СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Бахматова Т.В.
г.Копейск
Формирование экологической компетентности
у детей дошкольного возраста
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Начинать воспитывать экологическую культуру и ответственность следует именно с дошкольного возраста, так как именно в это время приобретенные знания могут преобразоваться в прочные убеждения.
После изучения имеющихся у детей знаний и представлений о природе родного края, появляется необходимым главной целью экологического воспитания определить повышение уровня экологической компетентности детей дошкольного возраста, формирование осознанно правильного отношения к природе.
Достижение поставленной цели возможно через реализацию следующих задач экологического воспитания:
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Развивать положительно-нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
- Воспитывать экологически целесообразное поведение в природе.
Работу в данном направлении следует начинать с создания предметно-развивающей среды:
- Создание и пополнение картотек (загадки, пословицы, поговорки, стихи, песни, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, физ.минутки)
- Систематизация дидактического материала по темам: «Растения и их плоды», «Деревья и листья», «Береги живое», «Природно-климатические зоны Земли и их обитатели», «Стань другом природы», «Природные и погодные явления», «Живая и неживая природа», «Земля, Луна и звезды», «Созвездия зодиака»
- Оформление папок «Экологический светофор», «Экологические знаки», «Времена года», «Познавательные сказки», «Первоцветы», «Наши младшие друзья», «Мы их знаем», «Пищевые цепочки», «Пословицы в картинках», «Схемы цикла развития насекомых», «Космические путешествия»
- Создание панно «Времена года», «Как лесник заботится о лесе», «Планеты солнечной системы», «Портрет месяца»
Для формирования основ экологической культуры у дошкольников возникает необходимость разработать тематический план работы, который включает в себя четыре направления: непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения, опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе), самостоятельную деятельность и взаимодействие с семьей.
В системе непрерывного экологического образования и воспитания детей важен фундамент, на котором формируется личность – это семья. И если фундамент заложен плохо, приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровень его культурно-интеллектуального развития. Поэтому так важно системное сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию, установление с ними партнерских отношений. Практический опыт работы позволяет отметить ряд мероприятий, к которым родители проявили особый интерес, которые способствовали формированию мотива взаимодействия и сотрудничества у родителей: создание в группе мини-музея по экологическому воспитанию; проведение экологических акций: «Час Земли», «Подари цветную льдинку дереву», «Ледяные часы. «Времена года», «Соберем макулатуру – спасем деревья», «Посади дерево на выпускной»; выпуск фотогазет: «Осенняя прогулка», «Деревья – наши друзья», «В гостях у хвойных деревьях», «Лесная горка», «Зимние забавы», «Экологический центр»; составление познавательных сказок о природе; составление пищевых цепочек; совместные экскурсии в лес в разное время года; совместные поделки с детьми из природного материала. Для родителей проводятся консультации: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста», «Досуг с ребенком на природе», «Природа вас ждет она, вам рада!», «Опасные растения», «Детское экспериментирование на дачном участке».
Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получилось в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Когда в группе проходила акция «Подари цветную льдинку дереву», детям был показан способ окрашивания воды, разливания по формочкам и вынос на холод. Вечером было предложено сделать дома необычную льдинку и придумать свой способ замораживания. Утром дети с удовольствием рассматривали необычные льдинки с товарищами, и рассказывали, что заморозили льдинки в холодильнике, в специальном отделение, которое называется морозильная камера. На прогулке дети с удовольствием дарили свои льдинки дереву, и всю зиму наблюдая за деревом, общались с ним как с живым существом.
Традиционными у нас стали экскурсии в лес в разное время года, цель экскурсий:
- закрепить знания детей о явлениях в природе в разное время;
- расширить природоведческие знания детей и родителей о природе родного города;
- вызвать у родителей интерес к организации и проведению походов.
Ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймет, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется – убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показывать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит, мотивировано и обоснованно, подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.
Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Например, экскурсии в экологический центр, где дети могут понаблюдать за многочисленными обитателями живого уголка, услышать интересный рассказ об их повадках и вкусовых пристрастиях, поучаствовать в кормлении и просто пообщаться с животными.
В зимнее время на нашем участке всегда бывают вывешены кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запомнить их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту: дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они испугаются и улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что надо взять хлеб для птиц, приносят корм из дома.
Одной из эффективных форм познания природы являются выставки совместных поделок из природного материала. Совместное творчество с детьми – это развитие их образного мышления, мелкой моторики рук; воспитание любви к прекрасному; знакомство с разнообразными материалами и способами работы с ними. Кроме всего прочего, это замечательный способ общения с ребенком и обогащения его внутреннего мира.
Анализ проведенной работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. При соблюдении систематической работы по данному направлению растет экологическая компетентность детей, отмечается их стремление к здоровому образу жизни, осознанному и бережному отношению к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Формирование правовой компетентности у детей дошкольного возраста
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда начинать знакомить своего ребенка с правами и ко...
«Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста».Анализ опыта работы.
Анализ опыта работы по теме : «Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста». Представлен на районном конкурсе "Воспитатель...
Использование технологий проектного метода для формирования начал социальной компетентности у детей дошкольного возраста.
Из опыта работы по использованию проектного метода в ДОУ....
Отчет По теме: «Возрастной подход в усвоении социальной компетентности у детей дошкольного возраста» ( опыт работы по теме)
Из опыта работы...
«Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» тема: «Организация сюжетно - ролевой игры в средней группе на тему пожарные».
Здесь представлен материал, который поможет спланировать игровую деятельность у дошкольников....
Использование сказок как средства формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста
В статье представлена актуальность проблемы формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста, рассмотрены основные понятия - “экологическая компетентность”, “ко...