Знакомство с русской избой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_znakomstvo_s_russkoy_izboy.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ:

«ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ»

Тема:

«Знакомство с русской избой»

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - личностное развитие, Художественно - эстетическое развитие.

Вид:

Интегрированная организованная совместная образовательная деятельность

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:

Подвижная игра, коммуникативная, познавательная, художественно – эстетическая деятельность.

Цель:

Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. 

Задачи:

Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.)

  • Познакомить с кухонными принадлежностями, которые были в старину: кочерга, ухват, лопата, самовар, чугунок.
  • Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.
  • Развивать художественно-творческие способности детей.

Формировать навыки взаимодействия в социально значимой деятельности.

Воспитывать чувство патриотизма, любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Методические приемы и формы организации деятельности:

Беседы по гражданскому воспитанию «Мы Россияне», «Символика страны», Русский народный костюм», «Народные промыслы» и т.д.

Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов.

Организация и проведение русских подвижных игр, разучивание музыкально-подвижной игры «Гори, гори ясно»

Чтение русских народных сказок, былин, произведения М. Скребцовой «Земля на которой родился - золотая».

Оборудование и материалы:

Мультимедийная презентация «Русская изба»

Интерактивная доска

Магнитофон с песней «Русская изба» из к/ф «Моя деревня»

Для оформления зала в народном стиле: лавочки, вышитые полотенца, предметы быта и утварь русской старины, русские народные игрушки.

Русский народный костюм, бубенцы.

Альбомные листы, цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Создание мультимедийной презентации «Русская изба».

Оформление зала в русском народном стиле.

Подбор музыкального сопровождения.

Актуализация знаний по патриотическому воспитанию

Последующая работа

Продолжение ознакомления с обычаями и традициями русского народа

Изготовление материала для оформления лэпбука

Оформление лэпбука

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент.

Педагог: Ребята, у каждого из вас есть свой дом.

- Скажите, а для чего человеку дом? (ответы детей)

- Из чего можно построить дом? (ответы детей)

- А вот если дом из кирпича, то он какой? (кирпичный)

Д/и «Подбери материал и дом, назови какой дом».

Дом из кирпича, из стекла, из бетона, из мрамора, из соломы,

из камня, из песка, из дерева.

- Ребята, как вы думаете, когда строили в основном деревянные дома? (давно в прошлом)

Сегодня мы с вами отправимся назад в прошлое, чтобы посмотреть, как жили люди на Руси, а помогут нам волшебные бубенцы:

Громче бубенцы звоните

В русскую избу нас перенесите.

II. Основная часть. Выходит бабушка в русском народном костюме.

Бабушка: Добро пожаловать, ребятушки мои милые, милости просим вас, проходите. Гость на порог - хозяину радость.

П: Ребята, а давайте, тоже поздороваемся по старинному русскому обычаю. Нужно поклониться и прижать руку к сердцу.

Б: Присаживайтесь на лавки, пожалуйста. Посидим рядком, да поговорим ладком.

(1 слайд)

Б: Просторна да хороша русская изба

  В гости нас всех приглашает она. (обращает внимание детей на слайды).

Б: В давние времена люди на Руси жили в деревянных домах. Они считали, что жить в них здоровее. Строили дома из бревен и называли избами.

А из бревен, каких деревьев вы догадайтесь сами из загадок.

Хоть колюча, а не Ёлка,

Подлинней её иголка,

А кора тонка, красна,

Та красавица …(сосна)

Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

Из него добротен сруб.

Угадали? Это …(Дуб)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (Березы)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(Лиственница)

Стоит колючая, как еж, -

В лесу ее мы встретим.

И сразу, будто, не поймешь –

Зимою в платье летнем. (Елка)

(2 слайд)

Б: Правильно, ребята, молодцы. На стены для избы шли просмоленные сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю (крышу). И только там, где эти деревья были редкими, для стен использовали тяжелый дуб или березу.

(3 слайд)

Б: В избе была одна комната и называлась она горницей.

Один угол горницы печь занимала. Его печным прозывали. О печке говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе была самая главная?

(4 слайд)

Б: Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит.

(5 слайд)

Б: Чугунки на шестке стоят

В печь скорей они хотят

Хозяюшка тесто замесила,

 Хлеба сотворила,

Для щей все накрошила

Да крупу для каши замочила.

(6 слайд)

Б: Это кочерга, лопата и ухват - хозяюшке помочь всегда рады.

Ухватом горшки держали да в печь толкали.

Хозяйка лопатой хлеб подхватила

И глубоко в печь положила.

Кочергой угли мешали, для чугунков место освобождали, хозяйку от огня оберегали.

(7 слайд)

Б: Второй угол избы напротив печи, занимали женщины и девицы, они на лавках сидели, пряли да ткали, шили да вышивали. Всю семью одевали.

(8 слайд)

Б: В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

(9 слайд)

Б: Четвертый угол мужской

Этот угол не простой

Здесь лавка – конник стоит

Инструменты хозяин хранит

Вечерами мужчина на лавке сидит

Для хозяйства что – то мастерит.

(10 слайд)

Б: А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

(11 слайд)

Б: А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. Младенцы спали в люльках.

(12 слайд)

Б: Для освещения горницы пользовались лучиной

(13 слайд)

Б: Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.

(14 слайд)

Б: После трапезы было чаепитие. Чай пили из самовара. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

П: Спасибо тебе бабушка за интересный рассказ. Ну а мы с ребятами засиделись, пора нам поиграть в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Дети встают и произносят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят:

1, 2, 3 – беги.

Ребенок под музыку пробегает между парами, выбирает любого, берет за руку и встает в конце пар. Игра продолжается.

В:  А сейчас я предлагаю поиграть в игру  «Что было что стало». Я вам буду называть вещи, которые были в старину, а вы то, во что они превратились в наше время.

Печь – газовая плита, духовка;

Сундук – шкаф;

Лучина – лампочка;

Изба – квартира, дом;

Лавки – стулья;

Люлька – кроватка.

Самовар – чайник.

Чугунок – кастрюля.

В: Молодцы ребята, я вижу, вы очень внимательно слушали. А сейчас я предлагаю нарисовать свои впечатления о русской избе.

Проходите на свои места и приступайте к работе  (дети рассаживаются за столы и начинают рисовать цветными карандашами, педагог оказывает, если необходимо индивидуальную помощь детям). Фоном звучит песня «Русская изба» из к/ф «Моя деревня». 

В: Какие замечательные работы у вас получились (дети вешают свои работы на выставку).  Посмотрите, у нас получилась настоящая русская деревня.

  1. Итог.

Б: Ну что, ребята, понравилось вам у меня в гостях?

П: А что нового вы сегодня узнали?

Б: В старину говорили «Не красна изба  углами, а красна пирогами». Вот и вы отведайте моих пирогов. Кушайте на здоровье! И скатертью дорога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД познание "Знакомство с русской избой"

Разработка для детей старшего возраста...

"Знакомство с русской избой" ( игра-занятие )

Программные  задачи: знакомить с культурой русского народа; расширять активный словарь; развивать интерес к  посещению " избы" - ( мини-музей, домашняя утварь ).     ...

Конспект «Знакомство с русской избой»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

Занятие для детей средней группы в комнате русского быта «Горнице» - «Знакомство с русской избой».

Занятие познавательного цикла, проводится в комнате русского быта....

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель,  р...