Приобщение к культуре - важная составляющая нравственного воспитания
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Город - это лаборатория и приемник, хранитель культуры, высший показатель цивилизованности, в нем происходит сгущение культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приобщение к культуре | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение к культуре важная составляющая нравственного воспитания.
«Культура-совокупность ценностей, которые передаются из поколения в поколение».
На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека. Однако есть категории (реальные нравственные ценности), которые нельзя исключать из нравственной структуры личности: красота, добро, истина. Существует мнение, что уровень культуры общества зависит от того, как оно представляет себе ответы на вопросы:
-Что такое красота?
-Что такое добро?
-Что такое истина?
Правильное представление о высших моральных ценностях должно складываться с раннего детства. Поэтому трудно переоценить важность и необходимость нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Задача взрослого- определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости, о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации- в поступках, в поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Но опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. В этом случае благоприятной основой для последующего усвоения знаний послужит формирование эмоциональной базы, практики поведения.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, т.к. способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.
Другим средством нравственного воспитания является природа. Природа дает возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
При воспитании нравственного поведения необходимым средством является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
Окружающая ребенка обстановка так же становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Замечательным примером воспитывающей окружающей обстановки является культурное пространство Санкт-Петербурга. Петербургская культура- явление уникальное. «Петербург- это русские Афины. Стольный город русской духовной культуры»- так сформулировал Н.П. Анциферов свои впечатления от встречи с городом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровой самомассаж кистей рук как важная составляющая сенсорного воспитания»
Игровой самомассаж кистей рук, является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей-инвалидов, средством коррекции нарушений письменной речи у ...
Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то...
Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"
В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям....
«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через духовно-нравственное воспитание»
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материал...
Культура- важная составляющая воспитания.
Современные дети не всегда осознают, что все что их окружает на улицах,в парках в храмах, музеях- это тоже отечественная история, культура, запечатленная в предметах. Задача педагога сформировать у де...
Воспитание этикета у детей как важный компонент нравственного воспитания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.
Одной из основных целей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственное воспитание, неотъемлемым компонентом которого является воспитания эти...