«Язык – друг или враг».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_-eksperimentalnaya_deyat_-_yazyk.docx535.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Тема: «Язык – друг или враг».                                                                                                                           Интеграция образовательных областей:                                                                                                                                           « Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,  « Физическое развитие».                                                                                                                                                     Программные задачи:                                                                                                                                                                               1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического экспериментирования.                                                                                                                                                    2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза в процессе познания  природной картины мира, способствующих развитию речи.                                                                                                                           3. Подвести детей к выводу о том, что язык выполняет много разных функций: у человека определяет вкус пищи, участвует в образовании речи,  помогает перевариванию пищи;  у животных служит приманкой, ловлей добычи, предупреждением.                                                                                                            Материалы и оборудование: схемы: « Строение языка», «Виды языков животных»,  макеты языков, клей, молоко, тарелки, салфетки, дождик – нарезанный мелко, деревянные ложки, шарики, ушки – котят, кисточки, волшебный платочек, шоколад, дольки апельсина;                                                                                                                                              Методы: словесный, наглядный, демонстрационный.                                                                                                   Приёмы:показ с пояснением, рассматривание;                                                                                                                               Формы: беседа, опытно –исследовательская деятельность, игра.                                                                                                 Входит Карлсон  и ищет Малыша, находит группу детей. Спрашивает, а вы Малыша не видели.                                                                                                                                                                                        Дети: - Нет.                                                                                                                                                                                        Карлсон: Ну ладно потом его найду. Ребята, а вы бы хотели посетить мою  волшебную  комнату.                                                                                                                                                                                 Дети: - Да.                                                                                                                                                                                      Карлсон: Тогда прошу,   добро пожаловать, но только нужно запомнить ряд правил:                                                                                 - не кричать;                                                                                                                                                                                                     - не шуметь;                                                                                                                                                                                       - слушать меня внимательно;                                                                                                                                                              - Сегодня у меня в гостях вы познакомитесь с таким огранном чувств, который есть у человека. Это  орган – язык. А как вы думаете, для чего нужен язык человеку?                                                                                                      Дети : Говорить, петь, пережевывать пищу, делать зарядку.                                                                                                                   Карлсон: Вы совершенно правы. И я хочу поведать вам историю о том, как выглядит язык, если его рассмотреть под микроскопом.                                                                                                                                              1.Рассказ воспитателя: « О строении языка».                                                                                                                      Представим, что у нас нет языка. Сразу станет понятно, что без него мы не сможем ни разговаривать, ни принимать пищу, ни ощущать вкус продуктов. Дело в том, что язык имеет группу мышц. Эти мышцы помогают нам перемещать еду и,  в конце концов, проглотить её.  На языке существуют множество пупырышек. Всего таких  пупырышек – около 9000. Благодаря им мы распознаем четыре главных оттенка вкуса – кислый, соленый, сладкий и горький. А для чего, наконец, нам нужен вкус? Оказывается, для того, чтобы не только получать удовольствие от пищи, но и для того, чтобы выявить, испорченна продукция или нет, которая может быть опасна для здоровья. А какие бывают язычки,  мы сейчас узнаем, когда превратим вас в котят.                                          Карлсон превращается  в волшебника и произносит волшебные слова. Вот теперь вы все готовы и я приглашаю присесть за столы.                                                                                                        Опыт№1 « Отличие языка человека от языка кошки».                                                                                                                   Цель: Показать детям,  как работают языки кошки и человека.                                                                         Требуется: блюдце с молоком.                                                                                                                                                         Опыт. Предложить детям побывать в роли кошки и попробовать, как она лакает молоко. Вы обращали внимание на то, как кошка пьёт воду или молоко? Вот как все,  происходит,   и  какие бывают виды языков, нам расскажут ребята, которые подготовили небольшие доклады.                                                                                                                                  Язык – ложка.                                                                                                                                                                             Язык кошки устроен таким образом, что, когда она зачерпывает им жидкость, язык становится похожим на ложку. Кошка опускает язык в воду и зачерпывает её. Крючкообразные наросты на кошачьем языке, которые при еде помогают ей  расправиться с пищей, во время питья задерживают воду. И кошка, собрав жидкость в получившуюся ложечку, возвращает её в пасть.                                                                                   Вывод: Язык кошки и человека отличается, поэтому кошка может лакать молоко, а человеку лучше пить его из чашки.                                                                                                                                                                               Язык – щетка.                                                                                                                                                                                         А есть щеткоязычные попугаи. У них язык на нижней стороне заканчивается коготком, а на верхней имеет щеточку из густо сидящих щетинок, которая служит для сбора пыльцы растений.                                                                                                                                                  

F:\Новая папка 1\кошачий.jpgF:\Новая папка 1\лакает кошка.jpg

Язык – рогатина.                                                                                                                                                                                                У змеи – как рогатина –  раздвоенный на конце. Часто его ошибочно называют жалом. Змеи могут определять языком на вкус, и даже запах. Некоторые ядовитые змеи, используют язык для предупреждения, угрожающе размахивая им перед противником.                                                                            

F:\Новая папка 1\змея.jpg

Язык – стрела.                                                                                                                                                                                    Язык хамелеона «выстреливает» на расстояние, в полтора раза превышая длину своего тела. А клейка я слизь на конце помогает хамелеону удержать, подтянуть, и отправить в рот не только насекомое, но иногда даже мелких птиц или ящериц.                                                                                                                                  Язык – приманка.                                                                                                                                                                                В пресных водах Северной Америки живет самая крупная черепаха этой части света – каймановая. Когда она хочет,  есть, а есть она хочет часто, то раскрывает рот и выставляет подвижную приманку – червеобразный извивающийся язычок. И что интересно: обычно белый или светло – серый язык черепахи во время ловли становится красным.                                                                                                                                                  

F:\Новая папка 1\черепаха.jpgКарлсон: - Ребята, а ведь язычок не только наш помощник, но ещё  носитель микробов, если не соблюдать правила, которые позволяют содержать его в чистоте, можно сильно заболеть. И чтобы убедиться, мы проведем опыт и посмотрим, насколько,  опасно не соблюдать правила ухода за язычком.                                                                                       Опыт№2. «Как микробы попадают в рот».                                                                                                                     Цель: Дать представление о том, как микробы и бактерии влияют на язычок.                                            Материал: макет языков, клей, кисточки, салфетки, нарезной –дождик.                                                                Опыт. Предложить детям высунуть язычок и посмотреть на язычок соседа по парте, при этом помнить, что руками трогать нельзя. Показать детям, как попадают микробы на язык и какие возникают болезни у язычка. Дети намазывают макет – языка и посыпают его дождиком – микробы. После смотрим, сколько микробов поселилось на языке.   - Что делать, чтобы не было болезней языка?                                                                                                                                  C:\Users\ирина\Documents\занятие Костенко\2014-11-26 09.53.07.jpgC:\Users\ирина\Documents\занятие Костенко\2014-11-26 09.52.00.jpgF:\Новая папка 1\хам.jpg

  Вывод:                                                                                                                                                                                                                                                                     _ не облизывать;                                                                                                                                                                                             -  не брать в рот ничего грязного;                                                                                                                                                                   - не засовывать  пальцы в рот;                                                                                                                                                                                          -вымывать руки с мылом после туалета, улицы прогулки;                                                                                                                                                                                    - чистить язык и зубы;                                                                                                                                                                                                               Карлсон: Давайте,  мы с вами немножко поиграем и сделаем зарядку.                                                      Физминутка: «Буратино».                                                                                                                                                                                     Карлсон: За нимайте места, мы продолжим.                                                                                    Опыт№3 «Язычок - трудовичок» .                                                                                                                                               Цель: Показать детям, как иногда мы не понимаем людей, у которых проблемы с речью.                                                                                                                                           Материал: деревянная ложка, шарики.                                                                                                                          Опыт.Предложить детям рассказать стихотворение, положив в рот шарик.                               - Что произошло? ( Трудно произносить  слова, язык плохо двигается).                                                                                                             Вывод: Когда дети плохо произносят слова, мы их не понимаем, надо делать зарядку для языка.                                                                                                                                              Чтение стихотворения: « Детский сад».                                                                                                                  Карлсон:- Ребята, я вам предлагаю сыграть со мной в игру, в которую мы любим с Малышом играть, называется она « Определи по запаху». Послушайте правила

игры, я сейчас одному из вас завяжу глаза и вы должны по запаху определить, что за продукт. Ребята, скажите, какой орган чувств  ещё помогает язычку определить продукт по запаху?                                                                                                                        

C:\Users\ирина\Documents\занятие Костенко\2014-11-26 10.00.29.jpg

Вывод: Чтобы определить продукт, языку помогает орган чувств – нос.                                                                                             Карлсон: - Молодцы. На этом наше путешествие заканчивается и мне пора искать своего друга Малыша. Но на прощанья хочу спросить?                                                                                                                                        Итог: -  Какие виды языков существуют?  - Из чего состоит язык?  - Что нужно делать, чтобы защитить свой язычок от микробов.                                                                                                                                                          Вбегает Малыш,  ругает Карлсона, что тот потерялся, и вручает ему сладости.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по направлению коммуникация на тему "Язык-друг, язык-враг" с детьми старшей группы.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по направлению коммуникация на тему "Язык-друг, язык-враг"  с  детьми старшей группы....

Проект на тему: "Язык друг - язык враг"

«Все органы тела устают когда – нибудь, но только не язык.»    Конрад Аденауэр...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЯЗЫК - ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

Материал помогает развивать у детей познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического эксперимен­тирования. Учит детей о том, что язык выполняет мно­го разных фун...

Проект "Язык - друг или враг" в подготовительной группе компенисрующей направленности

Однажды ко мне обратился воспитанник и сказал: "Я увидел, как кошка лакает молоко. Я тоже попробовал. Но у меня ничего не получилось. Почему?". И мы с ним решили узнать все о языке. Мы выдви...

Проект "Язык - друг или враг"

Язык - это средство общения. И только от человека зависит, как он им пользуется. Язык может быть другом, когда нужно попросить о помощи, рассказать о своих проблемах, поделиться эмоциями и чувствами. ...