Ознакомления дошкольников с природой и развитии у них познавательных интересов.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Алексеева Наталья Михайловна

Познавательный интерес к природе – это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_priroda.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомления дошкольников с природой

и развитии у них познавательных интересов.

           Познавательный интерес к природе – это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.  

   Мощным фактором, способствующим интеллектуальной активности детей - природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

               Начальной ступенью умственной деятельности ребенка есть ощущение и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели уделяют прежде всего внимание организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активным двигательным воспроизводящей деятельностью.

             Первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениями температуры - на улице тепло / холодно / жарко; за осадками - идет снег / дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Внимание малышей неустойчивая, организовать всю группу сразу трудно. На первых порах возможно проведение работы по подгруппам из 2-3 человек.

            Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра.

            Организуя наблюдения со старшими дошкольниками, возможно увеличение подгруппы до 5-6 человек. Также можно продлить сроки наблюдения и расширить тематику. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе облака и оно темное, серое, то будет пасмурный день.

           Меняется и характер наблюдения за растениями, отмечались окраску листьев, цветков, вид посадки (рядами, по одному растениями).

           В ненастные дни, когда пребывание на воздухе прекращается, можно проводить наблюдения за комнатными растениями, сравнивать размер, форму и окраску листьев и цветков.

            Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяем. Этот дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

           Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения разные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания - ощущения и восприятия.

Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей.

          Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, которая является источником пробуждения познавательных интересов.

          Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой школьник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующий его проблемы: изучать жизнь муравейника; экспериментировать - предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, выражает оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляет творческое отношение к объекту и процесса познания. Таким образом, показателем интереса ребенка служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш постигает мир вокруг себя.

          Развитие любознательности, потребности познать новое - одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что влияет на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов способствуют усвоению знаний, так как является побудительной силой к их приобретению, с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.

         Побуждение к интеллектуальной активности с помощью элементарной поисковой деятельности в процессе овладения знаниями о природе приведет к формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

      На первом этапе необходим накопить запас конкретных представлений у детей о тех явлениях природы, которые впоследствии будут осваиваться ими с помощью поисковой деятельности, сформировать элементарную деятельность наблюдения.

      На втором этапе следует научить детей использовать поисковую деятельность в решении познавательных задач, поставленных воспитателем.  

      На третьем этапе нужно было совершенствовать поисковую деятельность детей за счет усиления самостоятельности в решении познавательных задач, поставленных воспитателем, а также в процессе решения задач, поставленных детьми самостоятельно.

       В результате проведенной работы по обучению детей поисковой деятельности в процессе усвоения знаний о природе можно сделать следующие выводы:

- организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами.

- организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

- развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделение внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановки познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, соображений.

Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе.

     Ознакомление детей с природой осуществляется в различных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

     Обучение детей на занятиях осуществляется различными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В работе и играх дети применяют полученные знания на практике.

     В любом случае, деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, чем больше эмоциональное воздействие делает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет на занятиях игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные мыслительные задачи.

Наблюдение.

Организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных за яркими признаками внешнего вида (цвета шерсти, формой и размером ушей, хвоста, длине передних и задних лап), характера передвижений (кролик прыгает, птица летает), издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Малыши узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы.

Дидактические игры.

В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру будет особенно формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была довольно тяжелая и в то же время доступна детям;

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. Именно и четко объяснять правила.

Языковые логические задачи.

Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на который может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям языковую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать различные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Языковые логические задачи имеют особое значение для развития языка, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности языковую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.

Экскурсии

 Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди превращают природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

По содержанию экскурсии делят на два вида: естественные - в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - поле, на птицефабрику, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для дальнейших наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

Главная задача экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают чувствовать свое родство с природой.

По дороге в парк дети проводят наблюдения. Их внимание воспитатель обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. После этого воспитатель приступает к постановке перед ними заранее продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д.

Наблюдениям детей стараюсь оказывать активное характер - учу, по возможности, не только смотреть, но видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явление.

Воспитатель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям пластинки. Дети замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что - это плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами, листьями, корнями.

Наблюдение за состоянием погоды, которые проводились ежедневно, помогли закрепить у детей знания о признаках осени: стало холодно, часто идут дожди, трава мокрая и т.д.

Развития познавательных интересов детей в большей степени помогают дидактические игры. Так, в работе используются такие игры: «Найди дерево по листочку», «Где что растет?». С их помощью дети учатся познавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по определенным качествам.

Кроме названных приемов можно использовать еще и следующие:

- инсценировка с игрушками животными и растениями,

- специально организованное наблюдение,

- чтение коротких рассказов и стихов,

- беседы с детьми,

- отражение впечатлений о природе в продуктивных видах деятельности,

- самостоятельное и совместное с взрослым разнообразное практическое экспериментирование ребенка в природе ( «Как ты чувствуешь окружающий мир»), экологические сказки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

 В течение трех месяцев запишите вопросы, задаваемые детьми вашей группы о природе

Все вопросы, записанные  в течение этого периода времени можно разделить на несколько групп, в зависимости от их содержания.

1. Вопросы, касающиеся определения и идентификации объекта (чаще всего о незнакомых до сих пор объектах - кто это? (О изображение динозавра в книге, о игрушке Чебурашку, о жука), здесь же можно выделить вопрос-предположение - А это человек или нет? (о игрушке-работе), это специальный хвост у него? (о насекомом на прогулке).

2. Вопросы, касающиеся выделения различных признаков и свойств объектов, определения временных и пространственных характеристик.

- Я думала, если кабачок зеленый, то он еще не спелый?

- Почему все эти цветы желтые, а там разные по цвету?

- Что опять начинается лето? (В теплый погожий день)

- Как червь идет, если у него нет ног?

3. Причинно-следственные вопросы

- Сегодня холодно, потому что дует ветер?

- Если мальчики раздавили лягушку, значит скоро пойдет дождь?

4. Вопрос-гипотезы

- Зимой цветы не вырастут, потому что они замерзнут?

- Завтра наступит, когда мы поспит, а потом еще раз поспим?

- У нас в садике все заболели, так как на улице было холодно?

- Если по луже колесом проехать, то ее не станет?

- У человека сердце - самое главное, а оно есть и в паука, змеи?

Рекомендации для родителей по вопросам воспитания у детей познавательных интересов к природе.

1. Предоставьте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов - это будет учить его думать, размышлять, пытаться решать вопросы;

2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно.

3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому делать попытки к нахождению ответа на него.

4. Поощряйте любопытство ребенка. Потребность узнавать новое - важное и ценное качество.

5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию

6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.

7. Не смейтесь над ребенком, задали слабый вопрос: он имеет право на ошибку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей познавательных интересов через сенсорное развитие

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. По...

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, ...

семинар для воспитателей на тему: "РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значи...

Условия развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направл...

"Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса дошкольников"

Квест – это  приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника.  Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вов...