«На полянку мы пойдем и лечебных трав найдем!»
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

экскурсия для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_polyanku_my_poydem_i_lechebnyh_trav_naydem.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия для старшей группы.

«На полянку мы пойдем и лечебных трав найдем!»

Цель: расширять знания о лекарственных растениях; об их роли в жизни человека; продолжать учить распознавать лекарственные растения; формировать умение заботиться о природе, готовность в любой момент прийти ей на помощь.

Материал: лекарственные растения; стихи, легенды и сказки о лекарственных растениях; иллюстрации; голоса природы ( в записи); составление альбома «Лекарственные растения».

Ход экскурсии:

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем на прогулку. Хотите узнать, почему травы называют лекарственные? Какие лечебные качества в них скрываются? Пойдемте и встретимся с ними! Думаю, они сами расскажут нам свои истории. А вот и первый попутчик. Что это за растение?

1-ый ребенок: Ранние весенние желтые цветы,

Очень необычные зеленые листы.

С одной стороны лист блестящий и гладкий,

С другой он светлее, приятный и мягкий.

Скажите, цветочек как этот зовут?

Он лечит детишек от простуд!

Дети: Мать и мачеха!

Воспитатель: Как – то поздней осенью девочка с дедушкой по лесу гуляли. Подошли они к лесному оврагу и видят: усеян он большими смешными лопухами в ржавых пятнах. Девочка сказала насмешливо:

- Это лопухи в траву спрятались, потому что стыдно им быть такими растрепанными.

Дед засмеялся и говорит:

- Нет милая, не стыдно им вовсе. Они сейчас важным делом заняты. К зиме готовятся, копят в своих мясистых корневищах питательные вещества. Это же листья мать-и-мачехи – первенца весны. Радовала мать-и-мачеха землю по весне своими головками солнечными. Они не всегда такими грустными были. Появились они на свет пушистыми и мягкими, а когда подросли, пушок у них только снизу остался. Сверху они стали гладкими, словно сердечки зеленые. Как только мать-и-мачеху не называли! Белокопытником, водяным лопухом. Любят ее люди и ценят за целебность. Чаи из мать-и-мачехи помогают от кашля. Листочки – клад жевательных витаминов и простуду лечат.

Воспитатель: А это что такое?

2-ой ребенок: Солнце желтый одуванчик,

Положу тебя в карманчик.

Будет нежный всем салат,

Он полезен для ребят.

Золотой и молодой –

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова!

Воспитатель: Случилось это давно. Земля в ту пору была намного богаче и прекраснее. Могучие дубравы росли по берегам прозрачных рек, удивительной красоты, луга цвели многоцветными коврами. Среди множества трав рос на лугу скромный одуванчик. Он очень рад был послужить людям. Люди замочат его листочки в подсолённой воде и целебный салат из них сделают. Для повышения аппетита и снятия жара это лучшее средство. А из солнечных цветочных головок сварят душистое варенье. Люди ласково говорят об одуванчике: «Глазок золотой на солнце глядит. Как солнце нахмурится, глазок прищурится». И действительной, чуть черная туча появится на небе и подует холодный ветер, закрывает свои лепестки одуванчик, будто его и нет. Матушка-природа его семенам пушистые парашюты, чтобы ветер мог унести их в дальние страны. С тех пор детки одуванчика на своих парашютах  побывали во всех концах света.

Отправляемся дальше.

3-ий ребенок:  Есть множество цветов

Красивых, осторожных.

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему быть может и трудней расти,

Но все же он с людьми

Находиться в пути!

Воспитатель: Подорожник всегда растет вдоль тропинок и дорог, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками. Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы свои раны да царапины полечить. Звери лесные от человеческого глаза прячутся, вот и не замечал человек целебных свойств этого растения. Но воротился однажды в село со службы солдат, весь израненный. Решила жена везти его в город к доктору. По пути одолели женщину думы горькие, и не заметила она, как на дорогу выползли две змеи. Переехала колесом одну повозка. Женщина увидела, как вторая змея выползла из кустов с листом подорожника и обернула им раненную там, где ее колесом переехало. Через некоторое время пострадавшая зашевелилась, и обе змеи уползли в кусты. Вот и женщина сделала из листьев подорожника мужу повязку на раны. Подорожник не только кровь останавливать умеет и раны заживлять, но и укусы и отеки от укусов лечит. Укусит змея или пчела – он от боли поможет и отек снимет. Не зря его матушка-природа вдоль дорог поселила, дала широкие листья, высокие стебли с семенами колосков. По этим приметам его найти не сложно.

Пойдете дальше, еще что-нибудь найдем!

4-ый ребенок: Ах, крапива, как ты жжешься,

В руки нам ты не даешься!

В огороде ты сорняк,

Но не выбросим никак.

Много пользы ты приносишь

И в беде ты нас не бросишь!

Воспитатель: Однажды весной пошла Машенька погулять и видит: возле забора выросла молодая крапива с остроконечными зазубренными листочками. Хотела девочка погладить зеленые листочки, да быстро руку отдернула, будто ее пчела ужалила. Решила надеть варежки и выдернуть злую крапиву, но бабушка успокоила внучку и предложила набрать крапивных листьев. Она сварила зеленый суп и приправила сметаной. Раньше крапива людей кормила, особенно в голодные годы: из нее суп варили, салаты делали, начинку для пирогов. И не только кормила, но и лечила: кровь останавливала, воспаление снимала, кашель убирала. А чтобы волосы были пушистыми и крепкими, надо полоскать их отваром крапивы. Вот какая полезная трава!

5-ый ребенок:  Как хорош сегодня наш лопух!

Он вчера был тусклым, запыленным,

Дождь его промыл, он весь набух,

Стал тугим блестящим и зеленым.

Шелковистый зонт раскрыл лопух,

От дождя им землю прикрывает,

И красавец молодой петух

Под зеленым лопухом гуляет!

Воспитатель: Сегодня мы с вами немало нового узнали, но это еще не все! На земле много трав и растений, которые иногда могут заменить доктора!

6-ой ребенок: А еще калина есть, облепиха и рябина,

И смородина поможет нам здоровье укрепить.

И малину, и шиповник, и бруснику мы найдем,

Ягод много соберем, и домой их принесем.

А таблеток нам не надо, мы природе нашей рады!  

Воспитатель: Теперь пойдем в нашу мастерскую художника и нарисуем те лекарственные травы, которые запомнили. А потом составим альбом «Наша зеленая аптека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лечебные травы" непосредственно образовательная деятельность, старшая группа

Расширять знания детей о лечебных свойствах растений....

Экскурсия для старшей группы: «На полянку мы пойдём и лечебных трав найдём»

Программное содержание:Расширять знания о лекарственных растениях, об их роли в жизни человека; продолжать учить распознавать лекарственные растения; формировать умение заботиться о природе, готовност...

«На полянку мы пойдём и лечебных трав найдём»

Программное содержание:Расширять знания о лекарственных растениях, об их роли в жизни человека;   продолжать учить распознавать лекарственные растения; формировать умение заботиться о природ...

Конспект занятия «Ознакомление дошкольников с лечебными травами»

Ознакомление дошкольников с лекарственными растениямиЦели. Формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания, представления о травах, способствовать развитию устойчивого инт...

Консультация для родителей «Лечебные травы и хвоя. Хвоя

Советы родителям о профилактике и лечении детей травами и хвоей....