Мастер-класс для педагогов ДОУ
методическая разработка по окружающему миру на тему

Бардина Наталья Викторовна

Представляю МАСТЕР-КЛАСС экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» (свойства и качества воды)

Эксперимент можно проводить как для детей, так и вместе с детьми. Прикладываю сопутствующую презентацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_s_samoanalizom.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС  с самоанализом      

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».             

   Это высказывание как нельзя лучше характеризует экспериментальную деятельность с детьми.        

Я в группе реализовывала проект о воде (в течение месяца с детьми проводили много опытов, ставили эксперименты, наблюдали, сравнивали и делали выводы). Всю работу я построила, в виде игровых  занятий в лаборатории. Лаборатория находится у нас в уголке природы, где я размещала необходимые предметы и вещества, а дети смешивали, пробовали разные комбинации и приходили к единому мнению по тому или иному опыту. Некоторые опыты дети повторяли дома.

Демонстрационный и раздаточный материалы подбирался мной с учетом содержания занятий. Во время проведения опытов целесообразно надевать фартучки, можно прикреплять на груди опознавательные значки. Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований.

Сегодня я покажу вам МАСТЕР-КЛАСС экспериментальной деятельности

«Путешествие капельки» (свойства и качества воды)

Эксперимент вы можете проводить как для детей, так и вместе с детьми.

(6 детей – взрослых), столы, фартуки, оборудование для опытов…

                          Ход экспериментальной  деятельности:

1 часть. Организационный момент.

Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.

Чтобы много узнать, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку.

……………………………………………………………………………..

2 часть. Проблемная (мотивационная) ситуация.

Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. А вы должны быть внимательными и отгадать их.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …. воды

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу… вода

- О чём эти загадки? (о воде) Итак, значит, о чём мы сегодня будем говорить? (о воде)

Ребята, присаживайтесь на стульчики.

…………………………………………………………………………….

3 часть. Сказка про капельку.   

Посмотрите, кто к нам пришел? (Картинка - Капелька) Послушаете сказку про капельку.

«Жила – была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром.

Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. После того, как капелька оказалась на земле, недолго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужу постепенно замёрзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замёрзла, ведь она теперь не могла двигаться.

Становилось всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень лёгкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.

Капелька сидела на своём облачке и мечтала вновь вернуться на землю».

……………………………………………………………………………….

4 часть. Беседа по содержанию сказки.

- О чём эта сказка?

- Что интересного случилось с капелькой?

- Во что может превратиться капелька?

……………………………………………………………………………….

5 часть. Опыты.  

Ребята, представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Надо доказать, что снежинка-“паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.

Но прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Дети:      Не шуметь – этим мы мешаем другим.

                Аккуратно обращаться с посудой.

               Слушать воспитателя, внимательно следить за результатом   опыта, закончив наблюдение, сделать вывод.

Восп: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Восп: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что ж приступим

(дети проходят к рабочим местам)

Ребята, т.к. в лаборатории во время опытов, можно испачкаться, нам нужно надеть фартуки.

Опыт № 1:

У вас 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. Предлагаю вам перелить воду из одного стакана в другой. «Что происходит? Почему?».

Вывод: вода жидкая, может течь, льется.

Опыт № 2:

На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Какого цвета вода? Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой, бросить предмет).

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная

Опыт № 3

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт № 4

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 5:

Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?

Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт № 6:

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Что произошло? Что это такое?

Вывод: пар – это тоже вода.

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сестры? (Да) Почему?

ИТАК, подводим итог всех опытов о свойствах воды: 

Вода – какая?  Дети:  Жидкая, прозрачная, без вкуса и запаха.

Вода превращается   (Дети)  в лёд и в пар.

…………………………………………………………………………………

6 часть. Физкультминутка «Море волнуется» (запись «шум моря») 

…………………………………………………………………………………

7 часть. Игры.

А теперь давайте поиграем.

 Игра «Кому нужна вода?» 

Давайте подберём картинки «Кому нужна вода?» Почему вы так думаете

Игра  “Где спряталась вода”    

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется.

И речушкой разольётся…

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода в природе.

А теперь у нас очень интересная игра.

Путешествие-поиск капелек по группе.  

Помогите  Капельке найти своих сестер в  нашей группе.

(Дети в группе находят места  где может  находиться  вода и приклеивают маленькую капельку. Например: в уголке природы; около мойки в подсобном помещении; в игровом уголке; в туалетной комнате и т.д.)

……………………………………………………………………………….

8 часть. Итог занятия. Рефлексия.

Капелька:  Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек - капелек. А я остаюсь жить у вас в группе, буду с вами играть.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем выводы проанализируем занятие:

- Что вы узнали о воде?

- Кому нужна вода? Для чего?

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – ВОДА!

Самоанализ МСТЕР-КЛАССА:

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я никогда не забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь  к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и непонятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Пример – сегодняшний мастер-класс. Целью своей я ставила:

  • Ознакомление детей с представлением о воде, её свойствах;
  • Развитие логического мышления, воображения, фантазии у детей; обогащение словарного запаса;
  • Воспитание любознательности,  пробуждение интереса к природе, её явлениям.

Я думаю, что после той экспериментальной работы, которую я представила на мастер-классе, у детей зародился интерес к исследованию природы, происходит развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение), я в полной мере простимулировала познавательную активность и любознательность детей.

Сегодня на мастер-классе мной были представлены простейшие опыты с водой, т.к. более сложные  на периферии проводить очень сложно (слишком много материала нужно привезти).

Ещё в это занятие у меня входило: нетрадиционное рисование «кляксография с трубочкой» (я не показала, боялась превысить регламент). Почему я взяла кляксографию?  Это такое же экспериментирование, только с красками, создание необычных образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...