«Что такое заповедник?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Горбачева Таисия Петровна

Тема: «Что такое заповедник?»

Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны; форми­ровать ответственное и бережное отношение к родной при­роде; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое заповедник?»

Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:  Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,   И не пекарь, а печет.

(солнце)

-        Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь  И обратный держит путь.

 Он - невидимый, и все же  Без него мы жить не можем.

(воздух)

-        А без воздуха можем мы прожить?

Меня пьют, Меня льют,  Всем нужна я. Кто такая?

(вода)

Подмигнет тебе украдкой  Из травы фонарик сладкий.

(ягода)

                    Стоял на крепкой ножке,  Теперь лежит в лукошке.

(гриб)

Домовитая хозяйка  Пролетает над лужайкой,

 Похлопочет над цветком  И поделится медком.

(пчела)

                      Блещет в речке чистой  Спинкой серебристой.

(рыба)

  • Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
  • А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
  • А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)

-        Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В
истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и
животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

  • Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае под…….. находится и охраняется государством один из самых старейших заповедников -………………… заповедник?
  • Это чудный лесной островок в степи, где живет много животных и
    растет много растений.
  • На эмблеме …………..заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.

Работящие зверьки  Строят дом среди реки.  Если в гости кто придет,  Знайте, что из речки вход. (бобры)

Трав копытами касаясь,  Ходит по лесу красавец,

 Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.

(олень)

-        Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. Своим созданием и
существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.

Посмотрите на бобра: Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,  Строит в заводи плотину.

Зубы крепкие бобра  Поострее топора.

- Бобры - хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину -под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры - симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники: в Татарии, в Белоруссии, в Азербайджане.

Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Интересна история появления оленей в наших воронежских лесах. Воронежский писатель В. Кораблинов - уроженец этих мест. В своих рассказах он описывает многочисленные наблюдения за жизнью и поведением лесных зверей и птиц заповедника. А про оленей пишет, что однажды «принцесса, очень любившая зверей, привезла в Рамонь из чужих стран оленей и выпустила их в наш лес...»

Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.

Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой и осиной растут дубы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав.

В Белоруссии расположен заповедник «Беловежская пуща», в котором проживают очень крупные животные - зубры. Зубр - это дикий бык, высота его доходит до 2 метров, а вес - до 1 тонны. Когда зубр сердит, он очень страшен и опасен.

Очень много здесь и других животных - горностаев, норок, лисиц, куниц, хорьков, белок, зайцев.

На севере, в холодном Белом море, много островов. Жили на них птицы гаги. Из их пуха делали люди теплые пушистые вещи. И птиц становилось все меньше и меньше. И тогда люди решили: надо беречь эту красивую и полезную птицу. Нельзя допустить ее полного исчезновения. Так на островах был создан заповедник «Семь островов». Здесь живут гаги, их теперь стало много. Они хорошо соседствуют с очень красивыми выносливыми северными оленями.

Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники - это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

                      Стремительно вникая в опыт древних И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев, А ловкости и силе - у зверей.                                                                                               У птиц учился чувствовать свободу, У рыб - сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу  От всех врагов достойно защищать.

(П. Сергеев)

-        Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

-        Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Правила охраны природы:

  1. На природе запоминать увиденное.
  2. Ходить по тропинкам.
  3. Не ломать ветки деревьев.
  4. Не топтать цветы, травы.
  5. Не кричать, не включать громко музыку.
  6. Не разорять птичьих гнезд.
  7. Не ловить насекомых.
  8. Не разрушать грибницы.
  9. Не ловить мальков и лягушек.
  1. Не ломать паутинки.
  2. Не разжигать костров.
  3. Не разорять муравейники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...