Конспект НОД "О правах играя" для детей старшего дошкольного возраста,
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: Продолжать знакомить детей с правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_1o_pravah_igraya.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»

Конспект непосредственной образовательной деятельности:

"О ПРАВАХ - ИГРАЯ"

( группа детей возраста от 6 до 7 лет

общеразвивающей направленности)

Выполнил:

Воспитатель
Маркова Татьяна Петровна

Направление: "Социально - личностное".
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-личностное  развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-эстетическое, игровая, продуктивная.

Цель: продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.

Задачи:

Развивающие:

- развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности;

- активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.

- развивать умение рассуждать и делать выводы

Воспитывающие:

- воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

- воспитывать дружелюбие и ответственность

- воспитывать будущего гражданина

- воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям

Обучающие: 

- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права героев.

- учить детей отстаивать свои права

- учить детей уважать достоинство и личные права другого человека

Словарная работа: 
Обогащение словаря:  фоторепортёр,  посол, закон, ООН.
Уточнение словаря: отстоять права, соблюдать обязанности, знак "SOS”.
Активизация  словаря: равноправие, свобода, работа,  унижение, суд, вина, владение имуществом, гражданин,  личная жизнь.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Планируемые результаты: знает свои права и обязанности, умеет уважать права других людей, отвечает на вопросы педагога, используя в речи антонимы и сложные предложения

Оборудование:  иллюстрации к сказкам,  письмо, камера,  рисунки-раскраски.


Ход занятия:

  Воспитатель: «Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!». Какое у вас настроение? Какой вы хотите меня видеть? Конечно веселой и доброй. А я хочу видеть вас веселыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах появиться улыбка. И свое хорошее настроение мы пошлем нашим гостям.

 Вспомним стихи о правах (рассказывает ребенок).

Слайд: 1
Мамы, папы всей страны,
Это знать давно должны,
Есть права и у детишек,
Например на чтенье книжек.
Право на заботу, ласку,
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым,
В нашем самом лучшем мире!

Воспитатель: Вы, наверно, догадались, о чём мы сегодня будем говорить.

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами продолжим разговор о самом важном документе на нашей планете - "Декларации прав человека”. Давайте вспомним, о чем говорится в этом документе?  

Слайд:2

Ответы детей.

 Воспитатель: Да, ребята у  всех людей есть права и обязанности. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие они, по-вашему?  

Слайд:  3 на жизнь.

Слайд: 4  на семью.

Слайд: 5 ученье.

Слайд: 6 на отдых.

Слайд: 7  на медицинское обслуживание.

Ответы детей.

Воспитатель: Где записаны эти права?

Ответы детей. 

Слайд:8


Воспитатель:   

Это книга  не простая

Развернёшь – как хороша

Где написано что можно,

Где написано нельзя.

Права и обязанности  записаны в Конвенции  прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

Слайд: 9

 Эта организация защищает права всех детей  во всем мире независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.

Воспитатель: Я предлагаю вам  поиграть в игру «Кто права нарушил?»

Ход игры: Нужно определить,  кто и какие права нарушает?

Посмотрите на экран.

Слайд: 10
Кто и какое право здесь нарушил?
«Колобок» - Лиса нарушила право на жизнь. Она съела колобка.

Слайд:  11
«Заюшкина избушка»  - Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища, выгнала зайца из дома.

Слайд:  12
«Маша и медведь» -  медведь нарушил право на свободу, не отпускал Машу домой.


Воспитатель:
 Какие права имеют герои?

Слайд: 13
«Волк и семеро козлят» - право на семью; на жизнь;

Слайд:  14
«Доктор Айболит» - право на помощь, медицинское  обслуживание;

Слайд:  15

 «Буратино» - право на образование, учение, развитие.
 
Воспитатель: А какие права имеют эти герои?

Слайд: 16


«Золушка» - право на отдых, на любовь;

Слайд:  17
«Царевна-лягушка» - право выбора, право на свободу;

Слайд: 18

 «Три поросенка» - право на жилище, на жизнь.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно  определили  права наших героев.

И пришло время поиграть.

Слайд: 19

Физкультминутка: барбарики.

Игровая ситуация.
Раздается тихий стук, и в дверь осторожно просовывается большой конверт.

Воспитатель выглядывает за дверь, там никого нет. Обращается к детям: "Что за чудеса за дверями никого нет, а конверт нам передали!” На нем и адрес имеется.  Г. Моршанск ул.  Красная  27,  детский сад «Золотой улей» с пометкой "SOS”.
Откуда: Страна Беззакония.

Слайд: 20

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, что обозначает слово "SOS”? Да, действительно, это значит кто–то в беде, и ему срочно нужна наша помощь. Давайте прочитаем письмо и узнаем, что случилось.

Воспитатель читает письмо:  

"Я, фоторепортёр страны Беззакония,  высылаю вам фотографии (рисунки) о жизни наших жителей, прошу рассмотреть их и объяснить, какие же права человека нарушаются в нашей стране. Прошу вас выслать к нам посла, который смог бы помочь навести порядок в наших законах. С уважением к вам, житель страны Беззакония”.

 Слайд: 21

Воспитатель: Жители страны Беззакония просят выслать к ним посла.
А кто такой посол?

Ответы детей.  

Воспитатель: Как вы думаете, кто бы мог помочь нам в этом деле?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правильно сказали, что нам может помочь тот, кто очень хорошо знает все права и обязанности, записанные в Декларации прав человека, и сумел бы отстоять их.

Предлагаю выбрать того, кто лучше всех справился с заданием в игре, тот и будет послом.

Дети: предлагают.

Воспитатель:
 Мы с вами, ребята, рассмотрим и обсудим все снимки, которые получили из страны Беззакония, камера всё запишет и снимет настоящий фильм, который будет называться "Права и обязанности”, (Выставляю камеру на какую-то высоту) все ваши ответы посол отвезёт в страну Беззаконию.
Воспитатель: А кто из вас, ребята, может сказать, почему мы всегда говорим: "Права и обязанности”, как будто это одно целое?

Ответы детей.

Воспитатель:
Правильно, это действительно одно целое. И, чтобы соблюдать закон, надо не только знать свои права, но и соблюдать обязанности. А чтобы жителям этой страны было интересно смотреть наш фильм, мы покажем им игру.

  Игра: "Поговорим о правах и обязанностях”.
Для этого надо разделиться на две команды:
1–я команда – "Права”,
2–я команда – "Обязанности”.
Итак, приступаем к игре. Я буду показывать вам фотографии (рисунки) из страны Беззаконии, вы внимательно на них посмотрите, и команда "Права” расскажет о том, какие права человека здесь нарушены, а команда "Обязанности” расскажет о том, какие обязанности необходимо соблюдать в этом случае.


Слайд: 22

Воспитатель: Внимание на экран. Что здесь изображено? (рабство)

Какое право здесь нарушено?

Дети коллективно принимают решение, формулируют свой ответ.
«Право» - право на свободу
«Обязанности» - каждый человек обязан уважать право другого человека.


Воспитатель подводит общий итог после высказывания  команд.
 Правильно, ребята, здесь нарушено одно из самых главных прав человека – право на свободу. Все люди должны быть равны, несмотря на национальность и цвет кожи, и поэтому люди обязаны относиться друг к другу как братья и сестры. Каждый человек обязан уважать право другого человека на свободу и его человеческое достоинство, а не превращать его в раба.

 Слайд: 23

Воспитатель: Ой, какое безобразие творится в стране Беззаконии! Я как будто слышу чей–то крик и плач. О чем рассказывает нам эта фотография? О чем забыл папа мальчика?
Ответы детей команды: «Права»

Воспитатель: А какие обязанности должны соблюдать родители и дети?
Ответы детей команды : «Обязанность»  

Воспитатель:  Да, вы сказали всё правильно: "Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Родители обязаны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушать своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости”.

Слайд: 24

Воспитатель: Посмотрите, дети, где находится этот человек. О каком праве не знают в стране Беззаконии?
Ответы детей команды "«Права»  «Обязанность»

Воспитатель: Действительно, никто не имеет право посадить другого человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд. И каждый человек обязан знать и соблюдать закон своей страны, не нарушать его.

Слайд: 25


Воспитатель: Но посмотрите, что здесь происходит? (обсуждение фотографии  «врач берет деньги»). Для чего врачу предлагают деньги? Какое право нарушено?
Ответы детей. «Права» ,«Обязанности»

Воспитатель: Правильно, дети. Законы одинаковы для всех и защищают каждого, и деньгами их не переделать. А врач обязан оказать медицинскую помощь и без денег.

Слайд: 26

Воспитатель: Что же здесь собираются сделать? Какое право нарушается? Давайте послушаем ответы детей команды 
«Права»
Воспитатель: А что нам могут сказать участники команды обязанности.
«Обязанности»
Воспитатель:  Вы абсолютно правы. Каждый человек имеет право на жилище, на своё имущество и никто не имеет право отобрать его у него. И каждый человек обязан содержать своё жилище и место нахождения своего жилья (город, улицу, дом, подъезд) в чистоте и порядке.

Воспитатель: Давайте посмотрим, о чем еще хотели бы узнать жители этой страны.

Слайд:27

Что здесь произошло? Какие права не знают дети?  (ребенок взял чужую игрушку)

Ответы команд:

Воспитатель:  Правильно, дети, нельзя вмешиваться в личную жизнь других людей. Входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма. Прежде чем взять чужую вещь, игрушку, каждый человек обязан спросить разрешения.

Слайд: 28

Воспитатель:  Что делают дети? (дети играют).

Ответы команд.

Воспитатель: Каждый человек имеет право на отдых, и каждый человек обязан уважать право другого человека на отдых, не мешать ему, соблюдать тишину и порядок, культурно вести себя в общественных местах, гостях и дома.

Слайд: 29

  Воспитатель: Молодцы ребята, порадовали вы меня тем, что знаете права и обязанности и хорошо в них разбираетесь.

А сейчас мы с вами выполним ещё одно задание, раскрасим картинки, где отражены права и обязанности и передадим их послу, который отправит их в страну Беззаконию.

Выполнение работ воспитателя совместно с детьми  (звучит музыка).


Послу  уже пора отправляться в страну Беззаконию, с Вашими, ребята, советами, рисунками, думаю, там будет порядок. (Отдаёт камеру послу).


Воспитатель: Я рада, что вы не равнодушны к просьбам, помощи к другим людям, хорошо знаете права и обязанности. А когда люди знают и выполняют их, жизнь становится веселей и добрей. И мне очень приятно, что вы захотели помочь жителям страны Беззаконии, переживали за них. Я желаю вам, чтобы в вашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все соблюдали свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте свои обязанности. Не забывайте эту книгу. Она всегда вам подскажет и поможет в жизни.

Права ребенка надо знать

Не только знать, но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить!

Воспитатель: Подведем итог занятия.  Что вам больше всего понравилось на занятии? Что нового вы узнали сегодня?

Ответы детей:

Воспитатель:

 Если вам понравилось занятие,  вы справились с заданиями,

то возьмите - зеленый кружок.

Если вы  в чем – то затруднялись, возьмите – желтый кружок.

Если было трудно  и непонятно, занятие не понравилось,

возьмите – красный кружок.

 Слайд:30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОБЖ сдля детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности при контакте с животными»

Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и бездомными животными.Задачи. Научить детей понимать состояние и поведение животных.Учить осторожному обращению с ж...

Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров».

Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров».Цель: познакомить детей с правилами для пешеходов и пассажиров.Задачи:1. Закреп...

Конспект НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности при контакте с животными»

Научить детей понимать состояние и поведение животных.Учить осторожному обращению с животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными....

Конспект НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности при контакте с животными»

Научить детей понимать состояние и поведение животных.Учить осторожному обращению с животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными....

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема «Мы знаем правила пожарной безопасности»

Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара; закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых приборов; уточнять и закреплять...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правила и дорога»

Примерный конспект по развитию у детей правил безопасного поведения на дороге и использованию световозвращающих элементов....

Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров»

Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста.«Правила дорожного движения для пешеходов и          ...