Окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Познавательное развитие: «Вода. Свойства воды»
«Социально-коммуникативное развитие»
- закреплять правила безопасности при проведении опытов.
«Речевое развитие»
-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
- обогащать словарный запас детей (гейзеры);
-воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;
-развивать самостоятельность у детей в процессе опытов.
Материалы и оборудование:
пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, тарелочки пластиковые, ложечки, камешки, термос с теплой водой, трубочки.
Предварительная работа:
Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах
воды.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;
-закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Беседа с детьми о значении воды.
Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
Чтение сказки «Путешествие Капельки».
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
Знакомство с круговоротом воды в природе.
Ход НОД:
Организационный момент.
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
Воспитатель читает письмо:
" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».
-Ребята, а что вы знаете о воде?
(Показ слайдов)
Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана…
И тихая заводь пруда, струя водопада,
И брызги фонтана, и все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна!
I часть: Вводная.
Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Дети - Да.
Воспитатель – А как?
Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.
Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке.
Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?
Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.
Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?
Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:
Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.
-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
-Нужно слушаться воспитателя.
-Внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Опыт 1.Вода бесцветная.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети – Лист белого цвета.
Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети – Нет.
Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?
Дети – Да.
(подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?)
Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?
Дети – Вода без цвета.
Воспитатель - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?
Дети – Вода - бесцветная.
Первое свойство – вода без цвета (схема).
Опыт2. Вода прозрачная.
Воспитатель - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Дети – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель – Какой делаем вывод?
Дети - Вода – прозрачная.
Второе свойство – вода прозрачная (схема).
Опыт 3. Вода меняет цвет.
Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети – Вода изменила свой цвет.
Воспитатель - Какой вывод из этого следует?
Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Третье свойство – вода меняет цвет (схема).
Опыт 4.Вода без вкуса.
Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.
Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?
В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)
Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)
Дети - Вода безвкусная.
Воспитатель – Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?
Дети – Сладкий, соленый.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Четвертое свойство – воде можно придать вкус (схема).
Опыт 4.Вода без запаха.
Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.
Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель – Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.
- Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?
Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?
Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Пятое свойство – воде можно придать запах (картинка).
Физминутка.
Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)
Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)
Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».
Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).
Дети – В воде сахарный песок растворился.
Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?
Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Дети – Песок не растворяется, вода становится мутной.
Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Дети – Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.
Шестое свойство – вода растворитель (схема).
Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Воспитатель – Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?
Дети – Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?
Вывод: Воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).
Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры (показ слайда). От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Воспитатель - А в каких состояниях встречается вода в природе?
Дети: В жидком, твердом и в газообразном виде.
Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.
(слайд «Круговорот воды в природе»)
Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт 7 « Облако в банке».
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.
Воспитатель - Во что превратилось наше облако?
Дети – Облако превратилось в дождь (Схема).
Вывод: Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).
III часть. Подведение итога.
- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке эту книжку? Спасибо ребята, вы все большие молодцы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие: «Вода. Свойства воды»
«Социально-коммуникативное развитие»
- закреплять правила безопасности при проведении опытов.
«Речевое развитие»
-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
- обогащать словарный запас детей (гейзеры);
-воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;
-развивать самостоятельность у детей в процессе опытов.
Материалы и оборудование:
пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, песком, тарелочки пластиковые, ложечки, камешки, термос с теплой водой, трубочки.
Предварительная работа:
Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах
воды.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;
-закреплять знание детей о свойствах и круговороте воды в природе.
Беседа с детьми о значении воды.
Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ».
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
Чтение сказки «Путешествие Капельки».
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
Знакомство с круговоротом воды в природе.
Ход НОД:
Организационный момент.
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
Воспитатель читает письмо:
" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».
-Ребята, а что вы знаете о воде?
(Показ слайдов)
Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана…
И тихая заводь пруда, струя водопада,
И брызги фонтана, и все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна!
I часть: Вводная.
Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Дети - Да.
Воспитатель – А как?
Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке.
Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке.
Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?
Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.
Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?
Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:
Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.
-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
-Нужно слушаться воспитателя.
-Внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод.
Опыт 1.Вода бесцветная.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети – Лист белого цвета.
Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети – Нет.
Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?
Дети – Да.
(подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?)
Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?
Дети – Вода без цвета.
Воспитатель - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?
Дети – Вода - бесцветная.
Первое свойство – вода без цвета (схема).
Опыт2. Вода прозрачная.
Воспитатель - Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Дети – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель – Какой делаем вывод?
Дети - Вода – прозрачная.
Второе свойство – вода прозрачная (схема).
Опыт 3. Вода меняет цвет.
Воспитатель - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети – Вода изменила свой цвет.
Воспитатель - Какой вывод из этого следует?
Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Третье свойство – вода меняет цвет (схема).
Опыт 4.Вода без вкуса.
Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.
Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?
В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)
Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)
Дети - Вода безвкусная.
Воспитатель – Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?
Дети – Сладкий, соленый.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Четвертое свойство – воде можно придать вкус (схема).
Опыт 4.Вода без запаха.
Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.
Воспитатель - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель – Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.
- Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?
Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?
Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Пятое свойство – воде можно придать запах (картинка).
Физминутка.
Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)
Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)
Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».
Воспитатель - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось).
Дети – В воде сахарный песок растворился.
Воспитатель - Что произойдет, если мы добавим в воду песок?
Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Дети – Песок не растворяется, вода становится мутной.
Воспитатель - Растворится ли в воде мука? Добавляем в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Дети – Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.
Шестое свойство – вода растворитель (схема).
Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Воспитатель – Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?
Дети – Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?
Вывод: Воде можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей (схема).
Воспитатель - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры (показ слайда). От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Воспитатель - А в каких состояниях встречается вода в природе?
Дети: В жидком, твердом и в газообразном виде.
Воспитатель - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.
(слайд «Круговорот воды в природе»)
Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт 7 « Облако в банке».
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела.
Воспитатель - Во что превратилось наше облако?
Дети – Облако превратилось в дождь (Схема).
Вывод: Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).
III часть. Подведение итога.
- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Отправим Незнайке эту книжку? Спасибо ребята, вы все большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)
Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...
Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...
Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»
Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...