Папа идет в аптеку за лекарством.

- Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке?

- Здравствуйте.

- здравствуйте.

- У вас есть это лекарство? ( Протягивает рецепт аптекарю)

-Да. 4 рубля.

- Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)

- Возьмите лекарство.

- До свидания

Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.

5. – Дети, вам понравилась игра?

- Что понравилось тебе, Софья? Артем? И т.д.

-- Были ли у вас такие случаи дома?

- Как вели себя врачи «Скорой помощи»?

- Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

Машина «Скорой помощи» снова едет к нам. Что случилось? У нас все здоровы, правда, дети?

Доктор хочет угостить нас витаминами, чтобы мы никогда не болели!

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото к дню мам\IMG_2507.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме "Маленькие россияне"

В данной методческой разработке представлено  примерное перспективное планирование воспитательно – образовательной работы по воспитанию начал патриотизма и гражданственности у детей старшего дошк...

статья - растим маленьких россиян

Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм....

Творческий проект " Маленькие россияне"

В этом проекте включает в себя не только знакомство детей с Малой Родиной, но и празднование "Дня Матери" . Проект расчитан на 1 месяц. В него вошли экскурсии, беседы..игры..занятия НОД....

ПРОЕКТ по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «МАЛЕНЬКИЕ РОССИЯНЕ»

«Маленькие россияне» – социальный проект, нацеленный на создание условий для упрочения в общественном сознании дошкольников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, на форм...

Рабочая программа кружка "Маленькие Россияне"

Мною разработана программа по патриотическому воспитанию "Маленькие Россияне", программа принята на педагогическом совете МБДОу д/с №16 и утверждена приказом заведующего. Целью моей работы я...

Проект "Мы - маленькие россияне!"

Проект "Мы - маленькие россияне!"Цель проекта:Сформировать первые представления о семейной, гражданской принадлежности, патриотические чувства. Задачи проекта: -Формировать первона...

Проект «Мы маленькие Россияне»

Краткосрочный познавательный проект«Мы маленькие Россияне»...