Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Времена года"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Времена года
Цель. Расширение представлений детей о временах года во взаимосвязи сезонных изменений с жизнедеятельностью человека.
Задачи.
Образовательные: продолжать совершенствовать грамматический строй речи – умение образовывать прилагательных от существительных, учить составлять оригинальные «зимние узоры», используя новые техники изображения, закрепить умение анализировать и определять виды живописи, эмоционально воспринимать художественные и музыкальные произведения, передавая собственные впечатления.
Развивающие: развивать коммуникативную, речевую компетентность, зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать нравственные и эстетические чувства к окружающему миру, реальным событиям и сказочным героям, пробуждать желание к познанию нового.
Предварительная работа: ознакомление детей с сюжетом мультфильма «Дед Мороз и лето», фронтальная, под групповая, индивидуальная работа с детьми по лексическим темам: «Времена года», «Одежда», «Транспорт», «Дом», «Продукты питания», «Погода»; заучивание и обыгрывание стихотворений по видам живописи; экспериментальные игры по использованию различных техник изображения.
Словарная работа: пейзаж, натюрморт, портрет.
Материалы и оборудование: запись классической музыки «Времена года» А. Вивальди, пособие – панно «Времена года»; дидактические игры: «Транспорт» - иллюстрации видов транспорта, «Продукты питания», «Одежда», «Транспорт», «Дом», «Любопытная снежинка», «Составь портрет, пейзаж, натюрморт»; наборы специального материала по изодеятельности: свечи, соль, манка, гуашь, кисточки, клей, штампы растительных элементов, клеёнка, салфетки, вода, подставки; изображения снеговиков с фоном окна разных форматов.
Ход НОД
Организационный момент
Ребята, сегодня на улице очень холодно, а у нас в детском саду всегда тепло от того, что на ваших лицах всегда улыбки. Давайте, каждый из вас, от ладошки к ладошке, от улыбки к улыбке передаст друг другу своё тепло, доброту, нежность. (Звучит музыка А. Вивальди «Весна» - этюд психогимнастики).
Основная часть
Сейчас у нас начнётся новая игра, и, мне кажется, слова, которыми я начну нашу игру, какие-то особенные, и их нужно обязательно запомнить! (Звучит запись музыки «Зима», воспитатель подводит детей к игровому пособию «Времена года»).
Первой к нам зима идёт,
Новый год она зовёт.
Веселится возле ёлки весь народ,
Как зовётся этот праздник? (Новый год)
Дети, когда же происходит такой праздник? (Зимой)
А как мы можем узнать, что пришла зима? (Становится очень холодно, идёт снег, дует холодный, сильный ветер)
Игра – релаксация «Снежинки» (В сопровождении той же музыкальной записи, воспитатель с детьми становится в круг и выполняют соответствующие словам движения).
С неба звёзды падают, (ниспадающие движения рук, плавное приседание)
Лягут на поля,
И под ними скроется (плавные движения рук в стороны)
Чёрная земля.
Много-много звёздочек (сомкнуть указательные и большие пальцы рук и проделать «точечные движения»)
Тонких, как стекло.
Звёздочки холодные,
А земле тепло. (руки вперёд, ладони вверх).
О каких «звёздочках» я говорила? (О снежинках)
А вот и сама чудесная снежинка, да и к тому же ещё любопытная
Игра «Любопытная снежинка»
Сейчас мы будем передавать «Снежинку» по кругу и называть: кого или что интересное вы увидели в новогодний праздник? (Воспитатель обращает внимание на индивидуальные ответы детей).
Оказывается, что вы наблюдательные! А заметили ли вы, какая бывает погода во время зимних праздников?
Дидактическая игра «Хорошая погода»
А сейчас, ребятки, выбирайте себе понравившуюся снежинку, каждая из них подскажет вам задание. «Назовите, какая погода бывает чаще зимой?» (Дети по изображению на «снежинках» подбирают прилагательные: дождь – дождливая, снег – снежная и т. д.).
Как много вы узнали зимних новостей! Вы любите узнавать новости?
В сказках бывает много новостей
Может принести их Сорока на хвосте,
Пёрышко Жар-птицы, а может быть даже
Книги волшебной страницы…
А мы узнаем их по телефону,
Телевизору, магнитофону,
Много расскажут нам книги, газеты,
Мы в них найдём на вопросы – ответы.
Кто помогает, скажите скорей,
Знать для себя миллион новостей?!
Ответы детей: «Папы, мамы, бабушки, дедушки, воспитатели, книги, друзья, почтальоны».
(Воспитатель показывает конверт – письмо от Деда Мороза).
Кто вам принёс в таком красивом конверте новости? (Почтальон) Ребята, помогите, пожалуйста, прочитать, от кого это письмо? (Дети читают адрес отправителя и получателя).
От кого: От Деда Мороза.
Страна Крайнего Севера.
Кому: Любимым детям детского сада «Белоснежка». (Все слова на конверте написаны по слогам). Давайте быстрее узнаем, что написано в письме? (Воспитатель читает письмо).
Иду ко всем на праздник я зимнею порой,
По шару я земному шагаю с детворой,
Несу подарки всем я – взрослым, малышам,
И тоже о подарке я мечтаю сам.
Что такое лето, и так хочу скорей
Узнать об этом чуде прекрасном на земле.
Что бывает после, а что бывает до,
Ответьте мне, ребята, пришлите мне письмо.
Ну что, ребята ясно задание для вас?
Давайте вспомним, как я начала игру для вас? (Ответы детей в стихотворной форме).
1-й ребёнок. Первой к нам зима идёт,
Новый год она зовёт!
2-й ребёнок. За зимой, второй – весна,
Говорят, весна – красна!
3-й ребёнок. Третьим – лето всё в цветах,
И с малиной на кустах!
4-й ребёнок. А четвёртой – осень,
Лес наряд свой сбросил!
Воспитатель. Вы просто молодцы, всё знаете и всё вспомнили! Ваши ответы записал наш магнитофон. Дед Мороз получит от нас и звуковое письмо, и конечно узнает, как сменяют друг друга времена года. А теперь представьте, ребята, если бы Дед Мороз приходил к нам не зимой, а летом? Вы бы хотели такого чуда? Тогда, по-моему, нужно помочь Деду Морозу, позаботится о нём и послать ему подсказку – игру.
Дидактическая игра «Представьте себе…»
Ребята, нужно выбрать предметную иллюстрацию и, объяснив, доказать – почему это понадобится Деду Морозу в его путешествии! (Воспитатель даёт возможность доказывать целесообразность выбранной иллюстрации).
- На чём бы он мог к нам добраться, почему? (Иллюстрации транспорта).
- Удобно ли будет путешествовать Деду Мороза в шубе? Давайте придумаем одежду для него! (Иллюстрации одежды).
- Чем можно было бы угостить вашего гостя, что б он не растаял от жары? (Иллюстрации продуктов питания).
- В какие летние игры вы научите играть Деда Мороза? (Все картинки-подсказки воспитатель с детьми складывают в конверт).
Если о зиме Дед Мороз всё знает, тогда о каких временах года ему ещё нужно будет рассказать? (О трёх: весне, лете, осени).
(Воспитатель делит группу детей на три команды).
И так, для каждой команды у меня по одной музыкальной загадке и по одной загадке – подсказке. Ту загадку, которую вы отгадаете, о том времени года и будете составлять Деду Морозу письмо. (Звучит музыка о лете), загадка – подсказка 1-й команде:
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Всё поспевает.
Когда это бывает? (Задание: выбирать картинки, соответствующие данному времени года (лето), составить «натюрморт».)
Вопросы команде.
- Какие иллюстрации вы подберёте для составления натюрморта?
- Какие предметы могут окружать фрукты?
- Грустный или радостный этот натюрморт?
- Назовите форму, цвет, вкус выбранных фруктов
- Чем они полезны, что могут о себе рассказать?
- Что больше всего понравится Деду Морозу?
Звучит музыка «Осень», загадка – подсказка 2-й команде.
Грустные поля.
Мокнет земля.
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Задание: составить «осенний пейзаж», описать его, назвать осенние месяцы).
Вопросы команде.
- Что нужно изобразить, чтобы сразу было понятно, что это осень?
- Что будет изображено вверху, внизу, слева, справа на нашей картине?
- Какой величины будет полоса земли, неба?
- Где будут расти деревья, кусты?
- Какими будут по размеру изображения, расположенные вблизи, вдали?
Звучит музыка «Весна», загадка – подсказка 3-й команде.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Задание: составить портрет весны, назвать весенние месяцы).
Вопросы команде.
- Что можно сказать о характере портрета?
- Как вы думаете, какое у неё настроение?
- О чём она думает?
- Какие цвета и фон использованы в портрете?
- Почему много зелёного цвета?
Воспитатель. Вы все молодцы! Ваши ответы – картины складываем в конверт, чтобы потом отправить Деду Морозу, я думаю, он обрадуется таким интересным письмам.
Ой, а что это в конверте? (Воспитатель достаёт из конверта «снежный ком» для проведения подвижной игры «Загони снежок»). А теперь можно отдохнуть!
Подвижная игра «Загони снежок!»
(Дети становятся в круг, в центре – обруч с флажком.
Правила: продвигаться вперёд, подпрыгивая, подталкивать «снежок» к центру круга - флажку).
(Звучит музыка «Вьюга», воспитатель ь обращает внимание детей на иллюстрацию «Снеговик у окна»).
Ребята, Дед Мороз так размечтался о лете, что позабыл о выполнении «зимнего волшебства», даже снеговик у окна стал каким – то…?
Словесная игра «Опиши настроение Снеговика»
Ребята, с помощью каких слов можно рассказать, какое настроение у Снеговика? (Задумчивый, невесёлый, грустный, удивлённый, обиженный)
А как вы думаете, почему он такой? (Потому, что нет рта, носа, ведра, метёлки и волшебного узора на стекле)
Минутка любования узором на стекле.
Что за диво, словно в сказке,
Всё в морозном серебре –
Окна чудно разукрасил
Нам морозец на стекле.
Здесь и зимний лес пушистый,
Весь он в ветках серебристых.
Что ещё увидел там?
Нарисуй-ка всё ты сам!
Вопросы детям.
- Что вам напоминают узоры на окне? (Лес, листья, кусты, колоски, снежинки)
- Как вы думаете, какого цвета должен быть лист бумаги для изображения инея? (Белого, синего, голубого?)
- Почему зиму называют самым красивым и сказочным временем года?
А теперь, дети, внимание! У нас есть помощники: свечи, манная крупа, соль, штампы «листья».
Задания для команд;
1-я команда – нанесение узора способом прикладывания, «штамповки» листьев (натуральных или вырезанных из бумаги);
2-я команда – с помощью техники «фотокопии», нанесения узора свечой, затем покрытия листа краской голубого цвета;
3-я команда - техника рисования «граттаж» - процарапывание узора рисунка по нанесённому цветному клею (голубого цвета) и присыпанного манкой или мелкой солью.
Выполнение работы детьми (под музыку). Любование работами детей. (Дети складывают игры и работы в конверт). Воспитатель читает стихотворение.
Мы собрали все свои подарки,
Перевяжем всех их лентой яркой,
И теперь мы в гости летом жарким
Очень, очень ждём тебя!
Дед Мороз мы ждём тебя!
Итог.
Воспитатель. Вы дружно старались, были внимательными, аккуратными, правильно и интересно отвечали на вопросы. Дед Мороз, оказывается, без подарков и сюрпризов писем не отправляет. Вот, посмотрите, что я обнаружила на дне его конверта – это для вас угощение – «сладкие снежки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".
Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»
Конспект непосредственно образовательнойдеятельности в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми шестого года жизни по теме "Звук"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни по теме "Звук" (интеграция образователных областей: "Познание", Художественно - эстетическое разв...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников седьмого года жизни «В поисках принцессы Песенки»
Цель:развивать певческие умения, способствующие выразительному исполнению...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моё любимое время года» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование (с ИКТ) Для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ТНР)
Конспект разработан для детей группы компенсируещей направленности детей с ТНР подготовительной к школе группы...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В ГРУППЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Занятие по художественной литературе по стихотворению А.Барто "Зайка"...