Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию «Белый, синий, красный»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Елисеева Татьяна Федоровна

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию

 «Белый, синий, красный»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod-_belyy_siniy_krasnyy_.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию

в старшей группе «Белый, синий, красный»

Подготовила воспитатель: Елисеева Татьяна Федоровна

  Цели: дать детям представление о происхождении знамён, об истории российского флага; объяснить значение флага в современной жизни; воспитывать эстетическое уважение к цветам российского флага, ознакомить с их символическим значением.

     Оборудование: рисунки, иллюстрации с изображением старинных и современных знамён, а также русских национальных костюмов; слайды и репродукции живописных произведений («Богатыри» В.Васнецова, «Александр Невский» П.Корина, исторические полотна В.Васнецова и др.); иллюстрации художников-графиков П.Семёнова, О.Пархаева. Занятие можно провести в форме путешествия во времени.

     Словарь: знамя, стяг, древко, полотнище, навершие.

1-я часть. Вводная.

Воспитатель вносит в группу разнообразные флаги и флажки (или иллюстрации с их изображением), иллюстрации с изображением кораблей, самолётов, спортивных маек с символикой и т.п.

     Воспитатель: Знаете ли вы, что это такое?

     Дети: Флаги, флажки.

     Воспитатель: Рассмотрите иллюстрации и вспомните, где вы могли видеть флаги?

     Дети: Их можно увидеть на зданиях, на кораблях, в армии у солдат, во время спортивных соревнований, флажки – на занятиях по физкультуре.

     Воспитатель: Что же такое флаг, и для чего он нужен?

2-я часть. Информационная.

     Воспитатель: Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест с привязанными к его верхушке пучками травы, веток или конским хвостом, выкрашенным в какой-либо яркий цвет. Назывался такой шест стягом, Главным его назначением было собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т.е. каждая отдельная часть войска называлась стягом. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним ставили железное навершие – острожник. Иначе говоря, древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги. Какие части имеет современный флаг?

     Дети: Древко, полотнище и навершие.

     Воспитатель: Чаще всего стяги были ярко - или тёмно – красные – червленые или багряные, как называли эти оттенки в старину. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых, «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».  Знамёна тогда имели различные цвета – красные, зелёные, Жёлтые, белые.

3-я часть. Проблемная.

     Воспитатель: Зачем раскрашивали флаги?

     Дети высказывают свои предположения.

 А вот зачем. По цвету можно было определить,какие войска приближаются к городу. Может быть, это свои воины возвращаются домой. А может, это враги, которые хотят захватить город. Или это воины дружественного города, которые нуждаются в отдыхе.

Если враги захватывали город, на его башнях они сразу вывешивали свои флаги, показывая, чья тут власть и кто здесь хозяин? Скажите , что было бы, если не было флагов? Что было бы, если бы все флаги были одинаковые?

     Дети высказывают свои предположения.

Флаги украшали богатыми узорами. Лики святых, звёзды и кресты блестели золотом и серебром. Иногда для полковых знамён использовали сочетание белого, синего и красного. Мы точно не знаем, почему остановили свой выбор на этом сочетании русские цари. Возможно, эти цвета использовали для древнего герба московские князья: белый – святой Георгий Победоносец, синий – развивающийся плащ всадника, красный – фон герба. Изображение всадника, копьём поражающего чёрного дракона, означает торжество справедливости, победу добра над злом.

   Во все времена цвету придавался особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и  правду, красный – огонь и  отвагу. Люди видели в расположении полос знамени строение мира, Вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет. Белый, синий и  красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим синее море, белый свет, весна красна, красная девица употребляя слово «красный» в значении «красивый».

       Белый цвет – берёзка,

       Синий –  неба цвет,

       Красная полоска –

        Солнечный рассвет.

                       В.Степанов.

Конечно, в наше время не надо поднимать флаг, чтобы собрать воинов. Но флаги всё равно необходимы. Как вы думаете, для чего? (Показывает иллюстрации.)

   Дети: Например, они помогают сразу узнать, из какой страны прилетел самолёт. На хвосте у него обязательно изображён флаг.

  Воспитатель: Когда в море встречаются два корабля, флаг тоже помогает узнать, какой стране принадлежит корабль. Во время спортивных соревнований  по флагам мы можем определить, какие страны участвуют в соревнованиях. Флаг страны изображен и на майках спортсменов. Во время награждения победителей в их честь на стадионе поднимается флаг их страны. Очень часто президенты и члены правительства с визитами отправляются в другие страны. Около здания, где проходит встреча, вывешиваются флаги обоих государств.

Физкультминутка.

Проводится подвижная игра «Сигнальные флажки».

4-я часть. Стимулирование детских вопросов.

Воспитатель (раздаёт детям картинки). Посмотрите на эти картинки и задайте по ним вопросы, если вам что –то не понятно.

На 1-й картинке изображен человек в короне и рядом вопросительный знак.

Дети. Кто изображён на картинке? Как его зовут? И т. д.

На 2-й картинке река (надпись- Волга) и много кораблей.

Дети. Как называется река? Почему так много кораблей?

3-я картинка – среди маленьких кораблей один большой и около него стоит вопросительный знак.

Почему этот корабль больше других?

4-я картинка – военный старинный корабль с пушками, на борту нарисован орёл и стоит вопросительный знак. Дети задают вопросы воспитателю.

5-я картинка – рядом с кораблём бело-сине- красный флаг и стоит вопросительный знак. Дети задают воспитателю вопросы.

    Воспитатель. А теперь, ребята, попробуйте самостоятельно составить по картинкам обобщающий рассказ. (Если дети затрудняются, помогает им.)

    Дети. Когда – то в России правил царь Алексей Михайлович. Приказал он на реке Оке построить несколько кораблей. Главный и самый большой назвали «Орёл».На его борту разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов на реке Волге и в Каспийском море. Чтобы его опознавали, потребовался флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности её к Российскому государству.

    Воспитатель. Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани.

     Да она шила-вышивала тонко бело полотно,

     Да тонко бело полотно да бело-бархатное….

     Она строки строчила красным золотом.

«Строчить строки» или «строчить письмо» означало вышивать. Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Столы украшали скатерти-столешницы. Кровати застилали простынёй с узорчатым краем или прикрепляли к ней широкий подзор. В праздничные дни  дом расцвечивали развешенные по стенам, на окнах, на божнице красочные полотенца. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду.

         Под тобой, берёзонька,

         Не огонь горит,

         Не мак цветёт –

         Красные девушки

         В хороводе стоят.

Белый, синий, красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же  не случайно стали они цветами государственного флага России.

5-я часть. Символизация.

 Аппликация «Российский флаг».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию во II младшей группе «Не надо ссориться, друзья»

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Цель занятия – развитие чувства эмпатии у детей, а также социализация детей в условиях детского коллектива....

Конспект занятия по нравственно - патриотическому воспитанию "Большая и малая - Родина"

Программное содержание:Расширять представление детей о Родине, его животном мире, о главных природных богатствах родного края.Развивать способности действовать по образцу и самостоятельно;Воспит...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Животный мир средней полосы России».

Конспект занятия по  нравственно-патриотическому воспитанию детей  старшей группы на  тему:  «Животный мир  средней  полосы России» расширяет  представлен...

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию "Наша дружная семья" (средняя группа)

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (средняя группа)Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.Задачи: Формировать правильное представление...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Патриотическое воспитание ребёнка, как основа формирования будущего гражданина."

Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина.Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искрен...

Патриотическое воспитание в младшей группе. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Белая береза» (младшая группа)

Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности бе...