Проект "Мы- верные друзья птиц"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Илющенко Эльвира Ивановна

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_ptitsy.docx555.6 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

№4 «Экологическое воспитание»

Воспитатель Илющенко Эльвира Ивановна

Название проекта «Мы – верные друзья птиц»

Проблема. 

Недостаточные представления о птицах нашего края у детей среднего дошкольного возраста.

Ведущим замыслом проекта, является расширение кругозора детей  среднего дошкольного возраста и систематизация их знаний о птицах.

 Изучению этой темы способствуют:

-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

-  большой выбор и доступность детской литературы  и мультфильмов о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Главный полученный результат.

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о наших меньших пернатых друзьях, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы, сформировалось чувство ответственности за свое отношение к природе, стало проявляться понятие ощущения себя частью природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

Итоговым продуктом проекта является презентации «Мы – верные друзья птиц» и «Встречаем пернатых друзей», оформление альбомов «Птицы родного края», «Птицы нашего края», «Я и птицы», «Мои выходные с пернатыми друзьями», д/игры  «Зимующие и перелетные», «Четвертый лишний», «Лото-птицы», «Разрезные картинки», «Чей хвост», «Загадки-отгадки», «Расскажи по картинке», «Прятки», атрибуты для пальчикового театра, сюжетно-ролевых, театрализованных игр, флешка с мультфильмами, изготовление и размещение на участке ДОУ совместно с родителями кормушек для птиц и скворечников.

Год выполнения 2015

Тел. 5-10-75

Отчет

Номинация

«Экологическое воспитание»

Название проекта

«Мы –верные друзья птиц»

Автор

воспитатель Илющенко Эльвира Ивановна, дошкольники средней группы и их родители

МБДОУ «Детский сад № 29 города Ельца»

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………………..2 стр.

2. Объект исследования……………………………………………………………………….2 стр.

3. Методы исследования ……………………………………………………………………...4 стр.

4. Результат исследования…………………………………………………………………….6 стр.

4. Программа действия………………………………………………………………………...6 стр.

5. Выводы………………………………………………………………………………………11 стр.

6.Список использованной литературы………………………………………………………12 стр.

7. Приложение…………………………………………………………………………………12 стр.

Введение.

Познавательная деятельность.

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Мы - верные друзья птиц» 

Автор: Илющенко Эльвира Ивановна.

Участники: воспитатели группы,  дети и родители средней  группы. 

 Срок реализации проекта: долгосрочный (октябрь – апрель). 

Тип проекта: информационно-творческий. 

 Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.                            

Объект исследования: решение проблемы недостаточных знаний у детей о птицах нашего края.

Цель проекта: внедрение в образовательно – воспитательный процесс эффективных методов и приемов по расширению и углублению представлений  детей о птицах нашего  края, их образе жизни, формированию у детей бережного и заботливого отношения к птицам.

.Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:

Образовательные задачи: 

-уточнить представления о знакомых птицах;

- формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;

- знакомить детей с жизнью птиц, отличиями внешнего строения (позволяющими  летать), повадками, их особенностями образа жизни, среды обитания, питания;

-уточнить представления о роли человека в жизни птиц;

- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, аппликации, конструирования (оригами и выполнения поделок из природного материала);

- развивать наблюдательность, познавательную активность, зрительное и слуховое внимание, память;

-развивать творческие и интеллектуальные способности детей;

- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;

- дифференцировать понятия «  перелетные» - «зимующие».

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;

-воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;

-приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;

- формировать экологическое сознание детей;

-воспитывать любовь к родному краю;

-привлекать воспитанников и их родителей к данной теме.

Актуальность проекта. 
В  ходе образовательно - воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. А также у детей недостаточно чувство заботы о птицах.

В наш непростой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

        Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую  улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных  -  воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых , мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы.

 В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Дошкольный возраст - это яркая, интересная страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с природой. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы (птицам) .К сожалению, в нашем обществе принято в общении с окружающим миром придерживаться лишь своих личных интересов. Такие понятия, как помощь ближнему, взаимовыручка из нравственных побуждений, а не ради выгоды теряют свою актуальность. И чтобы этого не произошло необходимо пристальное внимание к этой проблеме. И начинать нужно как можно раньше. Лучше всего для этого подходит именно средневозрастная группа детей. Дети этого возраста(4-5 лет) активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Следовательно, мы решили реализовать проект «Мы  - верные друзья птиц». Это позволит расширить и углубить  знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения, осознания того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. 

Изучению этой темы способствуют:

-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

-  большой выбор и доступность детской литературы  и мультфильмов о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Методы работы: 

  • беседы и общение
  • организованная деятельность
  • игровая деятельность
  • экспериментальная деятельность
  • подборка соответствующей литературы и использование ИКТ
  • работа с родителями
  • совместный труд

Планируемые результаты:

  • Расширение кругозора детей о зимующих и перелетных  птицах
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков
  • Формирование умения анализировать, делать соответствующие выводы
  • Формирование понятия о себе, как о части природы
  • Овладение практическими действиями  по охране природы
  • Развитие чувства самоконтроля
  • Улучшение предметно-развивающей среды в группе и на участке детского сада
  • Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных     зимних условиях
  • Формирование положительного эмоционального отношения к первой встрече с перелетными птицами, к миру природы

Полученные результаты:

  • на протяжении реализации проекта «Мы – верные друзья птиц» у детей развились коммуникативные навыки;
  • знания детей о птицах расширились и систематизировались;
  • у детей повысился познавательный интерес, сформировалась любознательность, развились творческие способности
  • дети научились отличать перелетных от зимующих птиц;
  • дети научились подкармливать птиц, появилось чувство заботы о птицах;
  • в группе пополнилась предметно -  развивающая среда

-литература,

-фотографии,

-иллюстрации,

-картотека наблюдений за птицами,

-альбомы «Птицы нашего края», «Я и птицы», «Мои выходные с пернатыми друзьями», -д/игры  «Зимующие и перелетные», «Четвертый лишний», «Лото-птицы», «Разрезные картинки», «Чей хвост», «Загадки-отгадки», «Расскажи по картинке», «Прятки»,

- атрибуты для пальчикового театра, сюжетно-ролевых, театрализованных игр,

-флешка с мультфильмами, презентации о птицах;

  • воспитанники и их родители приняли активное участие в подготовке и оказании помощи зимующим и перелетным птицам.

Программа действий

Этапы реализации проекта «Мы – верные друзья птиц»

I этап – подготовительный.

Определение знаний детей о птицах.

Обсуждение цели и  задач проекта с детьми и родителями.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов (литературы, иллюстраций, дидактических игр, наглядных пособий и т.д.) по проблеме для чтения, изодеятельности, игровой деятельности, бесед, наблюдений.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах (наблюдения, чтение художественной литературы, подбор бесед)

Привлечение родителей к осуществлению проекта.   

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта в виде презентаций.

Выставка книг в книжном центре «Все о птицах»

Выставка победителей родительского конкурса «Рисунок о зимующих птицах»

Выставка иллюстраций в информационном центре «Птицы нашего края»

Оформление участка ДОУ «Кормушки для наших пернатых друзей»

Организация и участие родителей в  выставке «Лучший скворечник».

Организация родителей на вывешивание скворечников «Ждем скворцов»

Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц». 

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Раздел программы

Содержание работы

Сроки

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

 «Птичий двор», «Путешествие в лес», «Столовая для птиц», «Ветлечебница»

Театрализованные и игры-драматизации:

«Где обедал воробей», «Ласточка с весною в сени к нам летит», «Скворцы прилетели», «Серенькая уточка»

Дидактические и настольные игры :

«Что за птица», «Найди  по описанию», «Составь картинку из частей», «Один – много»,  «Четвертая картинка лишняя», «Назови ласково», «Посчитай птиц», «Чей хвост», «Кто что ест», «Угадай по голосу», «Расскажи, как я», «Опиши, мы отгадаем», «Найди и назови», «Зимующие и перелетные», «Разрезные картинки», «Помоги птице преодолеть путь» (лабиринт), «Летает - не летает», «Птицы, звери, рыбы», «Кто где живет»

Подвижные игры:

«Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Гуси –лебеди»,  «Совушка»,  «День- ночь», «Перелет птиц», «Не боимся мы кота», «Лягушки и цапли», «Птички в гнездах»

Пальчиковые игры:

«Воробьи», «Птички-невелички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде»

Октябрь - апрель

Организованная деятельность

Развитие речи

Рассматривание картины «Грачи прилетели» А. К. Соврасова,;

Чтение рассказов «Воробей» И.Тургенева; «Воробьишко» М.Горького; басни И.Крылова «Кукушка и петух»; «Воробей» Е. Чарушина; «Холодно в лесу, холодно» В. Бианки; басни И.Крылова «Кукушка и петух»

Составление рассказов «Птицы- наши друзья», «Самая печальная книга природы- Красная книга», «Перелетные птицы», «Как я спас птичку», «Составление описательного рассказа о птицах», «Как я с папой кормушку делал», «Как я с папой скворечник мастерил», «Как я с родителями птиц кормил»

Рассказ по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом «Кормим птиц»

Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой»

Отгадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

ФКЦМ

«Как узнать птицу», «Осенние заботы птиц», «Зимующие и перелетные птицы», «Мы – верные друзья птиц», «Путешествие в зимний лес», «Чьи следы», «О чем поют птицы весной»

Художественное творчество

Рисование

«Снегири, как розовые яблочки», «Птицы прилетели», «Скворечник»

Лепка

«Птичка», «Кормушка для птиц»

Аппликация

«Птичий хоровод»,  «Мы развесили кормушки», «Скворечник, который сделал мой папа»

Конструирование (оригами)

«Сказочная птичка», «Воробьишко в сером армячишке», «Скворечник для скворцов»

ФЭМП

«Сколько птиц к кормушке прилетело?»

«Путешествие в зимний лес»

«Готовимся встречать перелетных птиц»

Проведение мероприятия «Праздник птиц»

Октябрь - апрель

Беседы, общение, ситуации

«Кто заботится о птицах», «Кто прилетает к нам на кормушку?», «Птицы, какие они?», «Зимующие и перелетные птицы», «Учимся жалеть и беречь своих друзей птиц», «Как мы провели выходной в лесу (парке, сквере)», «Как я помогал папе делать кормушку»,  «Как папа учил меня мастерить скворечник», «Как мы с бабушкой голубей кормили», «Как живут пернатые зимой», «Пользу или вред приносят птицы», «Меню для птиц»

Ситуации:

«Чем можно помочь птицам осенью?», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?», «Как приготовиться к встрече с перелетными  птицами?»,

 «Что бы ты сделал, если бы увидел…

-птицу со сломанным крылом (лапой);

-как кот охотится за галкой;

-как птенец выпал из гнезда;

-в лесу гнездо с птичьими яицами;

 и т. д.»

В течении всего срока

Работа с художественной литературой и использование ИКТ

К. Ушинский «Ласточка», В. Даль «Ворона», В. Бианки: «Терентий – тетерев», «Кто чем поет», «Росянка – комариная смерть», «Глаза и уши», М. Пришвин: «Ребята и утята», «Журка», В. Берестов «Птицы», Э. Шим «Рысь, глухарь, заяц и косуля», Н. Сладков: «Хитрющий зайчишка», «Сыч», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок»,

Туркм. сказка «Голубая птица» в обр. А. Александровой и М. Туберовского, китайс. сказка «Желтый аист» в обр. Ф. Ярлина, русск. сказка «Белая уточка» из сборника сказок  А. Афанасьева

А. Александров «Скворцы»

А. Яшин «Покормите птиц зимой»

Разучивание  поговорок и пословиц : «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», «Где птица ни летает, а своё гнездо знает», «Не учи орла летать, а соловья петь», «Ласточка день начинает, а соловей кончает», «Журавль летает высоко, да видит далеко», «Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка»

Просмотр мультфильмов:

 «Воробей и ворона», «О чем плачет синичка», «Высокая горка», «Это что за птица?», «Сами с усами – и все ради птиц», «Прежде мы были птицами», «Соловей и ворон», «Волшебная птица», «Серая шейка», «Замбезия», «Лис и дрозд», «Весенняя сказка», «Птицы Братеевограда», «Голоса птиц», «Ушастая сова», «Случилось это зимой», «Война птиц», «Сердитые птицы»

Вечер загадок: «Волшебное гнездо»

Рассматривание рисунков родителей и детей старших групп «Умелые руки не знают скуки», «Рисуем зимующих птиц»

 Просмотр презентаций:

«Мы – верные друзья птиц»,

«Встречаем пернатых друзей»

В течении всего срока

Экспериментальная деятельность

 

 «Летает – не летает», «Что дальше улетит?», «В воде купался - сух остался», «Как напиться зимой птице?», «Нефть и перья птиц»

В течении всего срока

Совместный труд

Наблюдения и забота о птицах на участке ДОУ, подкормка зимующих птиц, чистка кормушек на участке, заготовка семян для корма птиц

В течении всего срока

Работа с родителями

-подборка книг, журналов и мультфильмов  о птицах;

-домашнее задание: сбор семян для подкомки птиц зимой; чистка кормушек и подкормка птиц в ближайшем сквере (парке);  

-консультации и ссылки в интернете для изготовления кормушек и скворечников: «Как и из чего можно сделать кормушку», «Как правильно смастерить и правильно повесить скворечник», Где можно посмотреть информацию о том, как смастерить кормушку и скворечник»;

-организация творческих конкурсов среди родителей: «Умелые руки не знают скуки», «Рисуем зимующих птиц», «Кормушка для птиц», «Милый скворушка –скворец, прилетай же наконец! Для тебя я дом построил. Не скворечня, а дворец!»

-совместное оформление фотоальбомов  «Я и птицы», «Мои выходные с пернатыми друзьями»;

-помощь в оформлении результатов проекта в виде презентаций «Мы–верные друзья птиц», «Встречаем пернатых друзей»

Октябрь -   апрель

РЕАЛИЦАЦИЯ ПРОЕКТА

1.Подготовительный этап.

На подготовительном этапе мы с детьми и родителями обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.

Птицы нашего края, какие они?

Что вы знаете о птицах?

Как узнать птицу?

Как разделить птиц на зимующих и перелетных?

Какое значение имеют птицы в жизни человека?

Как можно помочь птицам в зимний период?

Что надо сделать, чтобы встретить перелетных птиц?

Чтобы найти ответы на эти вопросы

-определили цели и задачи данного проекта

-определили цели и задачи проекта

-разработали план реализации проекта

-изучили познавательную, художественную и методическую литературу

-подготовили оборудование и методический материал для реализации данного проекта

- сделали подборку дидактических игр для детей

-сделали опорные карточки с изображением птиц нашего края

-разработали цикл наблюдений за птицами

-дали домашнее задание родителям (накопить знания из интернета, путем изучения энциклопедий, наблюдений в выходные дни, просмотром и прослушиванием СМИ)

-вели наблюдения с детьми на прогулках (внешний вид, повадки, среда обитания и т.д.)

-изготовили совместно с  родителями и детьми кормушки и скворечники для птиц

-собирали семена для подкормки птиц зимой

-чистили кормушки на участке ДОУ и ближайших скверах и парках

-развивали и активизировали словарный запас детей о птицах

-заучивали стихотворения, пословицы, поговорки, загадки о птицах

-рассматривали иллюстрации птиц в книгах, журналах, открытках

-пополнили библиотеку книгами о птицах

2.Основной этап.

Рассматривали с детьми иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, играли в «Загадки-отгадки», учили поговорки и пословицы о птицах, дети приносили  из дома книги  о птицах, ссылки из интернета на просмотр мультфильмов о птицах, делились новой информацией, которую им предоставили родители.

 На прогулке осенью внимательно наблюдали за птицами. Выяснили, что наш участок посещают в основном галки, вороны, сороки, воробьи, синицы, голуби.

Самым интересным и познавательным для детей  было проведение эксперимента «Что дальше улетит» (бумага, ткать, вата, или птичье перо). Дети убедились, что птичье перышко улетает дальше. Проведя исследование «Нефть и перья птиц» дети пришли к выводу, что птица садящаяся на воду, покрытую нефтяной пленкой не может взлететь, т. к. ее перья загрязняются и становятся тяжелыми и слипаются. Она становится легкой добычей для хищников. В ходе наблюдений за птицами с поломанным крылом или поврежденной лапкой, дети пришли к выводу ,что такая птица не может избежать опасности для своей жизни.

 В ходе реализации проекта проводили образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по ФЦКМ, развитию речи, чтению художественной литературы, использованию ИКТ, ФЭМП, художественному творчеству

Дети узнали много нового и интересного о птицах нашего края, их образе жизни. Дети научились рисовать, лепить, конструировать техникой оригами птиц, используя строительный материал делать кормушки и скворечники для птиц, имеют представления о том как посчитать прилетающих и улетающих от кормушки птиц.

Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение во время реализации проекта, проводились развивающие, дидактические и настольные, подвижные и пальчиковые игры.

Дети, совместно с родителями, оформили альбомы «Я и птицы», «Мои выходные с пернатыми друзьями», приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали чем каждая птица питается, какова ее среда обитания, каков ее отличительный внешний вид, как она себя ведет в то или иное время года, как и где гнездится. Дети узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, рыбой, остатками человеческой пищи.  Следовательно, одни улетают в теплые края, с наступлением холодов, т. к. питаться нечем, а другие остаются зимовать, т.к. они отлично переносят климат нашей местности и им есть чем поживиться.

Чтобы помочь зимующим птицам родители изготовили кормушки, которые мы вместе с детьми повесили на территории нашего ДОУ. Каждый день мы добавляли разный корм, и чистили кормушки от примерзших остатков. Мы заметили, что первыми прилетают галки и вороны, потом воробьи. Сначала птицы вели себя с опаской, долго оглядывались, и вели себя настороженно. Но постепенно освоились и в кормушках стали вести себя ,как дома. Они стали постоянными жителями наших кормушек. Кстати, вороны, галки и сороки прилетали поодиночке, а воробьи прилетали всегда стайкой. Детям объяснили, что мелкие птицы ведут себя так (стайный образ жизни), чтобы обезопасить свое существование. Они в одиночку не могут постоять за себя. Добывать корм и защищаться им сложнее, чем более крупным птицам. В морозные и ветреные дни птицы укрывались от погодных условий и не прилетали к кормушке. Отсиживались в укрытии.

 В итоге проведенных наблюдений и совместных с воспитателем и родителями трудовых действий дети научились кормить птиц различным кормом, заботиться о птицах, вести дневник наблюдений за погодными условиями и поведением птиц.

Дети сделали вывод:

  • птицы становятся активными и численность их увеличивается с приходом тепла, с более частым появлением солнечных дней;
  • в ветреные и морозные дни птицы не прилетают;
  • из кормов воробьи и голубу предпочитают  пшено и семечки, а галки и вороны кусочки хлеба;
  • воробьи и голуби прилетают стайками, а галки и вороны друг за другом, при этом пытаются друг у друга отобрать корм, сорока прилетает одна;
  • за время проекта птицы привыкли получать постоянно корм, поэтому подкормку птиц необходимо продолжить.

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о наших меньших пернатых друзьях, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы, сформировалось чувство ответственности за свое отношение к природе, стало проявляться понятие ощущения себя частью природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

Выводы

Считаю необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края:  

  -расширять знания детей о жизни птиц, об особенностях их образа  жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка,  кукушка и другие);

-расширять и активизировать словарь по данной теме;

- развивать наблюдательность, внимание, память;

- Воспитывать  любовь к родному краю, отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.

Используемая литература:
1.ФГОС в ДОУ «Комплексные занятия» под ред. Н.Е. Вераксы.

2. Программа  воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

3. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»

4. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»

5. И. В. Кравченко, Т.Л. Долгова «прогулки в детском саду»

6. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»

7.С.Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников»

8. С.Н. Николаева «Эколог в детском саду»

9. С. И. Васильева Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы»

10. Т. Куликовская « Познаем окружающий мир – птицы»

11. О. А. Воронкевич "Экология".

12. В. Бианки «Наши птицы»

13. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

14. Т. С. Комарова "Занятие по изодеятельности".

15. И. А. Лыкова "Изодеятельность в д/с".

16. Л. И. Пензулаева "Подвижные игры"

17. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Г. А. Богославец «Проекты в работе с семьей»

Приложение

Презентации «Мы – верные друзья птиц», «Встречаем пернатых друзей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Птицы наши верные друзья"

Закрепить знания детей о птицахЦели: Закрепить знания детей о птицах; учить выделять взаимосвязь в природе; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызывать у детей ...

Конспект интегрированного занятия "Птицы - наши верные друзья"

Очень часто дети небрежно относятся к окружающей среде и животным. Это в первую очередь связано с отсутствием  должных знаний. В детском саду  для каждой возрастной группы разработаны ...

Непосредственно-образовательная деятельность. Познание (формирование целостной картины мира) на тему "Птицы - верные друзья". (открытое занятие для воспитателей)

Непосредственно-образовательная деятельность. Цель: Формирование экологического воспитания. В ходе непосредственно-образовательной деятельности: отгадывание загадок, песня-игра "Веселые строители", по...

Проект "Нам без птиц никак нельзя, птицы - верные друзья"

Проект по формированию знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах через знакомство с книжной графикой и литературными произведениями Г.Я.Снегирева....

Конспект НОД "Верные друзья птиц"

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию; активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым ...

Презентация "Мы- верные друзья птиц"

Презентация по экологическому воспитанию...

Педагогический проект «Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья, наши верные друзья, без которых нам нельзя»

Педагогический проект«Уши, рот, нос, глаза – наши верные друзья, наши верные друзья, без которых нам нельзя»...