Конспект НОД в подготовиельной к школе группе "Русская народная кукла"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Алексеева Ольга Васильевна

Конспект НОД "Русская народная кукла" (подготовительная к школе группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_russkaya_narodnaya_kukla.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

«Русская народная кукла»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: расширение кругозора детей о мире окружающих предметов, побуждение их к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на НОД.

Задачи:

1. Сформировать общее представление о славянской кукле-обереге («Познавательное развитие»).

2.  Активизировать познавательную деятельность детей («Познавательное развитие»).

3. Обогащать и активизировать словарь  названиями русской народной куклы («Речевое развитие»).

4. Ориентироваться поэтапно в задании, в правильной последовательности выполнять его  «Художественно-эстетическое развитие».

5. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре («Социально-коммуникативное развитие»).

6. Осваивать общепринятые правила взаимоотношений со взрослым («Социально-коммуникативное развитие»).

7. Развивать интерес к подвижным играм и потребностей в двигательной активности («Физическое развитие»).

Методы и приемы:                                                                                                                                                                       1. Практические: физминутки, П/и, Д/и.                                                                                                                                                  2. Наглядные: показ кукол, слайдов.                                                                                                                                          3. Словесные: ответы на вопросы, беседа, стихотворения, поговорки слушание записи.

Материалы и оборудование:

  1. Атрибуты русской избы,  различные куколки.
  2.  Слайдовая презентация «Русская народная кукла».
  3. Заготовки: хлопчатобумажная ткань (белая);
    - разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец);
    - красная хлопчатобумажная нить;
    - ножницы;
    -вата.
  4. Аудиозаписи с русской народной музыкой.

Предварительная работа:

1.Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба».

2.Посещение  «Русской избы».

3.Чтение русских народных сказок, былин,

4.Рассматривание иллюстрации.

5.Слушание русских народных  песен, колыбельных, сказок.

6.Организация и проведение с детьми русских народных игр.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутки:  «Вот мы руки разведем»,         «Весна».

Изобразительная

Изготовление куклы-оберега «Колокольчик»

Восприятие худ-ной лит-ры и фольклора

Чтение стихотворений, пословиц.       Отгадывание загадки.

Коммуникативная

Беседа  о русской народной кукле.

Игровая

П/и: «Потанцуй с куклой».                                       Д/и: «Что изменилось?».

Музыкальная

Слушание записи   русской народной музыки.

Логика образовательной деятельности

п/п

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Целевые

ориентиры

1.

Сюрпризный момент.

Воспитатель объясняет, задает вопрос:                                                                       - Ребята, посмотрите,  сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

-Посмотрите, что я сегодня принесла в группу?  

- Сундук очень старый. Мне его моя бабушка подарила и всё время твердила: «Береги его, внученька, для души в нём добро хранится.»                                  Я сберегала его. Хотите узнать, что в сундучке?

-Присаживайтесь.

Уши слушают – и все слышат,
Глаза смотрят – и все видят.
Ноги не мешают, руки помогают.
А голова – хорошо думает.

- Давайте заглянём  в сундучок (достаёт куколку).
- Это же куколка!

- Посмотрите, ребята, какая интересная куколка, она совсем не похожа на ваших современных кукол.  Какими куклами играли наши бабушки и прабабушки расскажет нам бабушкин сундучок.

Дети кланяются, прижав руку к сердцу: Здравствуйте!

Дети слушают, отвечают на вопрос.

Ребенок проявляет любознательность.

2.

Беседа о русской народной кукле.

Воспитатель объясняет, показывает слайды:

- Эта кукла называется куколка-оберег.

-Кто из вас может объяснить значение слова «оберег»?

-В далёком прошлом, ребята, человек не мог объяснить явления природы, он очень боялся её грозной силы. Человек нуждался в защите, он так устроен, что должен, во что- то верить, кому-то доверять. Люди свято верили, что сделанная своими руками куколка могла оберегать, защитить их от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так появились первые куколки-обереги.
У славянских народов было  много кукол, и каждая из них выполняла свою роль.

-Куклы наших предков были безликими.

-Кто из вас может объяснить значение слова «лико»? (лицо).

 – По старинным русским поверьям в кукле без лица не может поселится нечистая сила.

Воспитатель рассказывает и показывает слайдовую презентацию «Русская народная кукла».

Кукла-оберег «Пеленашка».

В старину, женщина, ждущая ребёнка, делала и клала Пеленашку в колыбельку, а потом рядом с родившемся ребёночком, чтобы она оберегала его от злых духов.
Чтоб малыш спокойно спал,
мама отдыхала, кукла духов на себя
злобных отвлекала.
Пеленашка делалась такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша, тогда она станет первой игрушкой малыша.

Колыбельная кукла Бессоница.

Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессоница,                                                                        Не играй моим дитятком,                                                       А играй этой куколкой.


Куколка зерновушка

Куклу наполняли зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.

И вот Зерновушка  прислала нам из прошлого пословицы, да вот только пока шагала через века последние слова в них потеряла. Поможем восстановить:                                                                              - От скуки бери дело…. (в руки).
- Маленькое дело лучше большого … (безделья).
- Была бы охота – заладится любая (работа).
- Поспешишь людей
(насмешишь).
- Глаза страшатся, а руки
(делают).
- Где хотение, там и … .
(умение) .

День и ночь                                                                                        - Два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой - из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали одного, ночью – другого приговаривая:

Кукла эта «День и ночь»
Всю беду прогонит прочь!
Днём «Белая» дом сторожит,
Ночью «Синяя» за ним приглядит!

Девка-баба.                                                                                  Кукла -"перевёртыш" Служила для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.

                                                                                          12 лихорадок                                                                          Ровно год был отпущен этому оберегу. Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Десятиручица
Но была ещё одна кукла – оберег по моему мнению самая главная и предназначалась она для самого близкого нам человека. А вот для кого, отгадайте:
Человек живёт на свете,
Дорог он и нужен детям,
Он один у них на век,
Кто же этот человек?
Правильно, мама.
А что делает мама? (готовит, гладит стирает …)
Вот видите, как много дел делают наши мамы. А рук у мамы всего две. Вот в помощь хозяюшке - маме и существовала кукла оберег Десятиручица.
Считалось, что эта кукла оберегает мамины руки от усталости, травм, а также облегчает женский труд.

Слушают, смотрят слайды.

Обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет.

3.

Д/и: «Что изменилось?».                                                            Воспитатель предлагает:.

-А теперь предлагаю поиграть. На столе расставлены игрушки, запомните их. Теперь закройте глаз и сосчитаем вместе до 10.

-Открывайте. Все ли игрушки на столе? Может каких-то игрушек нет?

Дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в (добавляет  или убирает игрушку, добавляет цветок и т.д.).

Ребенок владеет разными формами и видами игры.

4.

Физминутка «Вот мы руки разведем»

Вот мы руки развели
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Движения по тексту.

Двигается.

5.

Изготовление куклы – оберег «Колокольчик»

Воспитатель объясняет, показывает изготовление куклы:    

-Ребята, подскажите какое сейчас время года? Правильно, зима.  Что-то весна к нам никак не идет, опять снег да снег, наверно, плохо весну закликали. А хотите, чтобы весна поскорее к нам пришла?

Тогда начинаем весну закликать:                                                 Жаворонки, жаворонки,                                                             Прилетите к нам                                                                  Принесите к нам                                                             Лето теплое,                                                                                Унесите от нас,                                                                            Зиму холодную,                                                                            Нам зима холодная                                                                   Надоскучила,                                                                                  Руки, ноги отморозила!                                                            Попробуем мы колокольчиком ее завлечь. Для этого славяне создали куклу-колокольчик. Считают, что эта кукла с Валдая, где отливали знаменитые валдайские колокольчики. Нижнюю часть колокола называли «юбочкой», а форма колокола похожа на сарафанчик.

Сейчас я предлагаю вам в нашей мастерской добрых дел сделать для наших гостей куклу – оберег «Колокольчик», она оберегает хорошее настроение, приносит в дом добрые вести. Но необходимо помнить, что делать её нужно в хорошем настроении и желать человеку, для которого делаешь оберег, только хорошее.                                                              

Дети рассматривают куклу.

Запоминают последовательность выполнения куклы.

 

Развивается внимание и память. 

6.

Выполнение поделки.                                                         Воспитатель объясняет, показывает:                                                   -Подойдите к столам на них лежит необходимый материал для изготовления игрушки.                                                                                            –У вас на столах лежат кусочки ткани.                         Скажите, на какие геометрические фигуры похожи лоскутки ткани? (Квадрат, круг).

-Одинаковые круги по величине? 

Для удобства я буду показывать каждый шаг выполнения игрушки и вместе со мной будите выполнять задание.

1. Сначала берем самый большой кружок, в центр кладем вату, перевязываем ниткой.

2. Сверху накладываем средний кружок, перевязываем нитками.

3. Снова кладем маленький кружок и перевязываем нитками.

4. Сверху повязываем белый квадрат и завязываем ручки.

5. Повязываем платок, перекрещиваем на груди, завязываем на спине. Кукла-колокольчик готова!

Дети подходят к столам, берут необходимые материалы.

Смотрят на слайды, выполняют куклу.

Проявляет инициативу и самостоятельность  при выполнении задания.

7.

Физминутка «Весна».                                                                            К нам весна в село пришла                                                    Земля проснулась ото сна                                                                       Глаза открыла, потянулась,                                                    Подмигнула, улыбнулась                                                  Веточками покачала                                                              Листочками пошуршала                                              Травками пошевелила                                                                      

И травой лицо умыла.                                                                   Руки в боки уперла                                                                                  Ногу вправо отвела.                                                                   Покачала так немного.                                                                     Думает: «Работы много.                                                                         Хватит спать, пора вставать                                                            Пора работу начинать».

 

Топают ногами

Руки вверх покачали Пальчиками пошуршали                              Руки вниз и руками поводили

Движения по тексту.

Он подвижен.

8.

Игра «Потанцуй с куколкой».

На Руси любой праздник не обходился без танцев, сейчас я предлагаю вам стать с куклами и потанцевать

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз!

А потом она танцует,

Покружись, покружись!

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись!

Эй, ребята, выходите!
Пляску куклам посвятите!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
Вот такой весёлый пляс
Начинается у нас!
Кукол дружный хоровод
Не стоит уже на месте
Все танцуют с нами вместе.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!

Дети стоят с куклами в кругу, под русскую народную мелодию выполняют движения соответственно тексту.

Овладевает танцевальны-ми движениями.

8.

Итог НОД.

Воспитатель объясняет:

-О каких куклах вы сегодня узнали?

-В какую игру играли?

-Какую куклу мастерили сами?

-Вы все справились с заданием? Замечательные игрушки получились.

-Для чего вы их делали? Какой цель вы хотели достичь?

-Как себя чувствовали, работая вместе?

-Что нового вы узнали сегодня? Что было для вас особенно трудным?

-Как вы преодолели трудности?

-У вас на столе лежат смайлики, если улыбается- то было легко выполнять задания, если грустит - некоторые задания вызывали затруднения.

-Вы все сегодня молодцы, замечательно справились с работой. Трудились все дружно, старались, довели начатое дело до конца! Спасибо!

Рассказывают о своей работе.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»

Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные  куклы».Изготовление народной куклы»...

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» в старше - подготовительной группе....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"...

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группе

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Пеленашки» в подготовительной группеНаталья Поддерегина Конспект НОД по ручному труду «Знакомство...

Конспект занятия на тему "Ознакомление с русской народной куклой"

Расширить представление детей о русской народной кукле....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе: Изготовление народной куклы - оберега.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе: Изготовление народной куклы - оберега....