«Волшебная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Медведева Светлана Ивановна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_volshebnaya_sol.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Возраст воспитанников: старшая группа

Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Предварительная работа.

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
  • Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
  • Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
  • Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
  • Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
  • Наблюдение «Как мама использует соль?».

                                 Ход занятия:

Воспитатель: -Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости

  - Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются)

Воспитатель звонит в колокольчик и говорит:

- Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой!

- Ребята у меня сегодня хорошее настроение

- Я хочу с вами им поделиться

                         (Дети стоят в кругу)

                    - Становитесь дети в круг

                    - Ты мой друг и я твой друг

                    - Крепче за руки держитесь

                     - И друг другу улыбнитесь

- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение гостям и улыбнитесь им (дети улыбаются)

- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие

- Для этого нужно нам пройти на ковер и сесть на стульчики

( Дети садятся на стулья)

- Ребята вы любите разгадывать загадки? (да)

- Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке?

 Загадка: Отдельно – я не так вкусна

               Зато бела и солона

               И в пище -  каждому нужна. (соль)

1.Беседа о соли

Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы

. Для чего нужна соль? ( Соль необходима для жизни и здоровья  

                                                                   человека)

. Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)

. Для кого ещё соль нужна в природе? ( соль нужна для животных)

- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли

                         Соль- это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам.

Соль нужна не только людям , но и животным, но только в небольших количествах.

- Как вы думаете ребята

. Соль полезна или вредна? (соль полезна)

- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

Показать и рассмотреть картинку «Как добывают соль»

- Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами

- Давайте вспомним и скажем

. Откуда берется саль? (соль- люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

                      1. Чтобы консервировать овощи

                      2.Чтобы использовать в медицине

                      3.Чтобы посалить суп

                      4.Чтобы посыпать дорожки зимой

                      5.Чтобы добавить в жаренную картошку

                      6.Чтобы посалить салат

                      7.Чтобы засолить грибы                             

                                                                   Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. А как можно рисовать с помощью соли мы узнаем сегодня, а для начала я предлагаю вам на некоторое время превратиться в ВОЛШЕБНИКОВ.

- Давайте произнесем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!

    (Дети одевают на голову колпаки и фартуки, а вос-ль костюм «Волшебника»)

- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты

-Здесь находится очень много различного оборудования.

- Что бы правильно выполнять опыты , нужно внимательно слушать .

- И давайте вспомним правила безопасности

При работе с солью надо соблюдать :

1, не трогать руками глаза,

2- соблюдать тишину

3- не толкать соседа во время работы

4- сначало посмотри, а потом повтори

5- выполнил и положи на место

. И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью.Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте  соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? ( соль состоит из белых кристаллов)

Воспитатель: Какой вывод делаем? ( соль состоит из маленьких кристаллов. )

- А теперь продолжим изучать свойства соли.

- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

опыт № 2: «Соль растворяется в воде».

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,

.Что произошло с солью ? (Соль растворилась)

Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод?( соль растворяется в воде)

- Молодцы.

- Поэтому  и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

. Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (разные ответы детей)

Воспитатель: Хорошо давайте проверим.

опыт № 3: «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка разный цвет краски)

Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.

Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью

. Что с ней произошло?(она закрасилась)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?(соль закрасилась)

- А теперь смойте кисточку водой положите на подставку

Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.

Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью

- Но это еще не всё

- Как я уже говорила , что с солью можно еще и рисовать

- И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли нарисовать рисунок

- присаживайтесь поудобнее

- Ребята послушайте меня внимательно, сейчас мы нарисуем рисунок который будет называться « НАША ПЛАНЕТА»

Объяснение:

   В середине картона нарисуйте большой круг, простым карандашом

          На круг нанесите кисточкой лей

         Посыпать солью круг  с нанесенным на него клеем

       Стряхните лишнюю соль

       Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными  оттенками жидкой краски

       Дождаться полного высыхания

- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе 

Пальчиковая игра

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

(Самостоятельная работа детей. Под музыку )

- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают 

Физкультминутка

Мы сидели , мы устали

Дружно все мы рисовали

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора

Встали дружно, потянулись

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись

Всем гостям мы улыбнулись

- Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.

 - Посмотрите и скажите

. каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)

- Давайте покажем наши рисунки  гостям.

(Дети показывают гостям рисунки)

- Ребята, можно ли сказать про соль:

. Что она- волшебная? (ДА)

- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная

- ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

- Давайте произнесем волшебные слова:

        ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В ребяток превратись!

Итог занятия:

- Ребята давайте расскажем нашим гостям

. Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью).

.Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)

- А в кого превращались?( Мы превращались в волшебников)

  - Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.

- И в подарок я хочу подарить вам вот такие медальки «ЛУЧШИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

       Под веселую музыку детям вручаю медальки

- А теперь давайте попрощаемся с гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Краткосрочный проект «Волшебная соль»

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа

Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"

Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....

Волшебная соль

В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но  возможно её можно ещё сократить или у...