Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы: «Дома разных народов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вафина Гузел Муктасимовна

Конспект организованной образовательной деятельности  для детей старшей группы:  «Дома разных народов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vafina._konspekt_ood.docx470.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республика Татарстан

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

для детей старшей группы:

«Дома разных народов»

Подготовила:

Вафина Гузел Муктасимовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №10»

2015-2016 уч.г.

Тема: Дома разных народов

Цель: Стимулировать развитие детей, предоставляя возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом.

Задачи:

1. Формировать представления старших дошкольников о жилищах разных народов, их разнообразии, уникальности и природосообразности.

2. Продемонстрировать детям зависимость типов жилья от места проживания человека.

3. Пополнить знания детей о конструкциях домов, уточнить представление о строительной технике.

4. Развивать умения:

- искать информацию, обрабатывать ее, анализировать и синтезировать;

- работать с источником информации;

- видеть (слышать) точку зрения другого;

- участвовать в коллективном создании замысла;

- договариваться и находить общее решение.

5. Способствовать накоплению детьми необходимого личностного опыта для дальнейшего использования в жизни.  

6. Формировать нравственные качества детей, способствующие межэтнической социализации.

7. Развивать у воспитанников познавательный интерес, творческий потенциал, волю, эмоции. 

8. Обеспечивать демократический стиль общения, активное взаимодействие и партнерской позиции детей и взрослого в процессе познания.

Предварительная работа:

1) рассматривание глобуса, географического атласа,

2) беседы о разных странах.

Словарь: иглу, юрта, вигвам, эскимос, индеец.

Материал: 

демонстрационный: волшебная коробочка, презентация, кусок войлока, схема постройки дома–юрты, диск с отрывком из мультфильма «Зима в Простоквашино».

раздаточный: тарелки со льдом, картинки с изображением средств от простуды, микроскопы, бумага формата А3, клей-карандаш, листы А4, фломастеры, мягкие игровые модули.

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированные,

- проблемные,

- игровые,

- развивающие,

- технология исследовательской деятельности,

- информационно-коммуникативные,

- здоровьесберегающие.

Ведущая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- игровые.

Виды детской деятельности:

- игровая,

- познавательно-исследовательская,

- двигательная,

- коммуникативная,

- продуктивная,

- конструирование,

- музыкально-художественная,

- чтение художественной литературы.

Формы организации:

- фронтальная,

- индивидуальная,

- подгрупповая.

Продукты детской деятельности:

  1. Конструкция из мягких модулей «Юрта».
  2. Поделка из пластилина и природного материла «Вигвам».
  3. Картинки с изображениями эскимоса, башкира, индейца и жилищ: юрта, иглу, вигвам.
  4. Карта маршрута гостей к своим домам.

Ход деятельности

Первый этап (мотивационный)

Дети играют в игровых уголках. Вдруг раздается звук из ноутбука. Это пришло видеописьмо.  

Воспитатель: Ребята, у нас видеописьмо. Помогите мне открыть его, чтобы узнать от кого оно и что в нем.

Дети помогают воспитателю, открывают письмо.

В письме слайд с изображением детей-представителей разных национальностей: индеец, эскимос, башкирка. Они машут руками ребятам.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Хотите, с ними познакомится?

Гости и дети здороваются друг с другом.

Гости: Мы приехали в ваш город Лениногорск на экскурсию и отстали от автобуса. Хотим вернуться домой, но не знаем, куда нам идти, где наш дом? Ребята, помогите нам. Мы очень надеемся, что вы нам поможете!

Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужен дом?

Дети: Дом защищает от холода и жары, дождя и снега, от ветра. Дома мы живем, спим, едим, отдыхаем, играем, моемся… Дома находятся наши вещи. Сюда мы приходим с работы, из садика, школы.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь детям?

Дети: Да.

Второй этап (практический)

Воспитатель: Давайте подумаем, как мы сможем им помочь?

Дети: Сначала нужно узнать, где они живут.

Воспитатель:  А в письме было сказано, где они живут?

Дети: Нет.

Воспитатель: Да, вы правы, к сожалению, в этом письме ничего не сказано о том, где именно они живут. А как же мы узнаем, где они живут?

Дети: По одежде, по внешнему виду и др.

Воспитатель: Хорошо. Предлагаю рассмотреть внешний вид детей более внимательно. Саша, подойди к ноутбуку и наведи мышку на изображение малыша, которому ты бы хотел помочь первому.

Ребенок нажимает на изображение, например, эскимоса. Появляется картинка, на которой изображен мальчик в национальной одежде в полный рост.

Воспитатель: Предлагаю вам описать его внешний вид.

Дети описывают, во что одет мальчик.

Воспитатель: Саша, нажми еще раз на мышку.

Появляется картинка, на которой изображена семья мальчика, стоящая рядом с неким строением.

Воспитатель: Ребята, кто эти люди?

Дети: Это, видимо, его семья (называют: мама, папа, брат, сестренка).

Воспитатель: Дети, а что же это за строение такое рядом с семьей мальчика.  

Дети: Это, наверное, их дом.

Воспитатель: Как он называется?

Если дети затрудняются ответить, вспоминаем, что нужно сделать, когда чего-то не знаешь:

- спросить у взрослого;

- поискать информацию в интернете;

- поискать информацию в энциклопедии.

Воспитатель: В данном случае, каким способом мы воспользуемся?

Дети: В интернете.

Воспитатель: А какую фразу мы введем в поисковую строку? Что мы знаем об этом мальчике?

Дети: Ничего, только внешний вид. Тогда нам подойдет энциклопедия о странах мира. Там есть изображения национальных костюмов и национальных домов.

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в наш центр науки и естествознания. Возьмите энциклопедию и поищите изображение, похожее на нашего мальчика.

Дети листают книгу и находят изображение. Читают: эскимосы.

Дети: Это эскимос!

Воспитатель: Даже не знаю. Правы вы или нет. Если вы правы, то где он должен жить?

Дети: В ледяном домике.

Воспитатель: Он называется – иглу. Повторите хором – иглу!

Где-то здесь была моя волшебная коробочка. Кто ее видит? Витя, принести ее, пожалуйста, она нам поможет. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Дети открывают коробку и видят в ней несколько вещей: тарелочку с кубиками льда, карту-схему и диск.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам лед?

Дети: Потому что домик эскимосов из льда.

Воспитатель: Да, вы правы он из льда. Вспомните, что мы знаем о нем?

- лед – это застывшая вода;

- лед – это твердое состояние воды;

- лед легко быстро в тепле;

- лед без запаха, без вкуса, прозрачный;

- лед твердый.

Воспитатель:  Ребята, я знаю одного мальчика, которого зовут Ванятка.  Он очень любит облизывать сосульки во время зимней прогулки. Как вы думаете, правильно ли он поступает? Почему?

Дети: Нет, неправильно. У него может заболеть горло.

Воспитатель: Ребята, из предложенных мною картинок выберите те, которые вы можете предложить Ванятке как средство от простуды. Но старайтесь выбирать те средства, которые не являются лекарством.

Дети выбирают картинки с изображением меда, чая с лимоном, малиновым вареньем, массажа носа и грудной клетки и проч.

Воспитатель: Молодцы. Надеемся, что Ванятка не будет больше так делать. Однако нас ждет очень важное дело. Какое?

Дети: Мы помогаем детям найти свои дома.

Воспитатель: Возьмите все по кубику льда. Подержите его на ладони. Что с ним происходит?

Дети: Он тает.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что наши руки теплые.

Воспитатель: Как же так? Ведь от людей, живущих в иглу, тоже исходит тепло. Почему же их дома не тают? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам порассуждать. Из чего традиционно строят дома? (из дерева, кирпича). Есть ли на Крайнем севере деревья? (нет). Так из чего же строить дома? Из того, что есть под рукой. А там много снега. Итак, в природе ничего не происходит случайно. Природа все предусмотрела, человеку только остается воспользоваться ее дарами.

Давайте докажем это. Вот вам два блюдца, на каждом из них кусочек льда. Предлагаю поместить эти блюдца в разные температурные условия: одно поставьте на батарею, а другое в тазик со снегом. Понаблюдайте, в котором блюдце лед растает быстрее.

Воспитатель: А пока мы обратимся к энциклопедии, которую вы рассматривали. Послушайте, что там написано:

Иглу - это куполообразная постройка из снежных блоков диаметром 3-4 метра и высотой около 2 метров. При глубоком снеге вход обычно устраивается в полу, ко входу прорывается коридор ниже уровня пола. При неглубоком снеге вход устраивается в стене, к которой достраивается дополнительный коридор из снежных блоков. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из тюленьих кишок или льда.

Внутреннее помещение обычно застеливается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и его освещения используются плошки-жирники. Когда зажигают огонь в хижине, ее внутренняя поверхность быстро оплавляется, становится гладкой. И сразу таяние прекращается. Эта пленка делает хижину теплее, она же упрочняет потолок.

Воспитатель: Посмотрите на наши кубики льда. Что с ними произошло?

Дети: На батарее лед растаял, а в снегу - нет.

Воспитатель: Предлагаю сформулировать вывод.

ВЫВОД 1. Дом эскимоса называется иглу. Лед плотный, тает в тепле, но не тает в холоде, поэтому в северных странах из него строят дома, так как там очень холодно.

Воспитатель: Молодцы, ребята, этот секрет мы раскрыли, но в коробке еще что-то осталось, не хотите заглянуть?

Дети: Хотим!

Дети достают из коробки лист со схемой постройки юрты.

Воспитатель: Ребята, что вы нашли?

Дети: Схему дома. Воспитатель: Хорошо, давайте построим по этой схеме дом. Что нам для этого понадобится?

Дети: Дерево, кирпич, камень, песок. Но у нас этого нет.

Воспитатель: Предлагаю построить дом из мягких модулей.

Дети по схеме строят дом из модулей.

Воспитатель: Что же у вас получилось?

Дети: Дом, но он необычный.

Воспитатель: Знаете, как он называется и какому народу принадлежит?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда вспоминайте, что мы делаем, когда чего-то не знаем.

Дети: Мы спросим у взрослого. Гузел Муктасимовна, как называется этот дом и кто в нем живет?

Воспитатель: Хорошо, с удовольствием вам отвечу.

Юрта - переносное летнее жилище  кочевников-скотоводов. Это войлочный дом. Это жилище строят монголы, буряты, казахи, башкиры, ханты, манси. Юрту строят из раздвижных деревянных решёток и жердей, а сверху покрывают всё это войлоком. Раздвижные решётки очень удобны в сборке, так как это жилище кочевников. А войлок - очень прочный, он не пропускает ветер, дождь. Такая юрта быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение всего одного часа. Юрта легко перевозится на верблюдах и лошадях.

Из шерсти овец сначала валяют войлок, потом изготавливают ковры, которыми окутывают снаружи деревянный каркас. Деревянные части драгоценны, их берегут и при перевозках упаковывают в нарядные войлочные футляры. Юрта имеет отверстие на самой вершине  - дымник. Отверстие  позволяет легко пользоваться очагом. При установке юрты её обязательно связывают верёвками из конского волоса в виде широкой ленты. В юрте нет окон. Свет туда попадает через дымник.

Воспитатель: Загляните в нашу волшебную коробочку. Там находятся кусочки ткани. Это и есть войлок. Потрогайте его. Какой он на ощупь?

Дети: Мягкий, теплый, уютный.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно этот материал используется для постройки дома?

Дети: Он теплый.

Воспитатель: Вспомните наш разговор об иглу. Природа сама подсказала эскимосам, из чего им строить дом. Давайте подумаем в таком же направлении. Он сделан из шерсти овец. А народ – скотоводы. Значит, для них - это самый доступный материал. Раньше им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, головные уборы.

Предлагаю вам пройти к микроскопам и рассмотреть войлок. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Под микроскопом хорошо видно, что волоски войлока имеют чешуйчатую поверхность, и чешуйки, располагаясь в один слой, налегают друг на друга. При  очень большом увеличении такой волосок будет напоминать ствол пальмы. Шерстяные волокна переплетаются друг с другом, чешуйки играют роль "замочков". Поэтому войлок – очень прочный.  Это еще одна причина его использования при постройки юрты.

Воспитатель: Как вы думаете, какому ребенку может принадлежать этот дом?

Дети показывают на башкирку.

Воспитатель: Почему вы так решили?  Может быть, другому мальчику?

Дети: Нет, это же индеец. Мы его знаем. А вы не называли индейцев, когда перечисляли народы.

Воспитатель: А кто эта девочка?

Дети: Это башкирка. Мы такую видели, у нас есть альбомы про Башкирию в национальном уголке.

ВЫВОД 2. Этот дом называется юрта. Он для башкирки. Такие дома строят люди, которые живут в теплых странах и ведут кочевой образ жизни. Башриры раньше вели кочевой образ жизни.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в башкирскую народную игру «Курай» (Дудочка).

Игра проводится под башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В   центре   круга   один   ребенок,   он   кураист, в руках у него «курай», он ходит   в противоположную сторону.   Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:

«Услыхали наш курай, собрались мы все сюда.

Наигравшись с кураистом, разбежались кто куда.

Хай, хай, хай, хай на зеленом, на лугу

Мы попляшем под курай»

Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:

 «Ты, курай задорный, веселей играй.Тех, кто лучше пляшет, выбирай»

Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим. Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы думаете, мы гостям нашим помогли?

Дети: Не всем. Остался еще один гость, и его дом тоже нужно найти.

Воспитатель: Тогда нам еще нужно заглянуть в нашу волшебную коробочку. Возможно, там еще что-то там осталось. Вероника, погляди, что там?

Дети заглядывают в коробку и достают оттуда диск.

Воспитатель: Интересно, что может быть этом диске. Как думаете, ребята?

Дети: Мультфильм, картинки, песни.

Воспитатель: Столько мнений, ну и что же нам делать, чтобы точно узнать, что там?

Дети: Включить его на ноутбуке.

Воспитатель:  Тогда помогайте мне. Посмотрим, что же там.

Дети вместе смотрят отрывок из мультфильма: «Зима в Простоквашино».

Воспитатель: Что нарисовал Шарик?

Дети: Жилище индейцев.

Воспитатель: Как оно называется? Давайте проговорим несколько раз – вигвам.

Вигвам – это основное  жилище североамериканских индейцев. Вигвам имеет куполообразную форму. Строительство вигвама начиналось с вкапывания центрального столба, затем сооружался каркас из жердей и поверх жердей накрывался любым подручным материалом. В качестве материала могло быть и кора деревьев, и плетеные циновки, и шкуры животных.

Воспитатель: Ребята. А сейчас, я вам предлагаю проявить свое творчество. Давайте сделаем дом-шалаш, используйте за основу пластилин (это будет земля), а вместо палочек – спички или счетные палочки. Теперь надо чем-то покрыть наш шалашик. Можно использовать траву, еловые лапы,  листья, ткань. Здесь у вас раздолье для фантазии. Ведь в древности люди покрывали такие каркасы именно тем, что попадется под руку. Это зависело и от времени года, и от традиций, и от окружающей местности.

Дети встают вокруг стола и, используя необходимые материалы, выполняют работу. Педагог проводит индивидуальную работу.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, что у вас получилось? Очень хорошо. Предлагаю организовать выставку вигвамов. Как мы ее назовем?

Дети предлагают свои варианты названий. Затем сообща выбирают самое лучшее название из всех предложенных.

Воспитатель: А теперь предлагаю сделать третий вывод.  

ВЫВОД 3.  Дом индейцев – вигвам. Вигвам – это жилище североамериканских индейцев. Это небольшой шалаш, куполообразной формы.

Третий этап (заключительный)

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали в каких странах и  домах живут наши гости. А как же мы им поможем добраться домой?

Дети: Покажем дорогу, сделаем карту.

Воспитатель: Интересная мысль! Я согласна с вами, давайте, сделаем карту, чтобы им легче было найти дорогу домой. Для этого нужно разбиться на несколько групп. Предлагаю такой порядок работы:

- одна подгруппа работает на ноутбуке, ищет в интернете картинки национальностей и домов, с которыми мы сегодня познакомились. Их нужно скопировать в файл, отредактировать и распечатать на цветном принтере;

- другая подгруппа вырезывает получившиеся картинки;

- третья подгруппа наклеивает эти картинки на лист бумаги, рисует стрелки.

Дети на листе формата А3 приклеивают изображения домов, человечков и показывают стрелками, кто в каком направлении должен идти. Потом обращаясь к гостям, показывают получившуюся карту, объясняют, где они живут, как называется их дом и как им вернуться домой. Гости благодарят детей за помощь.  

Воспитатель: Прекрасно, что все так благополучно закончилось. Хорошо, что эти дети нашли свои дома, ведь нет ничего важнее в жизни, чем родной дом. Ребята, вспомните пословицы и поговорки о доме:

В гостях хорошо, а дома лучше.

Нет места лучше дома.

Дома и стены помогают.

Мой дом – моя крепость.

Воспитатель: Дома все делать проще, дома человек быстрее выздоравливает, дома все дела делаются быстрее, легче. А кто дома может помочь? Мама, папа, родные. То же мы можем сказать и о своем городе, стране.

Воспитатель: Дети, как вы понимаете эти слова:

Народы - как одна семья, хотя язык их разный.

Все - дочери и сыновья страны своей прекрасной.

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо за ответы. Вы все мыслите правильно. Мы все живем в разных странах и городах. Но все мы должны дружить, потому что наш общий дом – планета Земля.

Сегодня мы с вами узнали, что дома могут быть самыми удивительными! Но таких домов еще очень много. Если вам это интересно, то предлагаю вам в ближайшие дни продолжить знакомство с разными домами. И тогда вы узнаете, что, дома бывают из дерева, из веток и глины, из шкур, из тростника, из коры, дома на сваях – посреди озера и даже дома, плавающие по реке! А потом мы сделаем с вами альбом с самыми интересными домами мира. Согласны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности детей на тему: «МАМЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАМЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ» Во второй младшей группе

упражнять в назывании предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер), развивать слуховое восприятие; ...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего возраста в области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Моя семья и родственники».

1.     Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».2.      Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их об...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего возраста в области «Познавательное развитие». Тема: «Страна знаний и умений» ( с использованием ИКТ)

1.     Развивать у детей представления о цвете, о длине.2.     Формировать навык понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.3....

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы (прогулка) «Весенние хлопоты»

Конспекторганизованной образовательной деятельностидетей старшей группы(прогулка)«Весенние хлопоты»...

Конспект организованно – образовательной деятельности детей старшего возраста по речевому развитию. Тема: «Овощи»

Цель: Закрепить у детей умение правильно называть овощи, описывать их.      Задачи: 1.      Закрепить у детей умение правильно называть овощи, описыва...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы».

Конспект  организованной   образовательной   деятельности   детей   старшего дошкольного   возраста  Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»....

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Волшебница осень» (Правополушарное рисование, интуитивное рисование, рисование по мокрому)

Подробный конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада с использованием нетрадиционной техники рисования....