Мастер-класс для педагогов ДОУ
методическая разработка по окружающему миру на тему
Представляю МАСТЕР-КЛАСС экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» (свойства и качества воды)
Эксперимент можно проводить как для детей, так и вместе с детьми. Прикладываю сопутствующую презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_s_samoanalizom.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС с самоанализом
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Это высказывание как нельзя лучше характеризует экспериментальную деятельность с детьми.
Я в группе реализовывала проект о воде (в течение месяца с детьми проводили много опытов, ставили эксперименты, наблюдали, сравнивали и делали выводы). Всю работу я построила, в виде игровых занятий в лаборатории. Лаборатория находится у нас в уголке природы, где я размещала необходимые предметы и вещества, а дети смешивали, пробовали разные комбинации и приходили к единому мнению по тому или иному опыту. Некоторые опыты дети повторяли дома.
Демонстрационный и раздаточный материалы подбирался мной с учетом содержания занятий. Во время проведения опытов целесообразно надевать фартучки, можно прикреплять на груди опознавательные значки. Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований.
Сегодня я покажу вам МАСТЕР-КЛАСС экспериментальной деятельности
«Путешествие капельки» (свойства и качества воды)
Эксперимент вы можете проводить как для детей, так и вместе с детьми.
(6 детей – взрослых), столы, фартуки, оборудование для опытов…
Ход экспериментальной деятельности:
1 часть. Организационный момент.
Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы много узнать, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку.
……………………………………………………………………………..
2 часть. Проблемная (мотивационная) ситуация.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. А вы должны быть внимательными и отгадать их.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …. воды
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу… вода
- О чём эти загадки? (о воде) Итак, значит, о чём мы сегодня будем говорить? (о воде)
Ребята, присаживайтесь на стульчики.
…………………………………………………………………………….
3 часть. Сказка про капельку.
Посмотрите, кто к нам пришел? (Картинка - Капелька) Послушаете сказку про капельку.
«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром.
Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. После того, как капелька оказалась на земле, недолго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужу постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.
Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.
Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю».
……………………………………………………………………………….
4 часть. Беседа по содержанию сказки.
- О чём эта сказка?
- Что интересного случилось с капелькой?
- Во что может превратиться капелька?
……………………………………………………………………………….
5 часть. Опыты.
Ребята, представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Надо доказать, что снежинка-“паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.
Но прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Дети: Не шуметь – этим мы мешаем другим.
Аккуратно обращаться с посудой.
Слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта, закончив наблюдение, сделать вывод.
Восп: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Восп: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что ж приступим
(дети проходят к рабочим местам)
Ребята, т.к. в лаборатории во время опытов, можно испачкаться, нам нужно надеть фартуки.
Опыт № 1:
У вас 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. Предлагаю вам перелить воду из одного стакана в другой. «Что происходит? Почему?».
Вывод: вода жидкая, может течь, льется.
Опыт № 2:
На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Какого цвета вода? Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой, бросить предмет).
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная
Опыт № 3
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 4
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт № 5:
Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?
Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт № 6:
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Что произошло? Что это такое?
Вывод: пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сестры? (Да) Почему?
ИТАК, подводим итог всех опытов о свойствах воды:
Вода – какая? Дети: Жидкая, прозрачная, без вкуса и запаха.
Вода превращается (Дети) в лёд и в пар.
…………………………………………………………………………………
6 часть. Физкультминутка «Море волнуется» (запись «шум моря»)
…………………………………………………………………………………
7 часть. Игры.
А теперь давайте поиграем.
Игра «Кому нужна вода?»
Давайте подберём картинки «Кому нужна вода?» Почему вы так думаете
Игра “Где спряталась вода”
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
И речушкой разольётся…
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода в природе.
А теперь у нас очень интересная игра.
Путешествие-поиск капелек по группе.
Помогите Капельке найти своих сестер в нашей группе.
(Дети в группе находят места где может находиться вода и приклеивают маленькую капельку. Например: в уголке природы; около мойки в подсобном помещении; в игровом уголке; в туалетной комнате и т.д.)
……………………………………………………………………………….
8 часть. Итог занятия. Рефлексия.
Капелька: Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек - капелек. А я остаюсь жить у вас в группе, буду с вами играть.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем выводы проанализируем занятие:
- Что вы узнали о воде?
- Кому нужна вода? Для чего?
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!
Самоанализ МСТЕР-КЛАССА:
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я никогда не забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и непонятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Пример – сегодняшний мастер-класс. Целью своей я ставила:
- Ознакомление детей с представлением о воде, её свойствах;
- Развитие логического мышления, воображения, фантазии у детей; обогащение словарного запаса;
- Воспитание любознательности, пробуждение интереса к природе, её явлениям.
Я думаю, что после той экспериментальной работы, которую я представила на мастер-классе, у детей зародился интерес к исследованию природы, происходит развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение), я в полной мере простимулировала познавательную активность и любознательность детей.
Сегодня на мастер-классе мной были представлены простейшие опыты с водой, т.к. более сложные на периферии проводить очень сложно (слишком много материала нужно привезти).
Ещё в это занятие у меня входило: нетрадиционное рисование «кляксография с трубочкой» (я не показала, боялась превысить регламент). Почему я взяла кляксографию? Это такое же экспериментирование, только с красками, создание необычных образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...