Проект "Моя страна Экспериментария"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Гнездина Екатерина Геннадьевна

Информационно-исследовательский проект (краткосрочный) для средней группы по экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №191 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Информационно-исследовательский проект для средней группы

(Краткосрочный 12.09.2016-30.09.2016)

«Моя страна - Экспериментария»

                                                                                                                                  Воспитатель:

   Гнездина Е.Г.

Ачинск-2016г.

Введение

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Конфуций.

Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление и познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

В ходе поисково-познавательной деятельности дети преобразуют объекты с целью выяснить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Исследовательская (или поисково-познавательная) деятельность направлена на решение следующих задач:

· формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

· развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

· расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

· поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Цель проекта - Формировать интерес детей к исследовательской деятельности и экспериментированию.

Задачи

1. Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности;

2. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;

3. Активизировать интерес родителей и детей к совместной деятельности.


Формы и методы работы:

  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Беседы;
  • Консультации;
  • Анкетирование;
  • Дидактические игры;
  • Наблюдения;
  • Экскурсия;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивная деятельность;
  • Рассматривание иллюстраций. 

Ожидаемые результаты:

Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира. Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам. Повышение уровня компетентности родителей.

Участники проекта:

- Воспитатели.

- Дети средней группы ЧДОУ №191 ОАО «РЖД».

- Родители.

        Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный

 

      Задача

                Мероприятия

 

Ожидаемый результат

Анализ имеющегося материала

-Пересмотр оснащения и наполняемости центра экспериментирования;

- Подбор материалов для реализации проекта;

-Подбор методической и научно-популярной литературы.

-Список необходимого материала.

Создать интерес у участников проекта

-Информирование родителей о проекте;

-Составление плана мероприятий по реализации проекта совместно с детьми;

- Работа с методическим материалом, литературой;

-Заинтересованность детей и родителей.

Сбор и анализ информации для реализации проекта

- Подбор и приобретение материалов для

экспериментирования;

-Подбор дидактических игр;

-Оформление уголка экспериментов.

-Список имеющихся и недостающих материалов.

2 этап: Основной

 

     Задача

            Мероприятия

Ожидаемый результат

Создать условия для реализации проекта

Подбор иллюстраций о временах года, о нахождении воды, камней, дерева в природе и бытовой жизни людей.

Обогатить предметно-пространственную среду

-иллюстрации;

-энциклопедии;

-образцы различных материалов;

-дидактические игры;

Обогащённая ППС

Обогатить знания детей о свойствах некоторых предметов и веществ

-Беседа с детьми о правилах поведения в уголке 

экспериментирования и с материалами, истории происхождения и свойств материалов;

-Просмотр видео материала;

-Дидактические игры, экскурсия;

-Чтение художественной и научно-популярной литературы;

-Продуктивная деятельность (лепка);

-Познавательно-исследовательская деятельность.

Включение родителей в педагогический процесс

-Анкетирование родителей;

-Консультация;

Активное участие родителей в реализации проекта.

3 этап: Итоговый

        Задача

             Мероприятия

Ожидаемый результат

Анализ и подведение итогов по проекту

-Анализ работы по проекту;

-Выставка детских работ;

-Отзывы родителей о проекте.

План реализации проекта

     Мероприятия

      Дата

         Результат

Подготовительный этап

1

Анализ имеющегося материала

12.09.2016

Список имеющихся и недостающих материалов.

2

Информирование родителей о проекте

13.09.2016

Готовность родителей оказать помощь в проекте.

3

Составление плана мероприятий по реализации проекта.

13.09.2016

4

Подбор материалов для экспериментирования, оформление центра экспериментирования

14.09-15.09.2016

Список имеющихся и недостающих материалов

Основной этап

5

Создание развивающей предметно пространственной среды в группе:

-Энциклопедии: «Почемучка. Детское справочное бюро», «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких»;

-образцы различных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная),

галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы;

-емкости для проведения опытов;

-халаты, перчатки.

-иллюстрации о временах года;

-дидактические игры: «Что из чего сделано?», «Найди пару», «Отгадай загадку», «Что сначала, что потом»;

15.09.-16.09.2016

Обогащённая ППС.

6

Коммуникативная деятельность:

- Беседы: «Правила поведения в уголке экспериментирования и с материалами», «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои игрушки. Из  чего они сделаны?», «Бумага и ее свойства», «Здравствуй, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе?»;

-Д/и «Опиши предмет», «Подбери больше слов»;

-Чтение художественной и научно-популярной литературы: русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», энциклопедия «Почемучка» об изобретении бумаги, «Как древние люди использовали дерево?» В.Сутеев «Кораблик», С.Баруздин «Мамина работа» (ткань), А.Барто «Мой веселый звонкий мяч»

19.09-23.09.2016

Знакомство с научно-популярной литературой, решение коммуникативных задач.

7

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы: предметы вокруг нас».

23.09.2016

8

-Дидактические игры: «Кто, что считал?», «Узнай предмет», «Узнай на ощупь»;

-Экскурсия в лабораторию детского сада.

21.09-23.09.2016

9

Продуктивная деятельность:

-лепка «Вылепим посуду».

26.09-27.09.2016

10

Включение родителей в педагогический процесс:

-Анкетирование родителей «Если ребенок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде. Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познания дать?»;

-Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

26.09-28.09.2016

Активизация интереса родителей к экспериментально-исследовательской деятельности с детьми

11

Познавательно-исследовательская деятельность детей.

Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка?», «Как падает лист бумаги?», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги?», «Как отличить вареное яйцо от сырого?», «Тонет-не тонет», «Как поймать ветер?», «Как летает шарик?».

29.09-30.09.2016

Итоговый этап

12

Подведение итогов проекта:

-итоги анкетирования родителей;

-выставка продуктивной деятельности детей;

-отзывы родителей о проекте.

30.09.2016

Список источников:

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalnaja-dejatelnost-v-srednei-grupe.html
  2. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2011г.

Приложение

Анкета-отзыв родителей о проекте

  1. Откуда Вы узнали о проекте? ___
  2. С каким настроением Вы участвовали в реализации проекта?___
  3. Какие чувства Вы испытали в ходе реализации проекта?___
  4. Ваша оценка данного проекта (что понравилось, а что нет?)___
  5. Ваши предложения и пожелания ___

спасибо за сотрудничество

     

                       

Анкета родителей «Если ребенок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде. Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познания дать?»

Цель: выявить отношение родителей к экспериментально–исследовательской деятельности детей.

  1. В чём проявляется исследовательская активность Вашего ребёнка?
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш  ребёнок?
  3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребёнок продолжает дома? Если да, то как часто?
  4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
  5. Делится ли ребёнок с Вами результатами эксперимента?
  6. Любили ли вы в детстве ставить опыты и эксперименты? Если да, то какие, с чем?
  7. Всегда ли Вы можете объяснить ребёнку полученные результаты. помочь сделать выводы?
  8. Как Вы относитесь к тому, что занятия исследовательской деятельностью приводят к «хаосу» в квартире? Готовы ли Вы терпеть данные неудобства?

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

         Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

       Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

    Что быстрее растворится:

- морская соль;

- пена для ванны;

- хвойный экстракт;

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём  проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

    1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

    2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

    3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

    4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

    5.Объясните почему доступными для ребёнка словами.

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста:

«Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

«Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему?   Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Беседа: «Правила поведения в уголке экспериментирования и с материалами»

C:\Users\GnezdinaEG\Desktop\раскраски мишка\правила поведения в уголке экспер.jpg

C:\Users\GnezdinaEG\Desktop\раскраски мишка\правила2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Проект "Песочная страна - страна чудес"

Проект "Песочная страна - страна чудес"...

Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"

Гармоничное сочетание пользы и интереса...

Проект «Песочная страна- страна чудес»

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Ко...

Образовательный проект "Песочная страна – страна чудес"

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает ...

Проект "Песочная страна - страна волшебства"

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Песочная страна- страна чудес»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Песочная страна- страна чудес»(совместно – педагог-психолог с дефектологоам) Тип проекта:– По доминирующей деятельности информационно-практико-орие...