"Русский народный костюм"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
конспект занятия русский народный костюм - хранитель истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие
с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация)
с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: Русский народный костюм – хранитель истории
Выполнила:
воспитатель
первой квалификационной категории
Воробьева Елена Викторовна
Болотное - 2016
Цель:
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
3. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.
4. Развитие художественных навыков, творческого воображения.
Обогащение и активизация словаря: рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея, порты, зипун, онучи, лапти, передник, понёва, гашник, венчик, кичка, сорока, колпак, картуз.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о русской народной одежде; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде, оформление выставки «Кокошник».
Материал: презентация, иллюстрации с изображением кокошников, аудиозапись фольклорной музыки, шляпка для игры, шаблоны кокошников, тарелочки по количеству детей, бисер разных цветов, клей ПВА.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Мы отправимся в историю русской одежды. Рассаживайтесь поудобнее.
1 слайд
Русский народный костюм - хранитель истории.
2 слайд
А встречает нас девица - красавица!
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
-А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм?
Дети: В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках.
Воспитатель: Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.
3 слайд
Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?
Дети: Рубахи.
Воспитатель: Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?
Дети: длинная и короткая – женская и мужская.
Воспитатель: Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.
4 слайд
-А что же носили с рубахой?
Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.
- Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Надевается спереди.
5 слайд
А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
6 слайд
А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.
Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.
- Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.
7 слайд
А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.
- Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.
8 слайд
Два сапога - пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.
-Какая еще обувь вам знакома?
Дети: лапти, валенки.
Воспитатель: «В дорогу идти - пять пар плети», - говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?
Ответы детей.
9 слайд
Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)
- Что вы можете рассказать о женском головном уборе?
Ответы детей.
Воспитатель: Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.
Кокошник – один из старинных головных уборов.
В те далекие времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или кокошниками.
Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого носили платки.
А вы знаете, что кокошник происходит от слова кокош?- петух, курица.
Посмотрите, верх кокошника похож на гребень петуха.
Давайте посмотрим, как украшен кокошник.
Кокошники украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекла, золотой нитью, драгоценными камнями.
Всех драгоценней убор головной,
Жемчугом шитый и битью золотой
Так испокон сохранен на Руси
Женский кокошник небывалой красы.
Воспитатель: А кто же мастерил эти красивые, старинные головные уборы? Дети: Девушки.
Воспитатель: Они не только умели работать, но и веселиться, а какое же веселье без игры?
Игра: «Какой головной убор носил сказочный герой».
По кругу передают шляпу, играет музыка, музыка останавливается, тот, у кого шляпа - называет головной убор, того персонажа которого я назову.
Золушка – чепчик.
Буратино – колпачок.
Доктор Айболит – шапочка.
Незнайка – шляпа.
Старушка Шапокляк – шляпка.
Почтальон Печкин-шапка ушанка.
Дед Мороз – шапка.
Снегурочка – кокошник.
10 слайд
По одежке встречают!
По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.
11 слайд
Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.
Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.
Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.
По степени изношенности все её разделяли на ветшалое платье (старое, изношенное), вседневное (повседневное - на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.
- Как вы думаете, что значит чинили?
Ответы детей
12 слайд
Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье?
Дети: Корыто, кадка.
Воспитатель: Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось
- Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье?
Дети: Речка.
Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.
13 слайд
На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубель - два неразлучных друга.
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход:
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.
- Давайте покажем, как стирали и гладили белье.
Имитация движений «Стирка»
(замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили)
14 слайд
Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!
- Из лыка свито
Дырявое корыто (лапти)
- Дуйся не дуйся, а
Через голову суйся (рубаха)
- По дороге шёл,
Две дороги нашёл,
по обеим пошёл (порты)
- Надену - ободом сведет,
Сниму - змеёю упадет. (пояс)
15 слайд 16 слайд
Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”
Давайте сравним рубаху с рубашкой.
Народный сарафан и современный.
17 слайд
Пословица - недаром молвится.
Не поносишь старого – не носить и нового! Как вы ее понимаете.
Ответы детей.
18 слайд
Чтение стихотворения.
Продуктивная деятельность.
На столах лежат приготовленные заранее шаблоны кокошников, клей ПВА и разноцветный бисер, насыпанный в тарелочки.
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в нашу мастерскую! Ребята, у вас на столах лежат шаблоны кокошников. Сегодня мы с вами будем мастерицами, и каждый украсит свой кокошник бисером.
Во время выполнения аппликации, воспитатель внимательно следит за процессом, оказывает необходимую помощь. На протяжении всей работы тихо звучит музыка.
Оформляется выставка.
Воспитатель: Ребята, вы работали замечательно! Благодарю всех за прекрасно выполненную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский народный костюм
Русский народный костюм...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....
БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»
: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...
Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....
- Мне нравится (3)