исследовательская деятельность с детьми "Ёлочка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кезик Наталья Андреевна

Конспект занятия по исследованию ёлки. Конспект занятия-исследования  по теме "Сравнение бурого и белого медведей". Описание опыта работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_yolochka.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_umka.doc171.5 КБ
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В лесу родилась елочка»

Цель: формирование знаний об особенностях ели через проведение исследования.

.Задачи:

- закреплять представление детей об особенностях ели;

- обучать детей общим умениям и навыкам исследовательской деятельности;

- формировать знания детей о значении ели в жизни животных и человека;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: исследование, ученые, план.

Материалы и оборудование: мольберт, карточки с изображением методов исследования, цветные маркеры, ватман, письмо и посылка с шишками от елочки, еловые семена, семена подсолнечника, подарки для елочки ( карточки с изображением солнца, воды, птицы, т.д.), мешочек для подарков.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня хотела прийти одна замечательная гостья. Что это за гостья, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Что же это за девица: ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?

Дети: -Елка.(Если не отгадали, загадать еще одну загадку).

В.: Правильно, это елка. Но, к сожалению, елочка боится людей, ведь ее часто обижают: обламывают ветки, срубают под Новый год. Поэтому елочка не пришла к нам, а прислала письмо:

« Здравствуйте, ребята! Мне очень хочется найти друзей.

Смею вас заверить, что мы, ели, заслуживаем любви и уважения.

Ведь мы, красивые, стройные, служим украшением лесов, парков, скверов, а еще приносим большую пользу: очищаем воздух, уменьшаем шум и можем вылечить вас, людей от многих болезней.

Дорогие дети, если вы хотите со мной дружить, то напишите мне письмо!

С уважением елочка.»

В.:- Ребята! Вы хотите дружить с елочкой? Тогда нам необходимо как можно больше узнать о ней. Для этого нам нужно превратиться в исследователей. Вы согласны? Давайте начнем нашу работу и составим план исследования, как это делают настоящие ученые. Итак, мы сегодня будем узнавать много нового  и интересного о нашей красавице-елочке (на мольберт крепим карточку с изображением ели) и будем писать ей письмо. Как же мы можем узнать что-нибудь о елочке? Что мы должны сделать сначала, с чего начинают исследование ученые? (Подвести детей к ответу: «Подумать») Далее выстраиваем цепочку методов исследования: задать вопросы специалисту (взрослому), посмотреть в книгах, провести опыт. Вот у нас получился план исследования. Начинаем собирать материал. Все, что мы узнаем мы будем записывать-зарисовывать на большом листе- это будет наше письмо для елочки . Посмотрите на план. Что мы сделаем сначала?

Д.: - Подумаем.

В.: - Правильно, подумаем и вспомнить, что мы сами знаем о елочке.

Д.: - У елочки есть иголки.

В.: - Правильно, елочкины листочки- это иголки, которые называются хвоинки. Ель- это хвойное дерево. Чтобы это не забыть, нарисуйте на листе иголочки(воспитатель вызывает одного ребенка).

Ребенок изображает на ватмане иголки.

В:-Что еще мы можем рассказать об этом дереве?

Д.:- Елочка всегда зеленая.

В.:- Да, даже зимой, когда все деревья стоят голые, елочка радует нас своим зеленым нарядом. Ель так и называют « вечнозеленое» дерево, потому что хвоинки живут 5-7 лет и отмирают, опадают не сразу, как листья у лиственных деревьев, а по очереди. Поэтому елочка круглый год зеленая. Давайте зарисуем то, что мы вспомнили, Как можно это сделать?

Д.:- Нарисовать зеленым фломастером елочку.

Один из детей подходит к мольберту и рисует зеленую елочку на ватмане.

В.:- Хорошо, мы с вами подумали и записали, что ель- это хвойное, «вечнозеленое» дерево. Что можем  сделать дальше?

Д.:- Спросить взрослого.

В.:- Подумайте, о чем бы вы хотели узнать, и задайте вопрос.

Д.:- Для чего елочке шишки?

В.:- Хороший вопрос! Действительно, на елке вырастают шишки, они очень красивые, удлиненные, изящные. А нужны они елочке для того, что в них появляются семена. Посмотрите, елочка прислала нам посылку. Откроем? Что это?

Д.:- Шишки.

В.:- А еще здесь записка.

« Ребята, я передаю вам посылку с шишками, но не все эти шишки мои. Есть еще и сосновые, и шишки лиственницы. Попробуйте выбрать те, которые принадлежат мне.»

- Ну что, вы готовы справиться с этим заданием? Тогда приступайте. (Дети выбирают еловые шишки.)

Внимательно рассмотрите шишки. Шишка покрыта множеством чешуек. Под каждой из них прячутся два очень маленьких коричневых семечка-орешка. (Рассматривание семян.) У семени есть перепончатое крылышко- своеобразный пропеллер. Это крылышко помогает ветру разносить семена, которые быстро вращаются, но медленно падают. В лесу вблизи елей можно встретить множество маленьких елочек, которые выросли из упавших на землю семян.

Сейчас мы проверим, как же путешествуют семена ели по ветру. Как мы можем это сделать?

Д.:- Провести опыт.

В.:- Возьмите на ладошку несколько семян. Теперь мы превратимся в ветер. Давайте подуем на семена и посмотрим, как  они кружатся и медленно падают. В этом семенам помогает маленькое крылышко. (Проведение сравнительного эксперимента с семенами подсолнечника: -Ребята, возьмите семена подсолнечника, положите на ладошку. Давайте подуем на них. Что происходит? Как семена падают? Какие семена было легче сдуть? Почему?)

Теперь мы знаем, для чего нужны шишки?

Д.:- В них живут семена. Когда они попадают на землю, из них вырастают маленькие елочки.

В.:- Давайте зарисуем то, что мы узнали. Как это сделать? (Нарисовать шишку и семя).

А сейчас давайте представим, что я дерево-мама, а вы мои семена-детки. (Проводится физминутка под соответствующую музыку).

Я- дерево-мама, а вы- мои детки,        

 Качала я вас в колыбели на ветке.     .

На дереве-маме вы долго висели,

Но ветер примчался, и вы полетели.  

Умчаться от мамы подальше хотите,  

Вас ветер подхватит, и вы улетите!      

Вам крылышки ваши летать помогают,

Где вы приземлитесь, лишь ветер узнает.

На землю родную вы все упадете,

Земля вас накормит, земля- это дом.

Весною вас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастете зеленым ростком

И маме помашете зеленым листком.

Игра «Я-дерево-мама» помогает закрепить знания о распространении семян ветром. Воспитатель изображает дерево, дети- летающие семена. Сначала дети-семена растут на дереве-стоят рядом с воспитателем. Налетает ветер (звучит соответствующая музыка), семена летят. Дети машут руками, разбегаются в разные стороны. Следующий этап- летающие семена падают на землю- ребята приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель), приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками.

В.:- Итак, ребята, мы  уже с вами подумали и многое вспомнили, задавали вопрос, проводили опыт. Как еще мы можем получить информацию о елочке?

Д.:- Почитать книгу.

В.:- Как вы думаете, какая  книга нам поможет? (Предлагаю несколько книг .Ребенок выбирает нужную книгу и объясняет свой выбор). Давайте откроем книгу и почитаем. (Читает отрывок из книги Н.А.Рыжовой «Деревья: от Акации до Ясеня» : «Темные, отдаленные участки елового леса выбирают для зимней спячки медведи. С ельниками связаны многие птицы. Мухоловки-пеструшки ловят на лету насекомых. Зимой семена поедают синицы. Клесты-еловики выковыривают клювом-клещами семена из шишек. Насекомых, спрятавшихся под корой в древесине, ищет большой пестрый дятел. Не прочь отведать семян и белка.») Что же мы можем написать в нашем письме? С кем дружит елочка в лесу?

Д.:- С птицами, с белочкой, с разными насекомыми.

В.:- Давайте нарисуем на листе то, что мы узнали из книги.(Ребенок рисует на листе птичку, какое-нибудь животное и жучка.)

 Это будет означать, что для многих обитателей леса елочка  служит пищей, домом или укрытием. Ребята, как вы думаете, а может елочка что-нибудь дать человеку, как-нибудь ему помочь?

Д.: -Да. (Выслушиваются ответы детей).

В.:- Оказывается , елочка дружит не только с лесными обитателями, она и для человека большой друг и помощник: легкая и мягкая древесина ели используется при строительстве, при изготовлении мебели, из нее делают бумагу, а также многие музыкальные инструменты (напр. гитару, скрипку, пианино). А еще ель помогает нам быть здоровыми, т.к. издает приятный запах и очищает воздух от бактерий. Из хвои и еловых почек делают настой, в котором очень много витаминов. Этот настой помогает людям вылечиться от многих болезней. Т.е. человек издавна использовал ель, как растение-целитель. Итак, скажите, ребята, какую пользу приносит ель человеку?

Ответы детей.

В.:- Запишем это при помощи некоторых знаков. Например, можно нарисовать стол, это будет означать, что из ели изготавливают мебель, книжку- изготовление бумаги, красный крест- лечебные свойства.

Вот и написали мы с вами письмо для елочки. Давайте прочитаем, что же у нас получилось. (Рассказ нескольких детей).

Как вы думаете, елочка обрадуется нашему письму? А чтобы ей было еще веселее давайте в этот красивый мешочек положим подарки, которые мы приготовили для елочки и ваши пожелания.

   Дети дарят подарки: карточки с изображением капельки воды, снежинки, земли, дождевого червяка, солнышка и т.д. и объясняют значение этих подарков:

-Я дарю елочке капельку воды, пусть она напоит и умоет елочку.

- Я дарю елочке птицу. Она будет ей другом и спасет от жуков-короедов.

- Я дарю елочке дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить елочку.

- Я дарю елочке солнышко, пусть оно согревает ее, чтобы она росла высокой и стройной.

- Я дарю елочке землю-почву, чтобы она лучше росла. Пусть земля кормит и поит ее.

- Я дарю елочке шишку. Пусть у нее будет много шишек с семенами.

- Я дарю елочке ветер. Он поможет разнести ее семена по всему лесу, чтобы появилось много маленьких елочек.

Спасибо большое, ребята! Я думаю, когда елочка получит письмо и ваши подарки, она поймет, что вы ее настоящие друзья, ведь вы столько знаете о ее жизни и никогда не станете причинять елочке вреда.



Предварительный просмотр:

«Как Винни-Пух с Умкой подружился»

Организация исследовательской деятельности детей подготовительной группы

Задачи:

  1. Познакомить детей с белым медведем (внешний вид, среда обитания, питание, повадки), уточнить представления детей об отличительных особенностях бурого и белого медведей в сравнении.
  2. Развивать способности детей анализировать, сравнивать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать умозаключения.
  3. Поддерживать интерес детей к исследовательской деятельности.
  4. Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Материал и оборудование: карточки –схемы с изображением способов (методов) получения знаний.

подумать       спросить  у    узнать из    провести    посмотреть     понаблюдать

                      кого-либо        книги      эксперимент     фильм

Карточки с изображением примерных моделей для отражения информации  детьми (вставляются в прозрачные карманчики папки исследователя)

Кукла Винни-Пух, глобус, детские энциклопедии различной тематики

( 3 книги), лист ватмана А3,силуэты белого и бурого медведей, макеты Арктики и нашего северного леса, мольберт.

Раздаточный материал: набор карточек с зарисовками и папка с карманами для помещения этих карточек, белые карандаши, листки белой бумаги 6х6 см.

Центральная стена зала оформлена  в виде звёздного неба, внизу модели айсбергов. Сухой бассейн оборудован в виде ледяной проруби, в нём среди шаров спрятаны пластмассовые рыбки.  2 детских ведёрка и макеты Арктики и зимнего леса спрятаны за занавесом.

Телевизор, DVD-плеер, магнитофон. Диски  с записью учебного фильма из серии «Ребята и зверята»-«Медвежонок Перси», мультфильма про Умку.

Ход занятия:

Дети входят в зал, на стуле сидит кукла Винни-Пух  и держит в лапах белого медведя

Воспитатель:

-Дети, у нас сегодня неожиданный гость. Вы узнали его? (ответы)

Винни-Пух:

- Пум-пу-рум… Привет, ребята, посмотрите какая у меня игрушка! Я таких медведей в нашем лесу не встречал! Вот я и пришел к вам, чтобы вы помогли мне разобраться и узнать что-нибудь о нём, а то я и покой, и сон потерял! Скажите, что это за зверь?

Дети:

-Это белый медведь!

ВП:

-А может быть вы знаете, как зовут этого медвежонка?

Дети:

- Его зовут Умка.

Винни-Пух:

- Умка…Медведь…Белый…Ничего не понимаю! Вы меня совсем запутали.

Скажите мне, почему этого медвежонка я ни разу не встречал в нашем лесу?

(ответы детей)

А почему он не может жить у нас? ( ответы детей)

А он также как и я спит всю зиму в берлоге? Ничего не понимаю, вот бы узнать побольше про белого медведя.

Воспитатель:

Вы готовы  помочь ВинниПуху?. Ничего удивительного нет в том, что вы ещё не всё знаете, ведь вы только начинаете про всё узнавать. Самое главное – научиться получать знания. А это  мы уже умеем. Итак, нам надо узнать о белом медведе.

У нас есть карточки-помощники( показывает все карточки, дети называют их значения).

 Сейчас мы составим план нашего исследования. Сегодня нам понадобятся только некоторые карточки (показывает карточку с изображением телевизора)

-Как вы думаете , с помощью чего мы можем узнать о белом медведе?

Ответ

(показывает карточку с изображением книги)

- а ещё с помощью чего?

(показывает карточку с изображением ладони)

- А ещё с помощью чего?

Настоящие исследователи всегда проводят эксперименты и мы тоже это сделаем.

Садитесь поудобнее, внимательно смотрите и слушайте.

Видеофрагмент   о белом медведе.                                                      

- Что вы узнали о белом медведе?

После ответов детей воспитатель делает обобщение:

Он живёт в Арктике, так называется часть земли, которая находится на самом крайнем севере, где никогда не тает снег(показать на глобусе). Белые медведи отлично плавают несмотря на то, что они очень тяжёлые, их вес равен весу 10 человек. У них белый густой мех, острые когти на лапах. Они хорошо приспособлены к жизни на Севере.

А теперь, чтобы всё хорошо запомнить а потом рассказать Винни-Пуху давайте  сядем за столы и отметим в папке исследователя то, что мы узнали.

(садятся)

У вас на столах лежат уже готовые карточки, на которых нарисовано всё про белого медведя разными значками. Сейчас вам нужно выбрать карточки, которые расскажут  о белом медведе то, что вы узнали из фильма.

Поместите карточки в кармашки папки.  

Предполагается, что дети должны выбрать следующие изображения: цифра 10, волнистые линии, треугольники с острыми углами, частые короткие линии. Но, как показывает практика, дети могут по-разному истолковать модели

Воспитатель:

- Интересно, на кого охотится белый медведь? И вообще, чем он питается на своем Севере: ни ягод, ни орешков, ни меда сладкого! Снег что ли ест?

-Ребята, чем питается белый медведь?

Дети:

-Рыбой.

Воспитатель:

-Правильно, но не только. Что нам поможет узнать об этом больше? (показывает значок с изображением книги)

Дети:

-Книга.

Воспитатель:

-Да, мы можем прочитать в книге о том, чем любит полакомиться Умка.

Найдите среди этих книг те, в которых мы можем почитать о белом медведе

Ребёнку предлагается выбрать нужную книгу из трёх и обосновать ответ. Воспитатель читает отрывок о предпочтениях медведей в еде, об охоте на тюленей, ловле рыбы и.т.д.

Воспитатель:

Чем питается белый медведь (ответы детей)

Воспитатель обобщает:

Основная пища белого медведя – тюлени и рыба. Медведь  прекрасно  ныряет под воду за рыбой. Чтобы быть невидимым, он закрывает лапой нос.

Дети выбирают нужные карточки и вставляют в папку

Воспитатель:

- А вдруг  Винни-Пух захочет поехать к Умке в гости. Лучшим подарком будет свежая рыба. А теперь, ребята, давайте поиграем .представим, что мы белые медведи. Посмотрите вокруг и представьте, что мы в Арктике, а вы – настоящие белые медведи. Возьмём ведёрко и  пойдём ловить рыбу.

Физ.пауза с использованием сухого бассейна.

Дети ходят вокруг бассейна и выполняют движения соответственно тексту.

Мы медведи белые

Сильные и смелые

Шагают вокруг бассейна

На охоту мы шагаем

И сугробы раздвигаем

Делают руками разводящие движения

Подо льдом вода видна

Значит рыба быть должна

Присаживаются и руками выполняют «роющие» движения

Мы у лунки полежим

Рыбку мы посторожим

Ложатся на пол

Лапой надо нос закрыть

Чтоб невидимыми быть

Закрывают рукой нос

Вдруг водичка заплескалась

В лунке рыбка показалась

Подкрадываются к краю бассейна

Мишка очень быстро встал

Раз и рыбку поймал

Дети встают

Ищут рыбок в бассейне, вынимают и кладут в ведёрко

Дети садятся

- Вот мы уже кое-что и узнали. Но я думаю, Винни-Пуха прежде всего заинтересует, почему  Умка носит белую шубку, а не коричневую.

Воспитатель (показывает значок с изображением ладони):

Что мы сделаем, чтобы ответить  на этот вопрос?

Дети:

 -Проведем эксперимент.

Проведение эксперимента с силуэтом белого медведя на фоне белого листа.

Воспитатель открывает мольберт, на котором белый лист. На листе прикреплён силуэт белого медведя (вид сбоку).

Воспитатель:

- Что вы видите на этом листе?  ( ответы детей)

Затем прикрепляется силуэт бурого медведя

-Какого медведя видно лучше? ( ответы детей)

-Теперь вы можете сказать, почему медведь белый?

Ответы детей

Воспитатель:

-Белый цвет помогает медведю прятаться на снегу во время охоты, чтобы поймать добычу. А теперь давайте попробуем нарисовать, то, о чём мы узнали из эксперимента. Возьмите белый карандаш и нарисуйте  ушко белого медведя, который спрятался в снегу.

Дети делают зарисовки.

Воспитатель:

Что вы можете сказать о том рисунке, который у вас получился?

Ответы детей

Воспитатель: Да, белого медведя на снегу незаметно и  каждый из вас ещё раз смог убедиться в этом. Вложите рисунки в карманчик папки

В: Как вы думаете, ребята, мы уже готовы рассказать В.П. об Умке?

(воспитатель берт куклу Винни-Пуха)

Винни-Пух: Как успехи, ребята? Расскажите мне о белом медведе, об Умке, я так хочу с ним подружиться! (воспитатель усаживает В-П и предлагает ему послушать детей.Один из детей, используя свои карточки, которые находятся в папке исследователя, рассказывает о белом медведе. Остальные добавляют).

Воспитатель:

Оказывается, Винни-Пух и  Умка во многом непохожи, один  живёт в лесу. А другой  плавает на льдине. Ребята, а давайте с вами построим два дома: один для Умки, другой для Винни_Пуха. Для Умки макет Арктики, для Винни-Пуха - макет нашего северного леса. Всё, что вам будет нужно, вы должны выбрать сами. Смотрите, не ошибитесь.

Звучит музыка. Дети выбирают со стола нужные им объекты макета

( декорации, фигурки деревьев, животных и.т.д)

Воспитатель: Ну что, ребята, справились? Давайте проверим, все ли правильно, ничего вы не перепутали? (вместе с детьми исправляет ошибки, если они есть)

Винни-Пух:

Ух ты! Вот это да! Я немедленно отправляюсь жить в Арктику.

с Умкой подружусь. Вместе веселее! Но смогу ли я там жить, как вы думаете?

Дети:

-Нет (обосновывают ответ)

Винни-Пух:

-Тогда я приглашу Умку жить в моем лесу. Ему, наверное, понравиться, у меня меда много, ягоды будем летом собирать. Правда, ребята?

Дети:

-Нет (обосновывают ответ)

Винни-Пух:

- Как же мы тогда подружимся?

Ответы детей.

Винни-Пух:

-Ребята, а можно мне съездить в гости к Умке ненадолго?

Дети:

-Да.

Винни-Пух:

-Я же не могу ехать в гости без приглашения!

Воспитатель:

-Не беспокойся, Винни. Не забывай, что в наше время можно пообщаться друг с другом даже на далёком расстоянии. Мы сейчас же свяжемся с Арктикой  по спутниковой связи. Внимание на экран!

Видеофрагмент ( используется фрагмент мультфильма про Умку на который накладывается текст:

«Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Винни-Пух! Я живу на Северном полюсе. У меня есть мама и папа-белые медведи. Мое любимое занятие -ловить рыбу и путешествовать  на льдине по океану. Винни-Пух, я очень

хочу подружиться с тобой, приезжай ко мне в гости. Буду ждать. Пока.

До свидания, ребята»).

Винни-Пух:

Ребята, кому кроме меня вы можете рассказать о том, что узнали про белого медведя  ? (ответы детей)

-Спасибо вам, ребята, что вы помогли мне узнать о белых медведях и подружиться с медвежонком Умкой. Скоро я увижусь с ним, а вам дарю эту игрушку, сейчас мы с вами пойдём  в вашу группу и найдём в ней уютный уголок для этого белого мишки.



Предварительный просмотр:

Уважаемая редакция!

Я  работаю воспитателем по экологии в МДОУ №8 г. Мирный Архангельской области.

Ребенок дошкольного возраста- по натуре исследователь, ему все интересно, неслучайно дошкольное детство называют возрастом «почемучек». Что же ребенку наиболее близко? Конечно, то, что его окружает, что он видит каждый день. Но в этой привычности столько неизведанного, удивительного для ребенка, что требует ежеминутного постижения. Вот почему мы решили использовать методику проведения исследований А.И.Савенкова в экологическом образовании.

 Другая, немаловажная причина, заключается в следующем. Экологическое образование, как и любое другое, связано с получением и постепенным накоплением информации. Давая информацию детям на занятиях, мы хотели получить обратную связь от них. Но уже через несколько дней дети с трудом вспоминали материал прошедшего занятия. Возник вопрос, как сделать обучение эффективным и результативным, чтобы дети могли не только запомнить то, о чем говорилось на занятии, но и применить это в практической деятельности. Мы пришли к выводу, что это можно сделать только в том случае, если ребенок сам участвует в получении знаний, учится самостоятельно исследовать окружающий мир.

Существует немало инновационных методов, нацеленных на развитие как творческого мышления, так и познавательных способностей в целом: это ТРИЗ, мнемотехника, моделирование. Все они могут с успехом применяться в экологическом образовании дошкольников, но наиболее эффективной, на наш взгляд, является методика обучения дошкольников исследованиям А.И.Савенкова, т.к. она органично сочетает в себе все вышеназванные методы и позволяет превратить сложный процесс усвоения знаний в увлекательное занятие.

 Впервые мы начали применять эту методику в начале 2007-2008 уч. года, когда дети были в старшей группе. С ней познакомились воспитатели, психолог. Мы поставили цель:

Сформировать у детей исследовательские навыки в процессе ознакомления с природой.

Задачи:

  1. Развивать внимание и наблюдательность
  2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, видеть проблемы, умении выдвигать гипотезы, классифицировать
  3. Познакомит детей с методами исследования- способами получения знаний
  4. Научить детей фиксировать полученную информацию с помощью пиктограмм и моделей и, пользуясь ими, отражать полученную информацию.

Для  решения этих задач мы объединили свои усилия. Сначала мы определили круг умений и навыков детей, которые помогают сформировать исследовательское поведение.

Содержание работы

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности

 1.«Найди ошибку художника»

2.Упражнения по принципу «Что изменилось?»

3.Упражнение «Найди 5 отличий»

4.«Найди два одинаковых предмета»

5.Задание- разобраться в хитросплетениях линий и найти изображения предметов.

Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы

  1. «Смотреть на мир чужими глазами».Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем- способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого мы учим детей ставить себя на место другого человека, животного, растения или даже неодушевлённого предмета.

Что в листве поёт синица

И зачем защёлкал клёст

Почему сове не спится

И о чём мечтает мост

  1. «Наблюдаем настроение». Исследование настроений, чувств, мотивов поведения других людей. (н-р., чтение сказок, зарисовки настроения)

 «Карусель». Подобные игры создают ощущение быстрой смены событий. Педагог предлагает детям мысленно «сесть на карусель». Дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над головой. После каждого оборота происходит остановка в разных мирах: мире Воды, Воздуха, Огня, разных временах года, экосистемах и т.д. Эта ситуация позволяет детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру.

Учимся выдвигать гипотезы

  1. Детям предлагается дать несколько вариантов ответа на вопросы, н-р,

-Почему весной тает снег?

-Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

-Почему цветы имеют такую яркую окраску?

2. «Представьте себе, что воробьи стали размером с больших орлов», «Люди стали в несколько раз меньше(или больше), чем сейчас». Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез.

                                  Учимся задавать вопросы

  1. Упражнение. Детям показывают картинки с изображением людей, животных и предлагают задать вопросы тому, кто изображен.
  2. Игра «Что в чудесном мешочке?». Педагог кладет в мешочек любой знакомый детям предмет и говорит о том, что дети его увидят, когда отгадают, что это. А для этого надо задавать вопросы.
  3. Различные варианты игры «Да-нет».

                          Учимся давать определения понятиям

Основным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются загадки. Причем не только их отгадывание, но и составление.

                                  Учимся классифицировать

  1. Упражнения по принципу «Четвертый лишний»
  2. Задания на нахождение недостающего объекта.
  3. Игра «Подбери противоположные понятия»

 Над развитием этих навыков мы работали параллельно: я как эколог включала в свои занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения, опыты эти упражнения и игры, воспитатели  тоже использовали их в работе с детьми на занятиях  познавательного цикла и вне занятий. Педагог-психолог проводил еженедельные «Уроки творчества». Таким образом , проводя параллельно работу по развитию творческих способностей детей, мы приступили к проведению исследований под руководством педагога. Проходили они на занятиях по экологии, тематика их соответствовала программным задачам.

Формируя у детей исследовательские умения в рамках данной методики, мы столкнулись с некоторыми проблемами

  • Сложно научить детей задавать вопросы в искусственно созданной ситуации

  Для решения данной проблемы мы хотим предложить детям подготовительной группы выпускать газету «Знатоки природы», в ходе подготовки которой необходимо не только задавать вопросы, но и научится доводить до читателей то, что дети узнали.

  • Много времени уходит на зарисовки, но с введением моделирования эта проблема стала постепенно разрешаться. Абстрактный значок можно нарисовать гораздо быстрее чем пиктограмму.
  • Детям сложно даётся анализ полученной информации в силу преобладающего образного мышления. Мы стараемся давать самые простые признаки для её структурирования и подкреплять их картинками.
  • Исследовательскую деятельность сложно проводить с целой группой детей

В будущем в детском саду предполагается создание экологической комнаты и переход на занятия подгруппами

Результат

В результате применения методики А.И. Савенкова в течение одного года дети стали более наблюдательны, у них появились умения задавать вопросы, понимать зависимости состояния объектов природы от воздействия разных факторов. Появились также некоторые навыки пиктографирования, моделирования.

В уровне усвоения программного материала по экологическому образованию наблюдается положительная динамика:

Сравнительная диаграмма усвоения детьми программы экологического образования в 2007-2008г.г.

Надеемся, что когда наши дети придут в школу, учёба не будет для них скучным занятием, а станет источником интересных знаний, полученных в самостоятельном творческом поиске.    

Свой опыт работы   по использованию методики А.И.Савенкова в экологическом образовании я представила на городском и областном конкурсах «Учитель года 2009» и стала победителем  в номинации «Воспитатель года».

Думаю, что тем читателям вашего журнала, которые  заинтересуются  применением данной методики в образовании дошкольников будут интересны представленные мною конспекты мероприятий с детьми.

Литература:

  1. Савенков А.И. Я исследователь. Тетрадь-учебник для младших школьников. – Самара.: Учебная литература. 2004.
  2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара.: Учебная литература. 2004.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара.: Учебная литература. 2004.
  4. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. –М.: Генезис.  2005.
  5. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности. –М.: Генезис.  2005.
  6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. –М.: Ось-89. 2006.

Кезик Н.А.

Воспитатель по экологии

МДОУ№8 «Золотой ключик»

г.Мирный, Архангельская обл.

адрес: 164170

ул.Ленина, д.49, кв.42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...