Конспект НОД "О правах играя" для детей старшего дошкольного возраста,
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: Продолжать знакомить детей с правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_1o_pravah_igraya.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»
Конспект непосредственной образовательной деятельности:
"О ПРАВАХ - ИГРАЯ"
( группа детей возраста от 6 до 7 лет
общеразвивающей направленности)
Выполнил:
Воспитатель
Маркова Татьяна Петровна
Направление: "Социально - личностное".
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-личностное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-эстетическое, игровая, продуктивная.
Цель: продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.
Задачи:
Развивающие:
- развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности;
- активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.
- развивать умение рассуждать и делать выводы
Воспитывающие:
- воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
- воспитывать дружелюбие и ответственность
- воспитывать будущего гражданина
- воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям
Обучающие:
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права героев.
- учить детей отстаивать свои права
- учить детей уважать достоинство и личные права другого человека
Словарная работа:
Обогащение словаря: фоторепортёр, посол, закон, ООН.
Уточнение словаря: отстоять права, соблюдать обязанности, знак "SOS”.
Активизация словаря: равноправие, свобода, работа, унижение, суд, вина, владение имуществом, гражданин, личная жизнь.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Планируемые результаты: знает свои права и обязанности, умеет уважать права других людей, отвечает на вопросы педагога, используя в речи антонимы и сложные предложения
Оборудование: иллюстрации к сказкам, письмо, камера, рисунки-раскраски.
Ход занятия:
Воспитатель: «Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!». Какое у вас настроение? Какой вы хотите меня видеть? Конечно веселой и доброй. А я хочу видеть вас веселыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах появиться улыбка. И свое хорошее настроение мы пошлем нашим гостям.
Вспомним стихи о правах (рассказывает ребенок).
Слайд: 1
Мамы, папы всей страны,
Это знать давно должны,
Есть права и у детишек,
Например на чтенье книжек.
Право на заботу, ласку,
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым,
В нашем самом лучшем мире!
Воспитатель: Вы, наверно, догадались, о чём мы сегодня будем говорить.
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами продолжим разговор о самом важном документе на нашей планете - "Декларации прав человека”. Давайте вспомним, о чем говорится в этом документе?
Слайд:2
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята у всех людей есть права и обязанности. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие они, по-вашему?
Слайд: 3 на жизнь.
Слайд: 4 на семью.
Слайд: 5 ученье.
Слайд: 6 на отдых.
Слайд: 7 на медицинское обслуживание.
Ответы детей.
Воспитатель: Где записаны эти права?
Ответы детей.
Слайд:8
Воспитатель:
Это книга не простая
Развернёшь – как хороша
Где написано что можно,
Где написано нельзя.
Права и обязанности записаны в Конвенции прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Слайд: 9
Эта организация защищает права всех детей во всем мире независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто права нарушил?»
Ход игры: Нужно определить, кто и какие права нарушает?
Посмотрите на экран.
Слайд: 10
Кто и какое право здесь нарушил?
«Колобок» - Лиса нарушила право на жизнь. Она съела колобка.
Слайд: 11
«Заюшкина избушка» - Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища, выгнала зайца из дома.
Слайд: 12
«Маша и медведь» - медведь нарушил право на свободу, не отпускал Машу домой.
Воспитатель: Какие права имеют герои?
Слайд: 13
«Волк и семеро козлят» - право на семью; на жизнь;
Слайд: 14
«Доктор Айболит» - право на помощь, медицинское обслуживание;
Слайд: 15
«Буратино» - право на образование, учение, развитие.
Воспитатель: А какие права имеют эти герои?
Слайд: 16
«Золушка» - право на отдых, на любовь;
Слайд: 17
«Царевна-лягушка» - право выбора, право на свободу;
Слайд: 18
«Три поросенка» - право на жилище, на жизнь.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно определили права наших героев.
И пришло время поиграть.
Слайд: 19
Физкультминутка: барбарики.
Игровая ситуация.
Раздается тихий стук, и в дверь осторожно просовывается большой конверт.
Воспитатель выглядывает за дверь, там никого нет. Обращается к детям: "Что за чудеса за дверями никого нет, а конверт нам передали!” На нем и адрес имеется. Г. Моршанск ул. Красная 27, детский сад «Золотой улей» с пометкой "SOS”.
Откуда: Страна Беззакония.
Слайд: 20
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, что обозначает слово "SOS”? Да, действительно, это значит кто–то в беде, и ему срочно нужна наша помощь. Давайте прочитаем письмо и узнаем, что случилось.
Воспитатель читает письмо:
"Я, фоторепортёр страны Беззакония, высылаю вам фотографии (рисунки) о жизни наших жителей, прошу рассмотреть их и объяснить, какие же права человека нарушаются в нашей стране. Прошу вас выслать к нам посла, который смог бы помочь навести порядок в наших законах. С уважением к вам, житель страны Беззакония”.
Слайд: 21
Воспитатель: Жители страны Беззакония просят выслать к ним посла.
А кто такой посол?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, кто бы мог помочь нам в этом деле?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правильно сказали, что нам может помочь тот, кто очень хорошо знает все права и обязанности, записанные в Декларации прав человека, и сумел бы отстоять их.
Предлагаю выбрать того, кто лучше всех справился с заданием в игре, тот и будет послом.
Дети: предлагают.
Воспитатель:
Мы с вами, ребята, рассмотрим и обсудим все снимки, которые получили из страны Беззакония, камера всё запишет и снимет настоящий фильм, который будет называться "Права и обязанности”, (Выставляю камеру на какую-то высоту) все ваши ответы посол отвезёт в страну Беззаконию.
Воспитатель: А кто из вас, ребята, может сказать, почему мы всегда говорим: "Права и обязанности”, как будто это одно целое?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, это действительно одно целое. И, чтобы соблюдать закон, надо не только знать свои права, но и соблюдать обязанности. А чтобы жителям этой страны было интересно смотреть наш фильм, мы покажем им игру.
Игра: "Поговорим о правах и обязанностях”.
Для этого надо разделиться на две команды:
1–я команда – "Права”,
2–я команда – "Обязанности”.
Итак, приступаем к игре. Я буду показывать вам фотографии (рисунки) из страны Беззаконии, вы внимательно на них посмотрите, и команда "Права” расскажет о том, какие права человека здесь нарушены, а команда "Обязанности” расскажет о том, какие обязанности необходимо соблюдать в этом случае.
Слайд: 22
Воспитатель: Внимание на экран. Что здесь изображено? (рабство)
Какое право здесь нарушено?
Дети коллективно принимают решение, формулируют свой ответ.
«Право» - право на свободу
«Обязанности» - каждый человек обязан уважать право другого человека.
Воспитатель подводит общий итог после высказывания команд.
Правильно, ребята, здесь нарушено одно из самых главных прав человека – право на свободу. Все люди должны быть равны, несмотря на национальность и цвет кожи, и поэтому люди обязаны относиться друг к другу как братья и сестры. Каждый человек обязан уважать право другого человека на свободу и его человеческое достоинство, а не превращать его в раба.
Слайд: 23
Воспитатель: Ой, какое безобразие творится в стране Беззаконии! Я как будто слышу чей–то крик и плач. О чем рассказывает нам эта фотография? О чем забыл папа мальчика?
Ответы детей команды: «Права»
Воспитатель: А какие обязанности должны соблюдать родители и дети?
Ответы детей команды : «Обязанность»
Воспитатель: Да, вы сказали всё правильно: "Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Родители обязаны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушать своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости”.
Слайд: 24
Воспитатель: Посмотрите, дети, где находится этот человек. О каком праве не знают в стране Беззаконии?
Ответы детей команды "«Права» «Обязанность»
Воспитатель: Действительно, никто не имеет право посадить другого человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд. И каждый человек обязан знать и соблюдать закон своей страны, не нарушать его.
Слайд: 25
Воспитатель: Но посмотрите, что здесь происходит? (обсуждение фотографии «врач берет деньги»). Для чего врачу предлагают деньги? Какое право нарушено?
Ответы детей. «Права» ,«Обязанности»
Воспитатель: Правильно, дети. Законы одинаковы для всех и защищают каждого, и деньгами их не переделать. А врач обязан оказать медицинскую помощь и без денег.
Слайд: 26
Воспитатель: Что же здесь собираются сделать? Какое право нарушается? Давайте послушаем ответы детей команды
«Права»
Воспитатель: А что нам могут сказать участники команды обязанности.
«Обязанности»
Воспитатель: Вы абсолютно правы. Каждый человек имеет право на жилище, на своё имущество и никто не имеет право отобрать его у него. И каждый человек обязан содержать своё жилище и место нахождения своего жилья (город, улицу, дом, подъезд) в чистоте и порядке.
Воспитатель: Давайте посмотрим, о чем еще хотели бы узнать жители этой страны.
Слайд:27
Что здесь произошло? Какие права не знают дети? (ребенок взял чужую игрушку)
Ответы команд:
Воспитатель: Правильно, дети, нельзя вмешиваться в личную жизнь других людей. Входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма. Прежде чем взять чужую вещь, игрушку, каждый человек обязан спросить разрешения.
Слайд: 28
Воспитатель: Что делают дети? (дети играют).
Ответы команд.
Воспитатель: Каждый человек имеет право на отдых, и каждый человек обязан уважать право другого человека на отдых, не мешать ему, соблюдать тишину и порядок, культурно вести себя в общественных местах, гостях и дома.
Слайд: 29
Воспитатель: Молодцы ребята, порадовали вы меня тем, что знаете права и обязанности и хорошо в них разбираетесь.
А сейчас мы с вами выполним ещё одно задание, раскрасим картинки, где отражены права и обязанности и передадим их послу, который отправит их в страну Беззаконию.
Выполнение работ воспитателя совместно с детьми (звучит музыка).
Послу уже пора отправляться в страну Беззаконию, с Вашими, ребята, советами, рисунками, думаю, там будет порядок. (Отдаёт камеру послу).
Воспитатель: Я рада, что вы не равнодушны к просьбам, помощи к другим людям, хорошо знаете права и обязанности. А когда люди знают и выполняют их, жизнь становится веселей и добрей. И мне очень приятно, что вы захотели помочь жителям страны Беззаконии, переживали за них. Я желаю вам, чтобы в вашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все соблюдали свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте свои обязанности. Не забывайте эту книгу. Она всегда вам подскажет и поможет в жизни.
Права ребенка надо знать
Не только знать, но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить!
Воспитатель: Подведем итог занятия. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что нового вы узнали сегодня?
Ответы детей:
Воспитатель:
Если вам понравилось занятие, вы справились с заданиями,
то возьмите - зеленый кружок.
Если вы в чем – то затруднялись, возьмите – желтый кружок.
Если было трудно и непонятно, занятие не понравилось,
возьмите – красный кружок.
Слайд:30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ОБЖ сдля детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности при контакте с животными»
Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и бездомными животными.Задачи. Научить детей понимать состояние и поведение животных.Учить осторожному обращению с ж...
Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров».
Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров».Цель: познакомить детей с правилами для пешеходов и пассажиров.Задачи:1. Закреп...
Конспект НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности при контакте с животными»
Научить детей понимать состояние и поведение животных.Учить осторожному обращению с животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными....
Конспект НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности при контакте с животными»
Научить детей понимать состояние и поведение животных.Учить осторожному обращению с животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными....
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема «Мы знаем правила пожарной безопасности»
Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара; закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых приборов; уточнять и закреплять...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правила и дорога»
Примерный конспект по развитию у детей правил безопасного поведения на дороге и использованию световозвращающих элементов....
Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров»
Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста.«Правила дорожного движения для пешеходов и ...