Знакомство с русской избой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_znakomstvo_s_russkoy_izboy.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ:
«ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ»
Тема: | «Знакомство с русской избой» |
Интегрируемые образовательные области: | Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - личностное развитие, Художественно - эстетическое развитие. |
Вид: | Интегрированная организованная совместная образовательная деятельность |
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: | Подвижная игра, коммуникативная, познавательная, художественно – эстетическая деятельность. |
Цель: | Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. |
Задачи: | Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.)
Формировать навыки взаимодействия в социально значимой деятельности. Воспитывать чувство патриотизма, любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. |
Методические приемы и формы организации деятельности: | Беседы по гражданскому воспитанию «Мы Россияне», «Символика страны», Русский народный костюм», «Народные промыслы» и т.д. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Организация и проведение русских подвижных игр, разучивание музыкально-подвижной игры «Гори, гори ясно» Чтение русских народных сказок, былин, произведения М. Скребцовой «Земля на которой родился - золотая». |
Оборудование и материалы: | Мультимедийная презентация «Русская изба» Интерактивная доска Магнитофон с песней «Русская изба» из к/ф «Моя деревня» Для оформления зала в народном стиле: лавочки, вышитые полотенца, предметы быта и утварь русской старины, русские народные игрушки. Русский народный костюм, бубенцы. Альбомные листы, цветные карандаши на каждого ребенка. |
Предварительная работа: | Создание мультимедийной презентации «Русская изба». Оформление зала в русском народном стиле. Подбор музыкального сопровождения. Актуализация знаний по патриотическому воспитанию |
Последующая работа | Продолжение ознакомления с обычаями и традициями русского народа Изготовление материала для оформления лэпбука Оформление лэпбука |
Ход образовательной деятельности
- Организационный момент.
Педагог: Ребята, у каждого из вас есть свой дом.
- Скажите, а для чего человеку дом? (ответы детей)
- Из чего можно построить дом? (ответы детей)
- А вот если дом из кирпича, то он какой? (кирпичный)
Д/и «Подбери материал и дом, назови какой дом».
Дом из кирпича, из стекла, из бетона, из мрамора, из соломы,
из камня, из песка, из дерева.
- Ребята, как вы думаете, когда строили в основном деревянные дома? (давно в прошлом)
Сегодня мы с вами отправимся назад в прошлое, чтобы посмотреть, как жили люди на Руси, а помогут нам волшебные бубенцы:
Громче бубенцы звоните
В русскую избу нас перенесите.
II. Основная часть. Выходит бабушка в русском народном костюме.
Бабушка: Добро пожаловать, ребятушки мои милые, милости просим вас, проходите. Гость на порог - хозяину радость.
П: Ребята, а давайте, тоже поздороваемся по старинному русскому обычаю. Нужно поклониться и прижать руку к сердцу.
Б: Присаживайтесь на лавки, пожалуйста. Посидим рядком, да поговорим ладком.
(1 слайд)
Б: Просторна да хороша русская изба
В гости нас всех приглашает она. (обращает внимание детей на слайды).
Б: В давние времена люди на Руси жили в деревянных домах. Они считали, что жить в них здоровее. Строили дома из бревен и называли избами.
А из бревен, каких деревьев вы догадайтесь сами из загадок.
Хоть колюча, а не Ёлка, Подлинней её иголка, А кора тонка, красна, Та красавица …(сосна) | Крепок, строен и силён, Ведь владыка леса он. Он для нас живой свидетель В лету канувших столетий. Из него добротен сруб. Угадали? Это …(Дуб) |
Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. (Березы) | Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница) |
Стоит колючая, как еж, - В лесу ее мы встретим. И сразу, будто, не поймешь – Зимою в платье летнем. (Елка) |
(2 слайд)
Б: Правильно, ребята, молодцы. На стены для избы шли просмоленные сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю (крышу). И только там, где эти деревья были редкими, для стен использовали тяжелый дуб или березу.
(3 слайд)
Б: В избе была одна комната и называлась она горницей.
Один угол горницы печь занимала. Его печным прозывали. О печке говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе была самая главная?
(4 слайд)
Б: Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит.
(5 слайд)
Б: Чугунки на шестке стоят
В печь скорей они хотят
Хозяюшка тесто замесила,
Хлеба сотворила,
Для щей все накрошила
Да крупу для каши замочила.
(6 слайд)
Б: Это кочерга, лопата и ухват - хозяюшке помочь всегда рады.
Ухватом горшки держали да в печь толкали.
Хозяйка лопатой хлеб подхватила
И глубоко в печь положила.
Кочергой угли мешали, для чугунков место освобождали, хозяйку от огня оберегали.
(7 слайд)
Б: Второй угол избы напротив печи, занимали женщины и девицы, они на лавках сидели, пряли да ткали, шили да вышивали. Всю семью одевали.
(8 слайд)
Б: В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
(9 слайд)
Б: Четвертый угол мужской
Этот угол не простой
Здесь лавка – конник стоит
Инструменты хозяин хранит
Вечерами мужчина на лавке сидит
Для хозяйства что – то мастерит.
(10 слайд)
Б: А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
(11 слайд)
Б: А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. Младенцы спали в люльках.
(12 слайд)
Б: Для освещения горницы пользовались лучиной
(13 слайд)
Б: Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.
(14 слайд)
Б: После трапезы было чаепитие. Чай пили из самовара. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».
П: Спасибо тебе бабушка за интересный рассказ. Ну а мы с ребятами засиделись, пора нам поиграть в русскую народную игру «Гори, гори ясно»
Дети встают и произносят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят:
1, 2, 3 – беги.
Ребенок под музыку пробегает между парами, выбирает любого, берет за руку и встает в конце пар. Игра продолжается.
В: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что было что стало». Я вам буду называть вещи, которые были в старину, а вы то, во что они превратились в наше время.
Печь – газовая плита, духовка;
Сундук – шкаф;
Лучина – лампочка;
Изба – квартира, дом;
Лавки – стулья;
Люлька – кроватка.
Самовар – чайник.
Чугунок – кастрюля.
В: Молодцы ребята, я вижу, вы очень внимательно слушали. А сейчас я предлагаю нарисовать свои впечатления о русской избе.
Проходите на свои места и приступайте к работе (дети рассаживаются за столы и начинают рисовать цветными карандашами, педагог оказывает, если необходимо индивидуальную помощь детям). Фоном звучит песня «Русская изба» из к/ф «Моя деревня».
В: Какие замечательные работы у вас получились (дети вешают свои работы на выставку). Посмотрите, у нас получилась настоящая русская деревня.
- Итог.
Б: Ну что, ребята, понравилось вам у меня в гостях?
П: А что нового вы сегодня узнали?
Б: В старину говорили «Не красна изба углами, а красна пирогами». Вот и вы отведайте моих пирогов. Кушайте на здоровье! И скатертью дорога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД познание "Знакомство с русской избой"
Разработка для детей старшего возраста...
"Знакомство с русской избой" ( игра-занятие )
Программные задачи: знакомить с культурой русского народа; расширять активный словарь; развивать интерес к посещению " избы" - ( мини-музей, домашняя утварь ). ...
Конспект «Знакомство с русской избой»
Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »...
Занятие для детей средней группы в комнате русского быта «Горнице» - «Знакомство с русской избой».
Занятие познавательного цикла, проводится в комнате русского быта....
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)
Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель, р...
Знакомство детей со свойствами дерева и металла Знакомство с русской избой
Ознакомление с окружающим средняя группа...