«Что такое заповедник?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: «Что такое заповедник?»
Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema1.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Что такое заповедник?»
Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Ход занятия
Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет.
(солнце)
- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь.
Он - невидимый, и все же Без него мы жить не можем.
(воздух)
- А без воздуха можем мы прожить?
Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я. Кто такая?
(вода)
Подмигнет тебе украдкой Из травы фонарик сладкий.
(ягода)
Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке.
(гриб)
Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком И поделится медком.
(пчела)
Блещет в речке чистой Спинкой серебристой.
(рыба)
- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В
истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и
животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае под…….. находится и охраняется государством один из самых старейших заповедников -………………… заповедник?
- Это чудный лесной островок в степи, где живет много животных и
растет много растений. - На эмблеме …………..заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.
Работящие зверьки Строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки вход. (бобры)
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.
(олень)
- Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. Своим созданием и
существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.
Посмотрите на бобра: Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину, Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра Поострее топора.
- Бобры - хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину -под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры - симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники: в Татарии, в Белоруссии, в Азербайджане.
Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Интересна история появления оленей в наших воронежских лесах. Воронежский писатель В. Кораблинов - уроженец этих мест. В своих рассказах он описывает многочисленные наблюдения за жизнью и поведением лесных зверей и птиц заповедника. А про оленей пишет, что однажды «принцесса, очень любившая зверей, привезла в Рамонь из чужих стран оленей и выпустила их в наш лес...»
Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.
Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой и осиной растут дубы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав.
В Белоруссии расположен заповедник «Беловежская пуща», в котором проживают очень крупные животные - зубры. Зубр - это дикий бык, высота его доходит до 2 метров, а вес - до 1 тонны. Когда зубр сердит, он очень страшен и опасен.
Очень много здесь и других животных - горностаев, норок, лисиц, куниц, хорьков, белок, зайцев.
На севере, в холодном Белом море, много островов. Жили на них птицы гаги. Из их пуха делали люди теплые пушистые вещи. И птиц становилось все меньше и меньше. И тогда люди решили: надо беречь эту красивую и полезную птицу. Нельзя допустить ее полного исчезновения. Так на островах был создан заповедник «Семь островов». Здесь живут гаги, их теперь стало много. Они хорошо соседствуют с очень красивыми выносливыми северными оленями.
Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники - это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
Стремительно вникая в опыт древних И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев, А ловкости и силе - у зверей. У птиц учился чувствовать свободу, У рыб - сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу От всех врагов достойно защищать.
(П. Сергеев)
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Правила охраны природы:
- На природе запоминать увиденное.
- Ходить по тропинкам.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не топтать цветы, травы.
- Не кричать, не включать громко музыку.
- Не разорять птичьих гнезд.
- Не ловить насекомых.
- Не разрушать грибницы.
- Не ловить мальков и лягушек.
- Не ломать паутинки.
- Не разжигать костров.
- Не разорять муравейники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...