У природы нет плохой погоды
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
«У природы нет плохого времени года».
Цель: закрепление представлений детей о временах года, их приметах.
Задачи:
- Закреплять умения устанавливать связь между признаками времён года, делать выводы.
- Учить детей называть приметы времён года, изменения в природе, используя образные слова, пословицы, художественное слово.
- Продолжать развивать память, внимание, логическое и образное мышление.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение замечать и ценить красоту окружающего мира.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций по теме; прослушивание произведений Вивальди, Чайковского; просмотр видео проектов Е.Матвиенко «Осенняя скрипка», «Снег идёт»; чтение знакомых стихотворений; загадывание загадок; заучивание пословиц и стихотворений, дидактические игры «Назови время года», «Найди картинки о зиме (весне, лете, осени)».
Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация «У природы нет плохой погоды», аудиозаписи («Птицы в весеннем лесу», «Птицы в летнем лесу», «крики животных», запись «Времена года» Вивальди), компас – картинка «Времена года», вырезанные из цветной бумаги цветы.
Развивающая среда: полукругом стоят стулья, полянка с цветами, место для «ходьбы по лесу».
Ход НОД.
Вос-ль: Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться со мной. А поможет нам в путешествии вот этот круг –компас. Посмотрите, эта стрелочка по центру укажет путь и направление. Вращаю стрелку, а вы помогите сказать мне заветные слова: «Стрелка, стрелка покружи, путь нам нужный укажи».
- Ребята, где это мы оказались? (слайд весеннего леса)
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою она
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.
- Что за время года такое? Так какой это лес? (весенний, красивый, звонкий, просыпающийся, зеленеющий…)
- Прилетают птицы
Звери просыпаются
Первая сестрица
ВЕСНОЙ называется
- Наступила весна! Что происходит в природе? (ответы детей ) Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву. Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки. (звучит запись «Птицы в весеннем лесу».)
- Молодцы, ребята, хорошо знаете весенние приметы. Предлагаю поиграть в игру "Почки, листики, цветочки". (дети встают, когда воспитатель произносит слово "почки", дети должны показать кулачки, когда слово "листики" - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово "цветочки" - должны растопырить пальцы. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.)
- О весне много пословиц, давайте вспомним некоторые из них. (слайды)
- Ну что же, отправляемся дальше, «Стрелка, стрелка покружи, путь нам нужный укажи». (слайд летнего леса)
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое! (Лето)
- Что это за время года?
Сыты все, согреты
Солнца ярким светом
Вторую сестрицу
Называют ЛЕТО.
- Что же происходит летом? (ответы детей) Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку. Летом природа занята ростом и развитием; жизнь в лесу бурлит, растения тянутся вверх, а животные выхаживают своих детёнышей; солнышко припекает сильнее; рассвет наступает рано, а темнеет позже; а в августе можно увидеть падающие звёзды. (Звучит запись «Птицы в летнем лесу».)
- Предлагаю вам, ребята, перейти на красивую летнюю полянку. (Игра "Бабочки и цветочки". На полу - цветы, вырезанные из цветной бумаги (картона). Все дети - бабочки. Под музыку они кружатся, летают. Как только музыка заканчивается, дети встают на цветочки и приседают).
- Какое красивое время года! А какие пословицы о лете мы знаем? (слайды)
- Ну молодцы. А теперь снова в путь.
- «Стрелка, стрелка покружи, путь нам нужный укажи». (слайд осеннего леса)
- Где же мы сейчас? Какой это лес? Конечно, осенний.
Осень,
осень...
Солнце
В тучах отсырело -
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Сделаны запасы
Листья облетают
Третья сестрица -
ОСЕНЬ золотая.
- А что же мы знаем об осени? (ответы детей) Лес накинул золотца на листья, зашумели листья, вот ветер срывает их и пускает листопадом по дороге. Долго еще будут кружиться листья, пока не опадут и деревья останутся голыми. Вот тогда с нетерпением будем ждать первый снег. Осенью природа замедляет свое развитие и готовится к зиме; кусты и деревья сбрасывают свои листья; птицы улетают в теплые края, а те животные, которые остаются, одеваются в теплые шубки; погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег.
- Существует много примет и поговорок об осени. (слайды).
- Осень дарит много овощей, фруктов, ягод. Очень приятно пить чай с вареньем. А с каким, сейчас узнаем.
Игра-занятие "Варенье"
Из чего сварить варенье,
Чтобы было угощенье?
Из крыжовника какое? (крыжовниковое), из малины - малиновое,
Из смородины -смородиновое, из калины -калиновое,
Из рябины - рябиновое, из черники -черничное,
Из душистой земляники - земляничное.
Из клубники -клубничное и из груши -грушевое
Тоже вас зовём покушать.
И из вишни -вишневое вам дадим.
Приходите, поедим!
- Вот и молодцы. Снова в путь.
- «Стрелка, стрелка покружи, путь нам нужный укажи». (слайд зимнего леса)
- Где же мы теперь? В каком лесу? Правильно, зимнем. Какой он, зимний лес?
Всюду снег искрится -
К нам пришла сама
Четвертая сестрица -
Зимушка – ЗИМА.
- Ребята, чем зима приметна? (ответы детей) Да, лес одел пушистые белые шубки. Вода в речках и озерах замерзла и превратилась в лед. Зато теперь можно кататься на коньках. Если снег мокрый можно слепить снежную бабу и поиграть в снежки, а если сухой, то с вихрем прокатиться с горы на санках. Зимой природа спит, накрывшись белым одеялом из снега и льда; на голых ветвях деревьев встречаются зимние птицы; животные оставляют следы на снегу; временами случаются вьюги и морозы; дни короткие, а ночи длинные и холодные. Трудно зимой животным в лесу. Послушайте, как воет волк, кричит заяц, трубит олень и лось (звучит запись).
Игра "Отгадай животное"
Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто еще живёт в лесу, а затем произносит слова, которыми обычно характеризуются лесные жители. Каждый раз дети должны отгадать животное. Победит тот, кто назовёт его первым. Например:
- Колючий...(ёжик)
- Длинноухий...(заяц)
- Серый...(заяц, волк)
- Злой...(волк)
- Хитрая...(лиса)
- Рыжая...(лиса, белка)
- Ловкая...(белка)
- Косолапый...(медведь)
- Ребята, о зиме тоже придумано много пословиц и поговорок. (слайды).
- Мы с вами успели погулять по лесу всех времён года. Каждое прекрасно по-своему. Ведь у природы нет плохого времени года. Зато у каждого есть свои явления. Давайте их назовём. (слайды – дети называют явления природы.)
- А теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать любое время года, которое больше нравится. (предлагаются краски, цветные карандаши, восковые мелки и бумага разного формата и тона под звучание «Времена года» Вивальди) А после обязательно выпьем чаю с малиновым вареньем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "У природы нет плохой погоды"
Методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания, плсвященного формированию у детей экологической культуры...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"
Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
У природы нет плохой погоды
Даются рекомендации родителям по наблюдению за природой...
Занятие художественно-эстетического направления на тему "У природы нет плохой погоды" в старшей группе МДОУ
1. Рассматривание картин: И.Остроухов "Золотая осень", А.Грицай "Прошёл лёгкий дождь", К.Крыжицкий "Ранний снег".2. Игра "Эхо".3. Физминутка "Листья осенние".4. Чтение стихов: А.Плещеев "Осень наступи...
Беседа по экологии "У природы нет плохой погоды..."
Цель: расширение представлений о разнообразии погоды Сибири. Формирование умения сравнивать погоду в разное время года, используя метеорологические термины.Работа над словарем: температура, термометр,...
Конспект Дня Здоровья:"У природы нет плохой погоды".
В этом году на День Здоровья была дана такая тема:"У природы нет плохой погоды". При создании конспекта постаралась, чтоб занятие было насыщенное, интересное. Учитывала здоровьесберегающие технологии....