Комплексное занятие ПРИРОДА И МЫ
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цели: закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексное занятие ПРИРОДА И МЫ | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение МКОУ СОШ №1
детский сад города Чулыма Новосибирской области
Комплексное занятие
ПРИРОДА И МЫ
Подготовительная группа
Воспитатель: Семенова
Галина Николаевна
2016 год
Комплексное занятие
ПРИРОДА И МЫ
(СКАЗКА О ГРИБАХ)
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.
Цели: закреплять и углублять представления о растениях луга (поля), умение рисовать карандашами, красками; учить правильному поведению в природе; познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива); развивать стремление запечатлевать это в рисунке, воображение; формировать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца.
Целевые ориентиры дошкольного образования: знает названия лекарственных растений и их значение в жизни человека; составляет описание грибов, используя в речи соответствующую лексику; знает правила безопасного взаимодействия с растениями и грибами; эмоционально реагирует на литературное произведение с описанием природы; самостоятельно рисует грибы, соблюдая пропорциональные отношения.
Материалы и оборудование: фотографии лекарственных растений; иллюстрации с изображением грибов; простой графитный карандаш, акварель, бумага белая или цветная светлого тона (на выбор) размером в обычный писчий лист; иллюстрации дикорастущих лекарственных растений.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
– Как чудесен лес осенью! Все знакомые деревья приоделись в разноцветные наряды, то здесь, то там вспыхивают яркой огненной листвой, радуясь последнему солнышку в ожидании долгой и холодной зимы. Невозможно погожим осенним деньком усидеть дома, так и хочется побродить по тропинкам меж деревьев, вдохнуть свежий лесной воздух, наполненный новыми осенними запахами леса. Что нам дарит осенний лес? (Грибы, осенние ягоды, орехи, желуди.) Сегодня нас приглашает в лес гриб-боровик. Для вас он приготовил интересные задания.
2. Беседа на тему «Природа и мы».
– Послушайте стихотворение «Зелёная аптека».
Если кто-то простудился, Голова болит, живот. Значит, надо подлечиться, Значит, в путь – на огород. | С грядки мы возьмём микстуру, За таблеткой сходим в сад. Быстро вылечим простуду. Снова будешь жизни рад. |
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «зелёная аптека»
Помогает вам, ребята!
– О каком значении растений говорится в этом стихотворении?
– А как правильно собирать лекарственные растения?
• Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
• Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
• Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
• Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
• Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
• Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.
• В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!
• Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
– Помните, что незнакомые растения нельзя рвать, нюхать, брать в рот. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
– Отгадайте загадки:
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка.
(Одуванчик.)
– У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка.
Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
(Ромашка.)
– Ромашка – переводится как «милая простота». Давным-давно она приехала к нам из далекой Америки. Раньше она была обыкновенным сорняком. Чем же она полезна?
Если случится вам простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
– У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник.)
– Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. «Лежат на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись из глаз».
У подорожника используются листья. Они заживляют раны, помогают при ушибах.
– Отгадайте другие лекарственные растения и покажите картинку-отгадку:
Жжется, а не огонь;
Злая, а людей лечит.
Что это?
(Крапива.)
Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки.
(Брусника.)
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
(Шиповник.)
– Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.
– Давайте поиграем в больницу. Подумайте, как можно вылечить наших зверят?
– У нашего Мишки болит горло. Что нужно сделать? (Дети советуют.) Ему нужен отвар ромашки.
– А у нашей Лисички простуда – ей нужен отвар мать-и-мачехи, чабреца.
– У обезьянки слабость, нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
– Давайте сделаем отвары лекарственных трав, и нашим зверькам станет намного легче.
3. Рисование «Сказка о грибах».
– Каждый гриб имеет свой характер.Чем отличаются грибы друг от друга? (Они разного цвета, одни большие, другие маленькие, у одних толстые, а у других тонкие ножки.) Может ли гриб иметь свой характер? Какой характер может быть у мухомора? Он, наверное, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой. Какой характер может быть у подосиновика? (Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпку заползла улитка.) Какой может быть поганка? (Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой.)
– Какими красками мы можем изобразить грибы? (Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки – светлыми.) Рассмотрите фотографии разных грибов. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края. Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящий. Но у него обязательно должен быть свой характер. Начинайте работу со шляпки, затем пририсовывайте ножку. Не забудьте, что наши грибы не растут в пустоте – необходимо сделать фон. Какой? (Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веточек.)
Дети самостоятельно рисуют грибы.
4. Итог занятия.
– Давайте все грибы «посадим» на общую поляну. Попробуйте угадать характер грибов своих товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой
Конспект комплексного занятия по теме: Автоматизация звука [Р] в речи и ознакомление с природой в подготовительной к школе группе....
Комплексное занятие "Природа и человек.Лето"
интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Физическая культура","Художественное творчество"....
комплексное занятие "Музыка природы"
Комплексное занятие, направленное на развитие творческого подхода к разделу "Слушание"...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию посвящённое ДНЮ ЗЕМЛИ в старшей группе.
Из личного опыта, используя подручный материал...
Мы – друзья природы. Конспект комплексного занятия по экологии и развитию речи в подготовительной группе
Занятие проходит в форме экскурсии в лес, где каждому ребенку удается без принуждения подключиться к игровым событиям и испытать чувство интеллектуальной радости от того, что он свободно говорит, выск...
Конспект комплексного занятия по родной природе и ручному труду в средней, 2 младшей группе, тема: «Подснежник»
Конспект открытого занятия. На тему: "Правила дорожного движения"Направлен на повышения знаний правил дорожного движения детьми....
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...