Игровые обучающие ситуации
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Игровые обучающие ситуации

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В ФГОС  игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). Ее характеризуют следующие моменты:

 — она имеет короткий и несложный сюжет;

 — оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;

 — в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;

 — воспитатель проводит и руководит всей игрой.

 Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

 1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами

 Аналоги — это игрушки, которые изображают объекты природы. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

 2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

 Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений ( Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их только увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.

 3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

 Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, , музеи, фермы, экскурсии , поездки , походы,. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природ.

 Хочется предложить вашему вниманию конспекты ИОС типа путешествий.

 Помнится был такой мультипликационный фильм «Лошарик», сказочный персонаж -лошадка сделанная из воздушных шариков. Он и послужил героем нашей игры

 Тема «Путешествие Лошарика в лес»

Старшая группа

 Дидактические задачи:

 О.о.«Познание»:

 — формировать обобщенное представление о диких животных, птицах;

 — уточнить представления детей о лесных зверях – медведе, волке, лисе, зайце;

 — формировать представление о лесе как сообществе;

 — убеждать детей в полезности всех видов животных и растений;

 — учить устанавливать причинно — следственные связи между флорой и фауной смешанного леса.

 О.о.«Социализация»:

 — способствовать творческому использованию в играх представление о природе.

 О.о.«Здоровье»

 — формировать начальные представления о здоровом образе жизни

 О.о.«Коммуникация»:

 — развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами,

 — поощрять попытки делиться с детьми и взрослыми своими впечатлениями.

 Воспитательные задачи:

 — воспитывать у детей способность положительно относится к природе;

 — воспитывать бережное отношение к природе.

 Материалы, оборудование:

 картинки диких животных, лесных птиц , деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц.

 Содержание:

 Лошарик вбегает со словами:

 Лошарик к детишкам в дет.сад прибежал

 «Я по лесу бегал, кого-то встречал

 Но так и не понял – кто встретился мне?

 Быть может детишки — поможете мне?»

 Воспитатель знакомит детей с Лошариком, пришедшим к ним в гости.

 Лошарик здоровается с детьми и рассказывает, что был в лесу и встретил там  кого-то , но кого точно не знает.

 Воспитатель удивлён, что Лошарик не знает что такое лес и как там живут  звери которые ему повстречались?

 Выясняется, что он про лес совсем ничего не знает!

 Воспитатель предлагает Лошарику отправиться вместе с ребятами в лес на  экскурсию. Дети садятся на стульчики (автобус), покупают у кондуктора  билеты и доезжают до станции «Лесная».

 Лес — это сообщество многих обитателей — представителей растительного и животного мира.

 Воспитатель загадывает детям загадки о диких животных и о лесе.

 Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке.

 Воспитатель рассказывает детям, что в каждом лесу много различных птиц.

 Воспитатель загадывает детям загадки про птиц.

 Дети называют птиц, и показывают их на картинке.

 Воспитатель благодарит детей за правильные ответы.

 Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую  рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.

 Ребятам предлагается рассказать гостю о жизни зверей, которые ему  повстречались.

 Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводит лето и зиму.

 Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются.

 Ответы детей.

Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.

 Ответы детей.

 (Самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).

 Воспитатель предлагает детям объяснить Лошарику основные правила поведения в лесу. ( Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т.п.)

 Лошарик благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

 Дети садятся в автобус, и возвращаются в детский сад. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.

 По приезду в детский сад ребятам предлагается выразить свои впечатления в рисунках, и организовывается выставка детских творческих работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_obuchayushchie_situatsii.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые обучающие ситуации

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В ФГОС  игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). Ее характеризуют следующие моменты:

 — она имеет короткий и несложный сюжет;

 — оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;

 — в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;

 — воспитатель проводит и руководит всей игрой.

 Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

 1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами

 Аналоги — это игрушки, которые изображают объекты природы. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

 2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

 Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений ( Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их только увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.

 3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

 Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, , музеи, фермы, экскурсии , поездки , походы,. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природ.

 Хочется предложить вашему вниманию конспекты ИОС типа путешествий.

 Помнится был такой мультипликационный фильм «Лошарик», сказочный персонаж -лошадка сделанная из воздушных шариков. Он и послужил героем нашей игры

 Тема «Путешествие Лошарика в лес»

Старшая группа

 Дидактические задачи:

 О.о.«Познание»:

 — формировать обобщенное представление о диких животных, птицах;

 — уточнить представления детей о лесных зверях – медведе, волке, лисе, зайце;

 — формировать представление о лесе как сообществе;

 — убеждать детей в полезности всех видов животных и растений;

 — учить устанавливать причинно — следственные связи между флорой и фауной смешанного леса.

 О.о.«Социализация»:

 — способствовать творческому использованию в играх представление о природе.

 О.о.«Здоровье»

 — формировать начальные представления о здоровом образе жизни

 О.о.«Коммуникация»:

 — развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами,

 — поощрять попытки делиться с детьми и взрослыми своими впечатлениями.

 Воспитательные задачи:

 — воспитывать у детей способность положительно относится к природе;

 — воспитывать бережное отношение к природе.

 Материалы, оборудование:

 картинки диких животных, лесных птиц , деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц.

 Содержание:

 Лошарик вбегает со словами:

 Лошарик к детишкам в дет.сад прибежал

 «Я по лесу бегал, кого-то встречал

 Но так и не понял – кто встретился мне?

 Быть может детишки — поможете мне?»

 Воспитатель знакомит детей с Лошариком, пришедшим к ним в гости.

 Лошарик здоровается с детьми и рассказывает, что был в лесу и встретил там  кого-то , но кого точно не знает.

 Воспитатель удивлён, что Лошарик не знает что такое лес и как там живут  звери которые ему повстречались?

 Выясняется, что он про лес совсем ничего не знает!

 Воспитатель предлагает Лошарику отправиться вместе с ребятами в лес на  экскурсию. Дети садятся на стульчики (автобус), покупают у кондуктора  билеты и доезжают до станции «Лесная».

 Лес — это сообщество многих обитателей — представителей растительного и животного мира.

 Воспитатель загадывает детям загадки о диких животных и о лесе.

 Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке.

 Воспитатель рассказывает детям, что в каждом лесу много различных птиц.

 Воспитатель загадывает детям загадки про птиц.

 Дети называют птиц, и показывают их на картинке.

 Воспитатель благодарит детей за правильные ответы.

 Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую  рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.

 Ребятам предлагается рассказать гостю о жизни зверей, которые ему  повстречались.

 Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводит лето и зиму.

 Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются.

 Ответы детей.

Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.

 Ответы детей.

 (Самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).

 Воспитатель предлагает детям объяснить Лошарику основные правила поведения в лесу. ( Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т.п.)

 Лошарик благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

 Дети садятся в автобус, и возвращаются в детский сад. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.

 По приезду в детский сад ребятам предлагается выразить свои впечатления в рисунках, и организовывается выставка детских творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме...

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению  игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...

Игровая обучающая ситуация "Лесное происшествие"

Методика проведения игровой ситуации по экологическому воспитанию...

Игровая обучающая ситуация "В гости к леснику"

Сценарий активизирующего общения для детей среднего дошкольного возраста, организованный в форме игры-путешествия. Интегрируемые образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Х...

Игровая обучающая ситуация (типа путешествий) «Путешествие в весенний лес»

Дидактические задачи:-«Познание»:-формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег, изменяется одежда людей;-показать связь из...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему ...