Конспект НОД в подготовиельной к школе группе "Русская народная кукла"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД "Русская народная кукла" (подготовительная к школе группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_russkaya_narodnaya_kukla.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русская народная кукла»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: расширение кругозора детей о мире окружающих предметов, побуждение их к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на НОД.
Задачи:
1. Сформировать общее представление о славянской кукле-обереге («Познавательное развитие»).
2. Активизировать познавательную деятельность детей («Познавательное развитие»).
3. Обогащать и активизировать словарь названиями русской народной куклы («Речевое развитие»).
4. Ориентироваться поэтапно в задании, в правильной последовательности выполнять его «Художественно-эстетическое развитие».
5. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре («Социально-коммуникативное развитие»).
6. Осваивать общепринятые правила взаимоотношений со взрослым («Социально-коммуникативное развитие»).
7. Развивать интерес к подвижным играм и потребностей в двигательной активности («Физическое развитие»).
Методы и приемы: 1. Практические: физминутки, П/и, Д/и. 2. Наглядные: показ кукол, слайдов. 3. Словесные: ответы на вопросы, беседа, стихотворения, поговорки слушание записи.
Материалы и оборудование:
- Атрибуты русской избы, различные куколки.
- Слайдовая презентация «Русская народная кукла».
- Заготовки: хлопчатобумажная ткань (белая);
- разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец);
- красная хлопчатобумажная нить;
- ножницы;
-вата. - Аудиозаписи с русской народной музыкой.
Предварительная работа:
1.Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба».
2.Посещение «Русской избы».
3.Чтение русских народных сказок, былин,
4.Рассматривание иллюстрации.
5.Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок.
6.Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутки: «Вот мы руки разведем», «Весна». |
Изобразительная | Изготовление куклы-оберега «Колокольчик» |
Восприятие худ-ной лит-ры и фольклора | Чтение стихотворений, пословиц. Отгадывание загадки. |
Коммуникативная | Беседа о русской народной кукле. |
Игровая | П/и: «Потанцуй с куклой». Д/и: «Что изменилось?». |
Музыкальная | Слушание записи русской народной музыки. |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Целевые ориентиры | |
1. | Сюрпризный момент. Воспитатель объясняет, задает вопрос: - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. -Посмотрите, что я сегодня принесла в группу? - Сундук очень старый. Мне его моя бабушка подарила и всё время твердила: «Береги его, внученька, для души в нём добро хранится.» Я сберегала его. Хотите узнать, что в сундучке? -Присаживайтесь. Уши слушают – и все слышат, - Давайте заглянём в сундучок (достаёт куколку). - Посмотрите, ребята, какая интересная куколка, она совсем не похожа на ваших современных кукол. Какими куклами играли наши бабушки и прабабушки расскажет нам бабушкин сундучок. | Дети кланяются, прижав руку к сердцу: Здравствуйте! Дети слушают, отвечают на вопрос. | Ребенок проявляет любознательность. | |
2. | Беседа о русской народной кукле. Воспитатель объясняет, показывает слайды: - Эта кукла называется куколка-оберег. -Кто из вас может объяснить значение слова «оберег»? -В далёком прошлом, ребята, человек не мог объяснить явления природы, он очень боялся её грозной силы. Человек нуждался в защите, он так устроен, что должен, во что- то верить, кому-то доверять. Люди свято верили, что сделанная своими руками куколка могла оберегать, защитить их от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так появились первые куколки-обереги. -Куклы наших предков были безликими. -Кто из вас может объяснить значение слова «лико»? (лицо). – По старинным русским поверьям в кукле без лица не может поселится нечистая сила. Воспитатель рассказывает и показывает слайдовую презентацию «Русская народная кукла». Кукла-оберег «Пеленашка». В старину, женщина, ждущая ребёнка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а потом рядом с родившемся ребёночком, чтобы она оберегала его от злых духов. Колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: Сонница-бессоница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой.
Куклу наполняли зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. И вот Зерновушка прислала нам из прошлого пословицы, да вот только пока шагала через века последние слова в них потеряла. Поможем восстановить: - От скуки бери дело…. (в руки). День и ночь - Два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью – другого приговаривая: Кукла эта «День и ночь» Девка-баба. Кукла -"перевёртыш" Служила для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины. 12 лихорадок Ровно год был отпущен этому оберегу. Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый. Десятиручица | Слушают, смотрят слайды. | Обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет. | |
3. | Д/и: «Что изменилось?». Воспитатель предлагает:. -А теперь предлагаю поиграть. На столе расставлены игрушки, запомните их. Теперь закройте глаз и сосчитаем вместе до 10. -Открывайте. Все ли игрушки на столе? Может каких-то игрушек нет? | Дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в (добавляет или убирает игрушку, добавляет цветок и т.д.). | Ребенок владеет разными формами и видами игры. | |
4. | Физминутка «Вот мы руки разведем» Вот мы руки развели | Движения по тексту. | Двигается. | |
5. | Изготовление куклы – оберег «Колокольчик» Воспитатель объясняет, показывает изготовление куклы: -Ребята, подскажите какое сейчас время года? Правильно, зима. Что-то весна к нам никак не идет, опять снег да снег, наверно, плохо весну закликали. А хотите, чтобы весна поскорее к нам пришла? Тогда начинаем весну закликать: Жаворонки, жаворонки, Прилетите к нам Принесите к нам Лето теплое, Унесите от нас, Зиму холодную, Нам зима холодная Надоскучила, Руки, ноги отморозила! Попробуем мы колокольчиком ее завлечь. Для этого славяне создали куклу-колокольчик. Считают, что эта кукла с Валдая, где отливали знаменитые валдайские колокольчики. Нижнюю часть колокола называли «юбочкой», а форма колокола похожа на сарафанчик. Сейчас я предлагаю вам в нашей мастерской добрых дел сделать для наших гостей куклу – оберег «Колокольчик», она оберегает хорошее настроение, приносит в дом добрые вести. Но необходимо помнить, что делать её нужно в хорошем настроении и желать человеку, для которого делаешь оберег, только хорошее. | Дети рассматривают куклу. Запоминают последовательность выполнения куклы.
| Развивается внимание и память. | |
6. | Выполнение поделки. Воспитатель объясняет, показывает: -Подойдите к столам на них лежит необходимый материал для изготовления игрушки. –У вас на столах лежат кусочки ткани. Скажите, на какие геометрические фигуры похожи лоскутки ткани? (Квадрат, круг). -Одинаковые круги по величине? Для удобства я буду показывать каждый шаг выполнения игрушки и вместе со мной будите выполнять задание. 1. Сначала берем самый большой кружок, в центр кладем вату, перевязываем ниткой. 2. Сверху накладываем средний кружок, перевязываем нитками. 3. Снова кладем маленький кружок и перевязываем нитками. 4. Сверху повязываем белый квадрат и завязываем ручки. 5. Повязываем платок, перекрещиваем на груди, завязываем на спине. Кукла-колокольчик готова! | Дети подходят к столам, берут необходимые материалы. Смотрят на слайды, выполняют куклу. | Проявляет инициативу и самостоятельность при выполнении задания. | |
7. | Физминутка «Весна». К нам весна в село пришла Земля проснулась ото сна Глаза открыла, потянулась, Подмигнула, улыбнулась Веточками покачала Листочками пошуршала Травками пошевелила И травой лицо умыла. Руки в боки уперла Ногу вправо отвела. Покачала так немного. Думает: «Работы много. Хватит спать, пора вставать Пора работу начинать». |
Топают ногами Руки вверх покачали Пальчиками пошуршали Руки вниз и руками поводили Движения по тексту. | Он подвижен. | |
8. | Игра «Потанцуй с куколкой». На Руси любой праздник не обходился без танцев, сейчас я предлагаю вам стать с куклами и потанцевать Поднимает кукла руки, Вверх-вниз, вверх-вниз! А потом она танцует, Покружись, покружись! После танца всем ребятам Поклонись, поклонись! Эй, ребята, выходите! | Дети стоят с куклами в кругу, под русскую народную мелодию выполняют движения соответственно тексту. | Овладевает танцевальны-ми движениями. | |
8. | Итог НОД. Воспитатель объясняет: -О каких куклах вы сегодня узнали? -В какую игру играли? -Какую куклу мастерили сами? -Вы все справились с заданием? Замечательные игрушки получились. -Для чего вы их делали? Какой цель вы хотели достичь? -Как себя чувствовали, работая вместе? -Что нового вы узнали сегодня? Что было для вас особенно трудным? -Как вы преодолели трудности? -У вас на столе лежат смайлики, если улыбается- то было легко выполнять задания, если грустит - некоторые задания вызывали затруднения. -Вы все сегодня молодцы, замечательно справились с работой. Трудились все дружно, старались, довели начатое дело до конца! Спасибо! | Рассказывают о своей работе. | Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»
Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные куклы».Изготовление народной куклы»...
Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе.
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"...
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группе
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группеНаталья Поддерегина Конспект НОД по ручному труду «Знакомство...
Конспект занятия на тему "Ознакомление с русской народной куклой"
Расширить представление детей о русской народной кукле....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе: Изготовление народной куклы - оберега.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе: Изготовление народной куклы - оберега....