Конспект "Наблюдение за почками сирени" старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Удалова Ольга Николаевна

Конспект "Наблюдение за почками сирени" старшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение №8 детский сад «Елочка»
Уренского муниципального района
Нижегородской области

Наблюдение за почками.

                                                                Выполнила: Удалова О.Н.

2016г.

Задачи:

расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (как распускаются почки на деревьях и кустарниках).

 продолжить учить замечать изменения во внешнем виде и кустарников в зависимости от времени года, климатическими изменениями в природе, местом размещения.

Выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки. Продолжать при наблюдении за почками на  срезанных ветках куста сирени сравнивать их с раскрытием почек в природе.

 развивать умения запоминать, мыслить, рассуждать, доказывать;

формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Наблюдение начальное

Дети, хотите послушать стихотворение о весне?

Чтение стихотворения о весне:

С каждым днем синеет мягче

Даль оттаявших полей,

Солнце в небе светит выше,

Воздух — легче и теплей.

 

От чернеющих проталин

Влажный серый пар идет,

Ярко блещут в лужах воды,

Мокрый снег в луга ползет.

О каком времени года поэт рассказывает в этом стихотворении? (о весне).

Почему вы думаете, что в стихотворении говорится о весне? (перечисляют признаки…..).

А теперь послушайте загадку о признаке весны и попробуйте ее отгадать:

В каждом апреле

Всегда так бывает:

Прежде чем лопнуть,

Она набухает.

Лопнет, что скажет:

«Хочу вам представиться».

И потихоньку потом

Распускается.

Отгадка: Почка.

 Подойдем к кусту сирени. Посмотрим на почки кустарника. Давайте сравним, какие почки были зимой и сейчас. Разница есть или нет? (рассматривают почки и делают вывод). Зимой почки на деревьях и кустарниках были плотно закупорены и не пропускали холодный воздух, они как бы спали. Деревья и кусты находились в состоянии покоя. Весной же началось сокодвижение. Деревья и кусты начали просыпаться. Почему? (стало теплее). Что произошло с почками? (увеличились, набухли).

Как расположены почки? (одна напротив другой, как бы парами).

Что появиться из почек? (листочки). В почках находится запас питательных веществ, для будущих листьев.

Дети, а как вы думаете, где быстрее появятся листья на ветках на улице или в группе? Почему? Как можно проверить ? Что вы можете предложить ? Из ответов детей выбираем чье нибудь предложение, при затруднении –использую подсказку :

Можно  провести исследование, взять веточку в группу и поставить ее в воду, а потом сравнивать с уличной  и увидим, чье предположение  будет верным. А можно ли ломать ветки на кустарниках? (ответы).  А для чего весной делают обрезку кустарников, деревьев? В начале весны у кустов начинают расти новые побеги и если старые ветки не срезать, то  они будут заглушать  рост молодых побегов и поглощать, так необходимые им питательные вещества. Старые ветки затеняют новые ростки, а тем не хватает солнца и воздуха. Особенно обрезка нужна кустам, которые дают нам урожай.  Если ее не провести вовремя или о ней забыть, даже не стоит надеяться на хороший урожай.  Мы с вами срежем ветку ножницами.

 Что делают со срезом? Ребята, а когда у нас появляется рана или царапина, что мы с ней делаем? (ответы детей). Чтобы дерево после проведения обрезки меньше страдало, все раны на деревьях должны быть закрыты специальной замазкой- садовым варом. Откладывать на потом эту операцию нельзя: открытая рана является воротами для инфекции и дерево может начать болеть, поэтому замазать срезы нужно в день проведения обрезки. А как вы думаете, чем можно обработать рану у дерева? ( предположения детей- варом, глиной, землей или пр.). Можно рану дерева обработать специальным садовым варом.  Вот у меня есть вар, посмотрите, как он выглядит, потрогайте его. Какой он? На что похож? Давайте замажем места срезов и унесем срезанные ветки в группу. В группе предлагаю детям подумать, где и в чем лучше разместить ветки и  выбрать способ фиксации наблюдения. ( зарисовать или сфотографировать  или  составить словесное описание или др. )

Наблюдение промежуточное.

Через  5 дней напомнить детям  о проведении исследования и   предложить детям  сравнить  почки на ветках на улице и в группе, используя способ фиксации  - фотографирование  и вывод на экран  изображений первоначальных и промежуточных, на одном слайде.

Вопросы детям:

-Что изменилось в почках на  ветках на улице? В помещении? Какие почки изменились больше? Почему?  Давайте попробуем описать  почки на ветках на улице и в группе разными словами ( дети подбирают прилагательные, сравнения и др.слова )  Что помогло нам вспомнить, какие почки были неделю назад и сравнить , какие стали? ( способ фиксации – фото) Кто  проводил дома опыты по раскрытию почек ? Кто может предложить свой опыт или придумать с почками? ( Если дети затрудняются, делюсь своим примером – проведением опыта  по появлению листьев на ветках разных деревьев в одинаковых комнатных условиях или одинакового дерева в условиях разной освещенности и пр.)

Наблюдение итоговое.

Предлагаю детям просмотр эпизодов начального наблюдения за почками на улице, вспоминаем, какую гипотезу по  быстроте  и очередности появления листьев из почек  в комнатных и уличных условиях выдвинули дети.

Вспомнив, какую гипотезу выдвинули дети, предложить им взять ветки сирени, которые находились в группе и вынести их на улицу для сравнения с ветками, которые находятся на улице. Задаю вопросы:

-Что изменилось в почках на  ветках на улице? В помещении? Какие почки изменились больше? Почему?  Что помогло нам вспомнить, какие почки были неделю назад и сравнить, какие стали?

В группе предлагаю детям зарисовать наше исследование   и составить для родителей рассказ о нем , а в уголок природы поместить сравнительную таблицу с итогами наблюдения.

Фиксация наблюдения.

Мы решили зафиксировать наше наблюдение, сфотографировав его.

Во время наблюдения мы с детьми сфотографировали почки на улице.

Придя в группу дети поставили ветки сирени в вазу с водой и разместили их на окне с солнечной стороны. Так же сфотографировав ветки в группе.  Дети предположили, что на улице листья появятся на ветках, быстрее, чем в группе. Я не стала противоречить детям.

На четвертый день мы решили сравнить, где же быстрее распускаются ветки. Мы сначала рассмотрели почки на ветках в группе, а затем на улице.  Дети были удивлены, что почки распускаются быстрее в групповом помещении. Я стала задавать детям вопросы:

Как вы думаете, почему почки в группе распускаются быстрее, чем на улице? С чем это связано? Почему в группе теплее? Почему на улице холоднее?

на 12 день мы с детьми наблюдали уже распустившиеся почки в групповом помещении, а на улице они только стали проклевываться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной музыкальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР «Звонко пляшем и поем»

В ходе совместной  музыкальной деятельности ребята играли, выполняли упражнения артикуляционной гимнастики, угадывали названия музыкальных инструментов....

Родительское собрание в младшей группе "Поем вместе с детьми"

Цель: Приобщение  родителей к  совместной деятельности с детьми. Развитие музыкальных способностей.Консультация: «Поем вместе с детьми», «Как научить малыша подпевать» ...

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Верба, пушистые почки»

Предварительная работа по созданию аппликации: Рассматривание веток вербы, наблюдение за процессом распускания почек вербы, чтение сказки про вербу.«Верба весной»Автор сказки: Ирис РевюВерба, что...

Презентация "Наблюдение за почками сирени" старшая группа.

Презентация "Наблюдение за почками сирени" старшая группа....

Сценарий совместного досуга детей средней группы №3 и подготовительной группы №1 «Мы поем о маме»

Ничего нет на свете чудеснейИ сильней материнской любви.С чем сравнить ее? Может быть, с песней,Что поют на заре соловьи?Доброты материнской прекраснойНичего удивительней нет,Этот мир, к чьей судьбе м...