НОД "Путешествие в город мастеров" (познавательное развитие) - продуктивная деятельность - ручной труд
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Горшихина Галина Васильевна

НОД напрвлен на равитие познавательных способностей детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Путешествие в город мастеров. 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 151»

Конспект НОД

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Путешествие в город мастеров»

Подготовительная к школе группа

Подготовила:    Горшихина Галина Васильевна,  воспитатель первой квалификационной категории                                                                                

Оренбург – 2012

Тема: «Путешествие в город мастеров»

Цель: познакомить детей с архитектурой древней Руси, с видом искусства – дизайн. Познакомить с профессиями древних архитекторов – зодчим; дизайнера, флориста, декоратора.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать  интерес к совместной деятельности со сверстниками;
  • Развивать все компоненты устной и связной речи;
  • Активизировать  коммуникативные навыки связной речи в логическом изложении ситуации;
  • Развивать аналитические способности: умение сравнивать предметы, выделять особенности;
  • Развивать самостоятельность мышления, его нестандартность
  • Развивать память, внимание, умение анализировать, делать выводы
  • Формировать познавательный интерес к окружающему миру
  • Развивать чувство композиции, чувство цвета и колорита.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к профессиям взрослых
  • Формировать положительное отношение к искусству в конструировании предмета
  • Вносить дополнения для достижения большей выразительности.
  • Воспитывать стремление действовать согласованно.

Образовательные:

  • Учить детей оформлять помещение с помощью различных предметов.
  • Учить декорировать предметы, используя: камушки, глину, цветы, ракушки.
  • Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику
  • Продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях
  • Учить аккуратно экономно использовать материалы
  • Упражнять в умении выполнять декоративные композиции способами налепа.
  • Помогать правильно, строить сложно-подчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей (потому – что, чтобы)
  • Усвоить способы вырезания и обрывания
  • Использовать в ручном труде различные материалы и способы создавания.

Работа над словарем: 

Зодчий – древний архитектор, купол, детинец, кром, кремль, дизайнер, флорист, декоратор, композиция.

Методические приемы:

  • Беседа
  • Рассматривание
  • Объяснение
  • Показ
  • Напоминание
  • Художественное слово

Предварительная работа:

  • Чтение литературных произведений
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина
  • Просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане»
  • Знакомство и рассматривание иллюстраций соборов, церквей, крепостей Древней Руси.
  • Работа с природным и бросовым материалом
  • Рассматривание иллюстраций с цветочными композициями
  • Изготовление детьми бумажных цветов и фигурок из гипса
  • Изготовление картонных фото рамок

Создание среды для организации и проведения НОД:

  • Иллюстрации с изображением построек древних архитекторов Руси
  • Обстановка комнаты, состоящая из мебели для игр
  • Вещи и предметы для украшения комнаты: коврику, статуэтки, картины, цветы, цветочные деревья, кашпо, рамочки для фото, фотопленка.
  • Вещи и предметы, для составления композиций: ракушки, подсвечники, статуэтки, бусы, ленточки
  • Клей, салфетки, поднос, горшок с камешками, поролон, камушки
  • Аудиозапись для музыкального сопровождения, послание, игрушка профессора Очумелкина.

Мотивация: Встретиться с профессором Очумелкиным.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Двигательная.

Чтение художественной литературы.

Ход НОД

Части НОД  

Содержание

Области

  1. Вводная часть

Чтение послания

Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»

Беседа о древних городах

Показ иллюстраций с изображением древних городов, соборов, храмов, монастырей

В – Ребята, нам почтальон принес сегодня послание от Волшебника чародея – мастера на все руки, профессора Очумелкина. Мне было очень любопытно, я открыла и прочла его.

А вам интересно, что написано в этом послании?

Д – Да, интересно!

В – Ну, тогда прочитайте его

/Дети читают вслух/

В – Да, ребята, нас приглашают в увлекательное путешествие в Город Мастеров.

  – Прежде чем мы отправимся в путь, давайте вспомним, что мы знаем о городах.

В – Подойдите ко мне поближе, встаньте вокруг и послушайте:

Вот открыл царевич очи

Отрясая грёзы ночи,

И дивясь перед собой

Видит город он большой

Стены с частыми зубцами

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей

  – Из какой сказки отрывок?

Д – «Сказка о царе Салтане»

В – Кто автор этой сказки?

Д – А.С. Пушкин

В – Ребята, на самом деле города возникали не вдруг, как в сказке. Они расстраивались веками вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовётся по разному. Вы помните как?

Д – В Новгороде – детинец.

   – в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как в Москве.

В – Молодцы, правильно, а что окружало древние города?

Д – Крепостная стена.

В – Для чего она нужна?

Д – Чтобы защитить город от врагов.

В – Правильно, ребята. Вот перед вами иллюстрации архитектурных сооружений разных времен. выберите какая наш взгляд подходит к сказке.

/Дети выбирают иллюстрации/

В – Объясните, почему вы выбрали именно эту иллюстрацию?

Д – Каменный город, зубчатые стены, в центре церковь с золотым куполом.

В – Какие города были раньше построены каменные или деревянные?

Д – Деревянные.

В – Какой материал прочнее камень или дерево?

Д – Камень.

В – Вы сказали, в каждом древнем городе в центре стоит церковь. Для чего она нужна?

Д – Общаться с богом, крестить детей, венчать молодожёнов.

В – А еще чем была церковь для города?

Д – Главным архитектурным украшением.

В – Правильно ребята. Посмотрите на нашу выставку иллюстраций, обратите внимание на то, какие они все разные по архитектуре.

/Рассматривают выставку иллюстраций соборов, храмов, монастырей/

В – С древних времён люди стремились к красоте, архитектурному изяществу, своих жилищ не только снаружи, но и внутри.

В – Посмотрите какими были интерьеры  залов, царских и боярских палат.

/рассматривают/

В – Что вы видите?

Д – Длинные лавки, огромные столы, расписные стены залов, палат.

В – Назовите, как называли древних архитекторов?

Д – Зодчие!

В – Молодцы! Всё правильно! Но это было давно. Хотя и до наших дней сохранились исторические памятники древней архитектуры. Сейчас, я вам предлагаю перенестись в современный мир.

Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

Художественное творчество

  1. Основная часть

Макет комнаты

Вещи и предметы для украшения комнаты: коврик, статуэтки, картины, цветы, цветочные деревья, кашпо, рамочки для фото, фотопленка.

Вещи и предметы, для составления композиций: ракушки, подсвечники, статуэтки, бусы, ленточки

Клей, салфетки, поднос, горшок с камешками, поролон, камушки

Динамическая пауза

Психогимнастика

Аудиозапись  

/Дети подходят  к столу

с макетом комнаты/

В – Посмотрите, это макет комнаты. Какое настроение она у вас вызывает?

Д – Не радостное, грустное, скучное.

В – Чего же не хватает в комнате?

Д – Уюта, красоты.

В – Да, ребята, чтобы в наших домах было уютно и красиво существует очень интересная профессия. Какая?

Д – Дизайнер.

В – Может кто-нибудь скажет кто такой дизайнер?

Д – Дизайнер это человек, который делает наш дом красивым с помощью предметов и вещей.

В – Давайте повторим это слово.

Д – Дизайнер.

В – Давайте все вместе попробуем стать дизайнерами и украсим комнату. Я приготовила вещи и предметы, которые делают наш дом уютнее и теплее. Выберите один из предметов. Рассмотрите его. И подумайте, где на ваш взгляд он должен находиться?

/Работа детей/

Опрос детей

В – Куда хотел бы поставить эту вещь? Где этот предмет будет смотреться красивее?

/Ответы детей/

В – Какое настроение теперь вызывает комната?

Д – Радостное, приятное.

В – Да, комната стала светлее, уютнее и это благодаря тому, что вы ребята, украсили её и стали настоящими… Кем?

Д – Дизайнерами.

В – Прежде чем мы отправимся дальше, я хочу сфотографировать, так как в конце путешествия вас ждет сюрприз! Улыбнитесь!

/Фотографирует детей/

В – Вы готовы идти дальше?

Д – Да!

В – А чтобы не скучно было вам в пути повернитесь за мной и повторяйте все мои движения.

Физкультминутка:

Мы в город мастеров идем, и солнце светит нам!

Дружно мы помашем белым облакам.

В лесной глуши под ветками вприсядочку пройдем,

По камушкам тихонечко ручей мы перейдем.

Направо посмотрели, налево посмотрели,

И смело над оврагами как птицы пролетели.

Чуть-чуть поколдовали …, и в город мы попали!

/Дети подходят к следующему месту работы/

В – Мы с вами попали в мастерскую флориста. Кто такие флористы?

Д – Флористы – это люди, которые работают с цветами, и делают из них красивые вещи для украшения нашего дома.

Ф – А вы хотите стать флористами?

Д – Хотим!

В – Я вам предлагаю сделать вот такое дерево.

/Показ образца/

В – Из каких частей состоит дерево?

Д – Корни, ствол, крона.

В – Посмотрите, что флорист приготовил вам для работы.

/Дети рассматривают предметы/

В – А теперь давайте поговорим о последовательности работы. Сначала поставим перед собой горшочек с камешками и вставим в камешки ствол нашего дерева. Как вы думаете, где корни дерева?

Д – В земле.

В – Правильно, корни дерева глубоко в камешках. Затем берем поролон и надеваем его на ствол дерева. Какая часть дерева у нас получилась?

Д – Крона.

В – Хорошо. Теперь крону нашего дерева мы украсим цветами. Наносим клей на цветок и приклеиваем его к поролону, так, что бы закрыть всю поверхность кроны.

/Работа детей/

В – Ребята, мастерская флориста работу заканчивает, у нас ещё много дел. Подойдите ко мне и посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Скажите мне, кем вы сейчас работали?

Д – Флористами.

В – Вы молодцы, вы справились с очень ложным заданием и вам пора немного отдохнуть. Давайте возьмёмся за руки и встанем в круг.

Психогимнастика :

(выполняется под музыку)

Мы твердо стоим на берегу ручья.

Наши ноги чувствуют под собой землю.

Мы наклоняемся к ручью, и набираем полные ладони воды.

Вода течет сквозь пальцы, наши ладони пусты.

Мы еще набираем воду в ладони и подносим к лицу.

Вода смывает усталость с нашего лица.

Мы протягиваем вверх руки и смотрим на солнце.

Лучи солнца греют ладони и лицо.

Становятся теплыми щеки..... лоб.... нос.... уши... .

Свет солнца очень ярок и мы закрываем глаза.

Глубоко вдыхаем запах деревьев..... воды.... травы.... .

Наши ноги твердо стоят на земле.

Земля дает силы нашим ногам.... телу.... рукам.... .

Мы наполняемся этой силой.... .

В – Вот это да! Пока мы с вами отдыхали и набирались сил, мы оказались в мастерской фотографа-декоратора. Он не просто делает фотографии он делает к фотографиям красивые рамки. Украшает обычные рамки различными элементами , то есть что делает?

Д – Декорируем.

/Показ образца рамки/

В – Так значит декоратор, это?

Д – Декоратор – это человек, который украшает предметы различными деталями и они становятся очень необычными и яркими.

В – Давайте попробуем украсим вот эти простые рамочки. О! А вот и сюрприз! Помните я вас фотографировала? Но кто же сделал ваши фотографии?

Д – Не знаю?

В – Я думаю их сделал профессор Очумелкин.

В – Рассмотрите ваши фото в этих рамочках. Сделаем их красивыми. Перед вами элементы для украшения. Все ли они одинаковые по величине?

Д – Нет.

В – Правильно, есть украшения побольше и поменьше. Те которые больше по размеру, старайтесь наклеивать на нижнюю часть рамки, а меньшие по размеру на боковые части.

/Самостоятельная работа детей/

В – Мастерская работу заканчивает. Пусть рамочки подсохнут. А вы скажите, кем вы сегодня работали.

/Ответы детей/

В – Ну вот, мы с вами подошли к последнему заданию. Вы были флористами и сделали что?

Д – Цветочное дерево.

В – Вы были декораторами и украсили что?

Д – Рамочки с фотографиями.

В – А сейчас я предлагаю вам сделать композицию из тех вещей которые вы сделали сами. Давайте вспомним, сто такое композиция?

Д – Композиция это группа предметов, подходящих друг другу по форме, по цвету, по содержанию или по назначению.

В – Молодцы ребята, всё правильно. У меня на подносе лежат предметы, которые помогут вам составить композицию. посмотрите внимательно. Выберите один предмет, который вам подходит и приступайте к выполнению задания.

/Самостоятельная работа детей/

В – Как у вас красиво получилось! Какая композиция вам нравиться больше всего?

Познание

Труд

Коммуникация

Художественное творчество

Физическая культура

Здоровье

3.Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Появляется профессор Очумелкин

Проф – Вы молодцы, ребята! Вы стали настоящими …, ну как же их зовут… Ну этими…! Забыл! Все профессии забыл! Помогите вспомнить, кем вы сегодня были? С какими профессиями познакомились?

Д – С профессиями: дизайнер, флорист, декоратор.

Проф – Дорогие ребята, вы такие талантливые и я хочу сделать вам подарок. Рамочки с фотографиями, которые вы так красиво с любовью украсили, вы можете взять себе на память.

Д – Спасибо.

Проф – Спасибо и вам, ребята, за ваш труд! До новых встреч!

Профессор Очумелкин уходит.

В – Ребята, наше путешествие подошло к концу! Давайте попрощаемся с гостями!

   Спасибо всем!

Коммуникация

Познание

Социализация


Используемая литература:

  1. Д/в. №2 2006 год.
  2. Журнал  «Декор». 2005-2006 год.
  3.  «Искусство рисования и живописи». 2006-2007 год.
  4. Л.А. Неменская  «Каждый народ – художник»
  5. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
  6. В.С. Горичева, М.И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»
  7. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик «Что можно сделать из природного материала»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе- познавательно-речевое развитие с элементами ручного труда.

Данная совместная деятельность с детьми была проведена, как итоговое мероприятие по проекту "В гостях у сказки"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности ручному труду в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности ручному труду в старшей группеТема: «Знакомство с русской народной куклой».Цели:1. Воспитывать у детей любовь к Родине, ее истории и национальной...

Тема: «Развиваем сенсорику и мелкую моторику рук детей через продуктивную деятельность, ручной труд, дидактическую игру» Кружок «Изюминка»

Программа «Детство» предполагает обучение детей представлению о качестве и  свойствах  материала, предметов. О  разнообразии их  формы,цветов и оттенков, запахов ; мягкость, твердо...

Конспект занятия по продуктивным видам деятельности. Ручной труд (конструирование) "Веселый алфавит".

Задачи:Ззакрепить представление детей о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способамиинициировать творческие проявления детей при создании п...

Развитие личностных качеств ребенка в творческой деятельности (ручной труд).

Проблема развития творческой деятельности, является наиболее актуальной. Конструирование и ручной труд особые формы собственной творческой деятельности, позволяющие развивать творчество детей....

Конспект интегрированной образовательной деятельности познавательное развитие (экология) и ручному труду «Красногрудые снегири» в старшей группе

Конспект интегрированной образовательной деятельности познавательное развитие (экология) и ручному труду «Красногрудые снегири» в старшей группе...